ua en ru

почему цены на авиабилеты резко пошли вниз

почему цены на авиабилеты резко пошли вниз Украинцы смогут покупать авиабилеты по ценам европейских лоукостеров (фото: airport-ostrava.cz)

Как стало известно РБК-Украина, министр инфраструктуры Владимир Омелян договорился с европейским лоукостером Ryanair, который осенью начнет полеты из Украины, о ставке аэропортового сбора в "Борисполе" в 7,5 долларов за каждого пассажира. Сейчас авиакомпании платят международному аэропорту 17 долларов с пассажира. Для того, чтобы льготной ставкой смогли воспользоваться и другие авиаперевозчики, летающие из "Борисполя", руководство аэропорта разработало систему скидок на уплату аэропортового сбора.

Максимальную выгоду из всех работающих в стране авиаперевозчиков получит крупнейшая украинская авиакомпания "Международные авиалинии Украины". Она уже объявила о начале продаж билетов по новому low cost тарифу, сравнимому с ценами на билеты ведущих европейских бюджетных авиакомпаний. Стоимость билетов по Украине стартует с 9 долларов, а при полетах за рубеж - с 21 долларов. Но купить билет по такой цене пассажиры смогут за 10 и более месяцев до вылета, и возврату посадочные документы подлежать не будут.

Каким образом выход на украинский рынок Ryanair скажется на стоимости авиаперелетов для украинцев - в материале РБК-Украина.

Условия для одного

В распоряжении РБК-Украина оказалась копия письма о намерениях, которое по итогам переговоров подписали министр инфраструктуры Владимир Омелян и коммерческий директор авиакомпании Ryanair Дэвид О'Брайен. В документе прописаны ключевые условия работы ведущего европейского лоукостера в международном аэропорту "Борисполь". Напомним, что Ryanair осенью планирует начать летать в европейские города из Киева и Львова. В письме, которое оказалось в распоряжении издания, речь идет о сотрудничестве авиакомпании со столичным аэропортом.

В документе указывается, что окончательная сумма сбора, который министерство и аэропорт "Борисполь" установят для авиакомпании Ryanair, составит 7,5 долларов с каждого пассажира. Этот тариф будет действовать в течение четырех лет с момента начала полетов в аэропорты, ранее не охваченные рейсами из "Борисполя". Сейчас авиакомпании летающие из "Борисполя", платят аэропортовый сбор с каждого пассажира в размере 17 долларов. Таким образом, Ryanair, выходя на украинский рынок, добился от министерства существенного снижения ставки.

В документе отмечается, что ставка сбора в 7,5 долларов рассчитана с учетом годового пассажиропотока Ryanair в не менее 150 тыс. пассажиров (в денежном эквиваленте - около 1,13 млн долларов, - ред.). Эта сумма также включает пониженный сбор на безопасность, который составит 3 доллара вместо нынешних 4-х долларов. В письме, в частности, указано, что снизить ставку этого сбора министерство должно до начала полетов европейской авиакомпании. Кроме того, в документе указывается, что от Ryanair ожидают в 2018 году пассажиропоток в 250 тыс. пассажиров, учитывая, что авиакомпания намерена совершать 15 полетов в неделю.

Генеральный директор аэропорта "Борисполь" Павел Рябикин уточнил РБК-Украина, что 7,5 долларов - это все расходы Ryanair в аэропорту "Борисполь". Помимо сбора на безопасность, по его словам, аэропортовый сбор - 3,5 доллара - включает плату с пассажиров за обслуживание в терминале и за взлет-посадку самолета. "Это конечный размер аэропортового сбора после 80% скидки", - рассказал Рябикин изданию. Помимо 7,5 долларов, Ryanair будет платить за услуги хендлинговых компаний (наземное обслуживание самолетов) 1,3-2 доллара с пассажира.

В письме, которое состоит всего из четырех пунктов, один посвящен условиям полетов лоукостера в лондонский аэропорт "Станстед". Это неслучайно - если остальные рейсы Ryanair из Киева в европейские города не осуществлялись, то в Лондон уже летают другие авиакомпании. Ставка аэропортового сбора в 7,5 долларов будет распространяться и на этот рейс, а ее снижение будет компенсировано за счет роста неавиационных доходов "Борисполя" (например, доходы от продаж в duty-free). Но льготная ставка для рейса Киев-Лондон будет отменена, если из-за выхода европейского лоукостера на этом маршруте пассажиропоток снизится на 10%. В этом случае сбор составит 15 долларов с пассажира.

