ua en ru

как присутствие Ryanair изменит украинский рынок авиаперевозок

как присутствие Ryanair изменит украинский рынок авиаперевозок Дэвид О'Брайан и Владимир Омелян надеются на долгосрочное сотрудничество

Крупнейший европейский лоукостер Ryanair с октября начинает полеты из украинских аэропортов "Борисполь" и "Львов". Летать авиакомпания из Украины планирует в девять европейских городов. Пассажирам перевозчик обещает, что они смогут путешествовать в Европу, заплатив за билет в одну сторону от 20 евро. Но  эксперты сомневаются, что Ryanair удастся сохранить заявленную карту полетов и низкие цены билетов. Подробности в материале РБК-Украина.

Ждать до осени

"Я очень рад тому, что Украина будет 34-ой страной в сети Ryanair", - заявил сегодня, 15 марта, коммерческий директор европейского лоукостера Ryanair Дэвид О'Брайан. По его словам, начать полеты из Украины компания решила, учитывая потенциальный рост авиационного пассажиропотока в нашей стране. "Из Киева выполняется 66 рейсов в европейские города, в то время как из Дублина - 155. Это признак того, что есть потенциал для роста", - уверен О'Брайан.

Ryanair заявили, что намерены летать из международного аэропорта "Борисполь" в Великобританию: в лондонский аэропорт "Станстед" пять раз в неделю и три рейса в Манчестер. Лоукостер будет осуществлять четыре рейса в неделю в Стокгольм (Швеция) и три рейса в Эйндховен (Нидерланды).

Более привлекательные для украинцев направления, Ryanair будет покрывать из международного аэропорта "Львов". Оттуда трижды в неделю авиаперевозчик намерен выполнять рейсы в Краков и Вроцлав (Польша), а в Будапешт (Венгрия), Берлин, Мемминген (Германия) –по два полета. Всего Ryanair еженедельно будет выполнять 31 рейс из Украины в Европу. Авиакомпания планирует перевозить на этих направлениях 510 тыс. пассажиров в год.

Дэвид О'Брайан объяснил РБК-Украина заявленный выбор направлений тем, что в зимний сезон (с октября по март), когда Ryanair начинает полеты из Украины, большим спросом пользуются рейсы, связывающие крупные города. А "более солнечные направления", например, рейсы в Испанию и Италию, компания планирует осуществлять с летнего периода 2018 года.

При этом Дэвид О'Брайан обещает, что после выхода Ryanair на украинский рынок авиаперевозок цены на билеты снизятся. Но насколько он уточнить не смог. "Мы пытаемся заполнить рейсы, чтобы самолеты летали полными. То есть, спрос пассажиров определяет цены на наши билеты, - сказал он. - В этом отличие нашей компании от традиционных авиакомпаний, которые пытаются найти определенный баланс между высокой стоимостью билета и использованием полупустого самолета", - пояснил коммерческий директор Ryanair.

По его словам, стоимость билетов на рейсы Ryanair из Украины стартует от 19,99 евро в одну строну. Но, на сайте авиакомпании за такую сумму можно купить билеты, начиная с октября, на рейс из Борисполя в Эйндховен, а также на большинство рейсов лоукостера из аэропорта "Львов". За полет в Лондон, Манчестер и Стокгольм украинцам придется заплатить от 24,99 евро. То есть, цены на перелеты рейсами Ryanair ниже, чем уже у летающих из Украины по этим направлениям других перевозчиков, примерно в три раза. По данным skyscanner.net, сейчас купить билет на 30 октября на прямой рейс Киев-Лондон можно по ценам от 69 евро, Стокгольм – от 87 евро. В Манчестер билет стоит с пересадкой стоит от 110 евро, а в Эйндховен – 327 евро.

Конкурентная борьба

И эксперты, и участники рынка считают Ryanair серьезным конкурентом на заявленных компанией маршрутах. "Из Киева это - Лондон, Стокгольм, где уже выполняют полеты МАУ и Wizz Air, а из Львова - Берлин и Вроцлав. Кроме того, тут стоит добавить и Эйндховен, который распложен примерно в 50 км от немецкого Дюссельдорфа, куда из Киева летает МАУ, - говорит эксперт авиационного рынка Андрей Ярмак. - Поэтому пассажирам стоит ждать интересных ценовых предложений по этим маршрутам в рамках конкурентной борьбы. В итоге стоимость билетов может снизиться на 10 и больше процентов на первых этапах выполнения рейсов". Заместитель генерального директора по коммерции Tickets.ua Виктор Войцеховский считает, что во время выхода на рынок Ryanair будут предлагать пассажирам акционные билеты по низкой цене. "В ответ игроки рынка будут вынуждены снижать цены на свои рейсы, чтобы не потерять пассажиров. Но, как долго продлиться такая ситуация на рынке, будет зависеть от того, какую стратегию работы на украинском рынке сформулирует для себя европейский лоукостер. Думаю, что в будущем Ryanair, скорее всего, поднимет цены до экономически обоснованного уровня", - уверен Войцеховский.

