Авиакомпания "Международные авиалинии Украины" решила усложнить с помощью судов и Генеральной прокуратуры выход на украинский рынок крупнейшего европейского лоукостера Ryanair. МАУ подала несколько исков против Мининфраструктуры, Ryanair и аэропорта "Львов" с требованием отменить соглашения о предоставлении льгот ирландскому авиаперевозчику и выплатить компенсацию за понесенные убытки от предоставления скидок конкуренту. Кроме того, МАУ потребовала от Генпрокуратуры провести расследование деятельности министра инфраструктуры Владимира Омеляна и генерального директора аэропорта "Львов" Татьяны Романовской. Опрошенные РБК-Украина юристы и эксперты сомневаются в перспективности претензий украинского перевозчика. Впрочем, эта ситуация может негативно повлиять на желание Ryanair выходить на украинский рынок, а страна понесет имиджевые потери за рубежом. Подробности - в материале РБК-Украина.
Украинская авиакомпания "Международные авиалинии Украины" подала сразу несколько исков против Министерства инфраструктуры, которыми пытается оспорить предоставление льгот для европейской авиакомпании Ryanair, заявлявшей о намерениях выйти на рынок Украины.
"Получил ряд судебных исков МАУ, суть которых следующая: 1. Отменить контракт Ryanair с аэропортом Львова. 2. Запретить министерству предоставлять содействие Ryanair в Украине", - написал в своем аккаунте в Facebook министр инфраструктуры Владимир Омелян.
По мнению министра, "Международные авиалинии Украины" используют все средства, чтобы заблокировать выход на украинский рынок авиакомпаний лоукост-сегмента и дать возможность украинцам летать в другие страны за небольшие деньги.
Напомним, что официально о планах Ryanair начать работу в Украине было объявлено 15 марта. Авиакомпания намеревалась уже этой осенью начать полеты из аэропортов "Борисполь" и "Львов" в несколько европейских стран.
Но позже из-за срыва переговоров с аэропортом "Борисполь" ирландский лоукостер отказался от выхода на наш рынок.
В распоряжении РБК-Украина оказались тексты всех трех исков МАУ к Министерству инфраструктуры.
В первом украинский авиаперевозчик просит признать незаконным действия Мининфраструктуры по подписанию соглашения с Ryanair от 15 марта. Как ранее писало РБК-Украина, им предусмотрены льготные условия аэропортового обслуживания в "Борисполе". В частности, для того, чтобы европейская компания начала полеты из Украины ставки аэропортового сбора были снижены до 7,5 долларов с пассажира.
МАУ также просит суд обязать министерство прекратить содействовать Ryanair в получении льгот или скидок, которые не доступны для МАУ. По мнению украинского перевозчика, закрепленная в договоренности Мининфраструктуры и Ryanair ставка аэропортового сбора в размере 7,5 доллара с пассажира для этого лоукостера не соответствует действующему законодательству. В МАУ утверждают, что этой преференцией не могут воспользоваться другие игроки рынка. Сейчас авиакомпании платят в "Борисполе", по данным МАУ, как минимум, 21 доллар с пассажира.
Во втором иске МАУ просит суд признать недействительным соглашение Мининфраструктуры и Ryanair об условиях обслуживания в аэропорту "Борисполь". Более того, истец требует взыскать с министерства в свою пользу убыток в размере более 20 млн гривен, который авиакомпания якобы получила в результате предоставления скидок на аэропортовый сбор Ryanair.
По версии МАУ после того, как была установлена льготная ставка аэропортового обслуживания, билеты на рейсы Ryanair оказались дешевле, чем у других авиакомпаний. В результате, это повлияло на снижение пассажиропотока на рейсах МАУ, говорится в иске. Из-за этого с марта по май доходность на рейсах украинского перевозчика Киев-Лондон, Киев-Стокгольм, Киев-Амстердам (Ryanair планировал начать полеты из Киева по схожим направлениям) упала на 20,05 млн гривен по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.
Несмотря на то, что Ryanair весной еще не осуществлял полеты по указанным маршрутам, в МАУ считают, что причина снижения доходности кроется именно в подписании соглашения Мининфраструктуры с Ryanair.
Оспаривает МАУ и договор Ryanair с аэропортом "Львов" и просит признать его недействительным. В своем третьем иске МАУ жалуется, что "Львов" в начале года внес в свое положение о предоставлении скидок на аэропортовое обслуживавшие термин "новая авиакомпания".
При этом для "новых авиакомпаний" предоставлена льгота в 50% на пассажирское и наземное обслуживание при выполнении рейсов по новым направлениям в течение пяти лет. В МАУ заверяют, что такая скидка была предоставлена Ryanair. А поскольку МАУ уже давно летает во "Львов", она не может претендовать на эти льготы. Впрочем, украинский перевозчик может рассчитывать на 50-процентную скидку при обслуживании новых рейсов только в течение одного года, утверждают в компании. Такие условия работы МАУ называет дискриминационными.
Вчера в МАУ запрос РБК-Украина проигнорировали. Но на официальной странице МАУ в Facebook опубликовано заявление авиакомпании, в котором, среди прочего, сказано, что украинская авиакомпания выступает за равные и прозрачные условия деятельности на авиарынке Украины для всех без исключения игроков. "Мы поддерживаем намерения любого перевозчика осуществлять воздушные сообщения с Украиной. Для нас очевидно, что от роста рынка выигрывают все участники, - указано в сообщении. - Вместе с тем, Министерство создает особые условия аэропортового обслуживания для одного иностранного перевозчика. Это недопустимо и нарушает конкурентную среду на рынке авиаперевозок. С целью пресечения незаконных действий и восстановления своих нарушенных прав, авиакомпания МАУ в предусмотренном законодательством порядке подготовила и подала в суд ряд исков".