почему цены на авиабилеты резко пошли вниз

Владимир Омелян до подписания соглашения между европейской авиакомпанией и украинскими аэропортами комментировать условиях их сотрудничества отказался. Однако ранее в интервью РБК-Украина министр подтвердил, что письмо о намерениях действительно существует. "Мы провели переговоры с аэропортом "Борисполь" и с Ryanair. Мной было подписано письмо о намерениях в присутствии представителя "Борисполя". Там была не только фиксация цены, но и ряд других параметров, которые являются приемлемыми для "Борисполя". Сейчас аэропорт работает над воплощением всех этих параметров", - заявил чиновник.

Источник РБК-Украина на авиационном рынке, пожелавший остаться неназванным, рассказал изданию, что письмом о намерениях условия сотрудничества между Ryanair и аэропортами не ограничиваются. По его словам, существует еще один отдельный документ, в котором прописаны обязательства авиакомпании перед Украиной. Впрочем, уточнить детали собеседник не смог.

Преференции для всех

Выполнение договоренностей по снижению ставки сбора для европейского лоукостера позволят Мининфраструктуры добиться уменьшения сборов для всех авиакомпаний, летающих из "Борисполя". Первый шаг в этом направлении ведомство уже сделало, обнародовав проект приказа о снижении аэропортового сбора в "Борисполе" с 17 до 13 долларов.

Но и эта цифра не окончательная. Чтобы установить ставку в 7,5 долларов для всех игроков рынка, "Борисполь" должен предоставить им скидку до 80%. Согласно законодательству, и сейчас директора аэропортов могут предоставлять такую скидку авиакомпаниям, но основания для этого четко не прописаны. В случае утверждения приказа Мининфраструктуры, которое ориентировочно ожидается к 5 июля, скидка на уплату аэропортового сбора будет предоставляться "для расширения географии полетов из аэропорта и увеличения пассажиропотока".

Параллельно аэропорт "Борисполь" обнародовал обновленную версию своего положения о применении понижающих коэффициентов к аэропортовым сборам.

"Мы решили изменить скидочную программу таким образом, чтобы она примерно соответствовала тем условиям, которые выдвигает Борисполю Raynair. Но эта программа будет соответствовать ожиданиям Raynair только тогда, когда проект приказ Мининфраструктуры о снижении аэропортового сбора с пассажира с 17 до 13 долларов пройдет все формальности и будет подписан, - пояснил РБК-Украина Павел Рябикин. - Кроме того, программой скидок смогут воспользоваться и другие авиакомпании, поскольку скидки не могу быть эксклюзивными. Рекордная прибыль прошлого года (чистая прибыль "Борисполя" в 2016 году превысила 50 млн долларов, - ред.) и высокие финансовые показатели первого квартала текущего показывают, что мы можем себе это позволить".

Аэропорт готов предоставить авиакомпания три вида скидок. Первый дисконт будет действовать при открытии нового рейса из "Борисполя" в любой аэропорт, расстояние от которого до какого-либо аэропорта, куда уже выполняется рейс из Украины, составляет не менее 100 км. Скидки на новые направления будут применяться в течение четырех лет - в первый год выполнения она оставит 80%, второй - 60%, третий - 40%, четвертый - 20%.

Еще одна категория скидок будет применяться к трансферным пассажирам, использующим аэропорт "Борисполь" только для пересадки на другой рейс. В этом случае дисконт для авиакомпании составит 80% на всех таких пассажиров.

Третий тип скидок будет зависеть от пассажиропотока независимо от того, выполняет ли авиакомпания новый или уже существующий рейс. Их размер будет варьироваться от 10% (если годовой пассажиропоток составит от 100 до 300 тыс. пассажиров) до 50% (при пассажиропотоке 2,4-4,8 млн человек) и 60% (свыше 4,8 млн пассажиров).

Кому выгодно?