В авиакомпании Wizz Air не смогли оценить последствия выхода на украинский рынок своего основного конкурента в лоу-кост сегменте, но заявили, что будут по-прежнему предлагать украинцам "рейсы по самым низким ценам". "Открытая конкуренция дала возможность Wizz Air стать самой большой лоу-кост авиакомпанией Центральной и Восточной Европы, которая сегодня предлагает более 500 маршрутов в 40 странах. Авиаперевозчик выполняет рейсы по 21 направлению в 8 стран из двух украинских аэропортов в Киеве и Львове. Нашим украинским пассажирам мы будем предлагать рейсы по самым низким ценам и надеемся, что скоро сможем предоставить ещё больше возможностей для дальнейшего расширения сети лоу-кост маршрутов в Украине", - сообщили в пресс-службе авиакомпании.

Вполне возможно, что Ryanair удастся договориться с основным игроком авиарынка Украины - авиакомпанией МАУ. Дэвид О'Брайан сообщил, что уже обсуждал с министром инфраструктуры Владимиром Омеляном возможное сотрудничество Ryanair и МАУ, необходимое "для обеспечения связи между западом и востоком".

Источник РБК-Украина на авиационном рынке уточнил, что сотрудничество между авиакомпаниями может заключаться в том, что европейским пассажирам могут быть интересны полеты в Украину ради пересадки на азиатские рейсы МАУ. "Поскольку у Ryanair нет дальневосточных направлений, для них может быть интересно сотрудничество с МАУ. Рейсы МАУ в Пекин дадут Ryanair дополнительный трафик на киевские рейсы. С МАУ пока это не обсуждалось, но для них любой подвоз пассажиров интересен", - рассказал собеседник издания, знакомый с ситуацией.

В свою очередь, глава набсовета авиакомпании МАУ Арон Майберг заявил РБК-Украина, что он ничего не знает о переговорах Ryanair с Мининфраструктуры. "Лично я отрицательно отношусь к вмешательству Мининфраструктуры в коммерческие отношения. Это плохо пахнет", - заявил он. О том, что МАУ не ведет никаких переговоров с европейской авиакомпанией, РБК-Украина заверила корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.

"И мы были бы удивлены предложением о сотрудничестве между Rayanair и МАУ, поскольку базовым принципом модели лоу-кост перевозчиков является отсутствие договоров интерлайна (о взаимном признании перевозочной документации), договоров SPA (о применении специальных тарифов на трансферных маршрутах) и код-шеринге (об обмене кодами и совместной эксплуатации воздушных линий) с другими перевозчиками, которыми и определяются условия сотрудничества", - заявила она.

Сомневается в сотрудничестве МАУ и Ryanair и экс-председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк. "Системы продаж билетов у лоукостеров работают автономно и не предусматривают возможности продажи единого сквозного билета, к примеру, Манчестер-Киев на Ryanair и Киев-Алматы на МАУ. Ryanair не будет перестраивать свою систему для того, чтобы загрузить свои четыре рейса в Киев транзитными пассажирами из Европы для дальнейшей их развозки МАУ. Для Ryanair это будут неоправданно высокие затраты", - говорит он. При этом он считает удачными рейсы Ryanair из Львова. "Из Львова они будут возить украинцев, которые работают в Европе. Обратно – европейских туристов, которым есть что предложить во Львове", - уточнил Антонюк. Но пассажиропоток в Европу значительно увеличится лишь после того, как Евросоюз отменит визы для украинцев. ."Пока не отменят визы дополнительный регулярный поток между Украиной и ЕС не появится. Авиакомпаний просто будут перетягивать друг у друга рынок разными способами", - отметил экс-начальник отдела авиационного транспорта Мининфраструктуры Валентин Згурский.

Денис Антонюк считает, что, скорее всего, киевские рейсы Ryanair не удастся загрузить в достаточной мере, поэтому авиакомпания будет сокращать их частоту, либо вообще отменит. "В свое время Wizz Air уже летал пять раз в Лондон, однако из-за низкой загрузки уменьшил частотность до двух в неделю. Тем более, меньше пассажиров удастся найти для рейсов в Манчестер. Примерно такая же ситуация была на направлении Киев-Стокгольм, где несколько лет назад уже летал тот же Wizz Air и, не найдя достаточного числа пассажиров, отменил полеты по этому направлению, - напомнил Денис Антонюк. –Заявленные киевские рейсы - это больше пиар-ход со стороны Министерства инфраструктуры".