Как оказалось, подачей исков в суд украинский перевозчик не ограничился. Партнер юридического бюро ECOVIS "Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь, который представляет интересы МАУ в нескольких судебных процессах, опубликовал на своей странице в Facebook копию заявления президента авиакомпании Юрия Мирошникова о совершении уголовного преступления. Этот документ направлен в Генеральную прокуратуру.
В своем обращении к ГПУ МАУ обвиняет генерального директора аэропорт "Львов" Татьяну Романовскую в злоупотреблении служебным положением при предоставлении льгот новому авиаперевозчику, которые недоступны другим авиакомпаниям. Кроме того, МАУ считает, что при подписании соглашения об условиях работы Ryanair в "Борисполе" злоупотребил полномочиями и министр инфраструктуры Владимир Омелян.
"Меморандум, который подписал министр с Ryanair, противоречит закону и заключен министром с превышением своих полномочий. Условия обслуживания, которые львовский аэропорт под давлением министра предоставил Ryanair, являются дискриминационными и нарушают закон. Декларация благих намерений не может оправдывать нарушение закона. Если министр нарушил закон, то он должен нести юридическую ответственность", - заявил Олег Бондарь.
Генеральный директор аэропорта "Львов" Татьяна Романовская публично опровергла обвинения МАУ. "В обращении в прокуратуру МАУ подало неправдивую информацию, которая призвана оказать давление на государственное предприятие", - написала она в Facebook. К примеру, МАУ может воспользоваться максимальной 80-процентной скидкой на обслуживание в аэропорту новых рейсов даже на пятом году их выполнения. Для этого авиаперевозчику надо перевести по новым маршрутам более 85 тыс. пассажиров за год.
В Ryanair на просьбу РБК-Украина прокомментировать ситуацию ответили традиционно - руководитель отдела по коммуникациям авиакомпании Робин Кейли заявил изданию, что они комментируют слухи или спекуляции.
Опрошенные РБК-Украины юристы считают, что у исков МАУ практически нет перспективы, равно как и добиться результатов обращением в Генпрокуратуру. Но судебные тяжбы, развязанные украинским перевозчиком, могут негативно отразиться на имидже Украины за рубежом. Старший партнер юрфирмы "Ильяшев и Партнеры" Роман Марченко (специализируется на авиационном праве), считает, что иски МАУ не будут удовлетворены в силу разных причин. "Это произойдет и с учетом политико-правовых мотивов. Создавать прецедент и взыскивать с государственного органа убытки, которые напрямую не были вызваны решениями министерства, некорректно. Снижение цен - это бизнес-решение МАУ. За это по итогу не может отвечать кто-либо, кроме МАУ. Никто авиакомпанию силой не принуждал к снижению цен", - отмечает он.
Кроме того, Марченко считает, что по вопросу возможного предоставления льготных ставок Ryanair МАУ стоило сначала обращаться в Антимонопольный комитет. "Это сфера антимонопольного права. Только после того, как АМКУ, возможно, пришел бы к выводам о том, что Ryanair все-таки были предоставлены льготные условия, можно было бы пытаться обращаться в суд с требованием возместить убытки, связанные с этим фактом. В таком случае шансы на выигрыш процессов были бы значительно больше, - считает юрист. - Вполне возможно, что МАУ, подавая эти иски, пытается создать дополнительную нервозность и тем самым снизить шансы на выход на рынок реальных конкурентов. Это стандартная борьба".
Схожие ожидания и у аналитика юридической компании Kinstellar Алексея Бурчевского (специализируется на авиационном праве). "МАУ требует признать, в первую очередь, недействительным меморандум, который подписало Министерство инфраструктуры и Ryanair в марте, но может ли подобный документ иметь юридические последствия - вопрос весьма дискуссионный. Относительно "Львова" считаю, МАУ не конкурирует с Ryanair напрямую на львовских маршрутах. Соответственно, доказать нарушение своих прав будет еще сложнее. По моему убеждению, МАУ просто пытается указанными исками окончательно отбить желание ирландского лоукостера заходить в Украину, и вполне может преуспеть в этом", - говорит он.
Эксперт авиационного рынка Сергей Хижняк считает, что признавать недействительным соглашение, заключенное в марте между Мининфраструктуры и Ryanair, нелогично, поскольку оно составлено в виде письма о намерениях. "То есть, этот документ не носит обязывающий характер для обеих сторон", - считает Сергей Хижняк.
Скептически настроены юристы и по поводу заявления МАУ в Генпрокуратуру. Старший партнер адвокатской компании "Кравец и Партнеры" Ростислав Кравец считает, что возбуждение дела по этому обращению может произойти только в случае, если какой-либо суд обяжет прокуратуру это сделать. "До этого обращение будет пылиться в прокуратуре Киева, куда оно, скорее всего, будет спущено из Генпрокуратуры. Чтобы добиться возбуждения дела, заявитель, скорее всего, обратится в Печерский райсуд Киева, который обяжет прокуратуру возбудить дело", - рассказывает он.
Но иски МАУ могут быть направлены не только на отмену договоренности между Мининфраструктуры и Ryanair. Сергей Хижняк называет иски авиакомпании "ударом ниже пояса по имиджу Украины в мире". "Непонятно зачем подавать эти иски, зная, что Ryanair приостановил переговоры о выходе в Украину. Как вариант, иски поданы для того, чтобы отбить желание у Ryanair выходить в нашу страну, - говорит он. - Если МАУ выиграет все иски, это приведет к тому, что за рубежом Украину будут считать полноправным членом третьего мира. В любых переговорах, даже самых жестких, всегда надо понимать, где та черта, которую переступать не стоит. Юридических последствий для Украины не будет, но будут огромные имиджевые потери для Украины".