Партнер юрфирмы "Анте", специалист по авиационному праву Андрей Гук считает, что от внедрения новой системы скидок в "Борисполе" максимальную выгоду получит украинская крупнейшая авиакомпания МАУ. "От двух из трех типов скидок выиграет как раз МАУ, в частности, от скидок, зависящих от объемов перевозок и для трансферных пассажиров", - уверен эксперт.

Он считает, что условия предоставления этих скидок можно было бы считать справедливым, если бы их применении было бы ограничено во времени. "К примеру, можно было бы установить, что если авиакомпания перевезет за год 300 тыс. пассажиров, то она получит 50% скидки к аэропортовым сборам. Но для того, чтобы получить такую скидку в следующем году, авиаперевозчику надо было бы нарастить пассажиропоток на 20%. Но этого не сделано. Скидки по объемам перевозок и скидки к трансферным пассажирам предоставляются бессрочно, а должны были бы мотивировать".

Как говорит эксперт по авиационному праву, партнер юридического бюро ECOVIS "Бондарь и Бондарь" Олег Бондарь, который представляет интересы МАУ в нескольких судебных процессах, в преддверии Евро-2012 министерство инфраструктуры и аэропорт Борисполь публично пообещали МАУ программу скидок на аэропортовые сборы для того, чтобы мотивировать МАУ перейти в только что построенный терминал "Д". "После того, как авиакомпания перевела все рейсы в новый терминал, государство о своих обещаниях забыло. МАУ пришлось добиваться объявленных скидок в судебном порядке", - говорит он.

По информации источника на авиационном рынке, эффективный размер скидок МАУ в Борисполе в результате выигранных судебных процессоров сейчас не превышает 25%.

Теперь же МАУ сможет претендовать на скидку, зависящую от пассажиропотока, в 50% и 80% при применении скидок для транзитных пассажиров и обслуживания новых рейсов. Таким образом, у МАУ больше, чем у остальных авиакомпаний шансов воспользоваться всеми тремя видами скидок, предоставляемых аэропортом, и в результате платить ставку аэропортового сбора в 7,5 долларов наравне с Raynair.

Примечательно, но, согласно положению, разработанному "Борисполем", МАУ сможет воспользоваться скидками на эксплуатацию новых маршрутов, не только по совершенно новым направлениям, но и по открытым в течение предыдущих трех лет - к примеру, рейсы в Венецию или Коломбо. В "Борисполе" уточнили, что этой же нормой смогут воспользоваться авиакомпании, которые открывали в последние три года новые рейсы из "Борисполя", например, Ellinair, "Днеправиа", Air Serbia, если подадут заявку на применение программы стимулирования.

По словам Олега Бондаря, теперь, например, МАУ, с учетом ее объемов пассажиропотока, может претендовать в Борисполе на эффективную скидку всего до 45%. "В то же время стараниями министерства Raynair все равно получает лучшие условия - если будет внедрена идеология, которую отстаивает министр, то практически любой рейс Raynair из Борисполя на свои базы может считаться новым, а скидка для Raynair может составлять до 80%, - возмущается он. - А если еще учесть тарифы для Raynair в его базовых аэропортах, которые наверняка отличатся от тарифов, доступных там для МАУ, то получается, что новый лоукост явно находится в более выгодном положении. Уже сейчас можно утверждать, что такие действия министерства нарушают украинское законодательство и приводят к искажению конкуренции".

Но в результате - в выигрыше окажутся пассажиры, уверен Павел Рябикин. "Рынок стимулирует МАУ идти на снижение цен. Кроме того, мы подтолкнули МАУ к тому, что воспользовавшись условиями, аналогичными тем, которые выдвигает нам Ryanair, МАУ тоже смогли уйти в лоукост-сегмент", - заключил гендиректор "Борисполя".

К примеру, стоимость билетов по лоукост-тарифу МАУ по Украине теперь будут стартовать с 9 долларов, а при полетах заграницу - с 21 долларов. Правда, такие цены действуют при покупке билета за 10 месяцев и более от даты вылета, не включают в себя питания и багаж, за исключением 7 кг ручной клади. Кроме того, эти билеты нельзя вернуть. Но, в любом случае, у украинского пассажира появляется более широкий выбор ценовых предложений.