Правительство приступило к подготовке проекта бюджета на 2016 год. В основу бюджетной политики заложен экономический рост
Наталья Непряхина, Мария Цатурян, собкоры РБК-Украина
Правительство приступило к подготовке проекта бюджета на 2016 год. В основу бюджетной политики заложен экономический рост. Реальный ВВП прогнозируется на уровне 2%, инфляция - 9%, а курс доллара - 22,5 грн. Эксперты считают ожидания слишком оптимистичными, но в Минфине верят в чудо.
В порыве сказочного оптимизма
На внеочередном заседании правительства во вторник, 31 марта, до отъезда премьера Арсения Яценюка в Берлин, были утверждены "Основные направления бюджетной политики на 2016 год", подготовленные Минфином (см. сканы в конце текста). Согласно Бюджетному кодексу, этот документ должен быть передан на рассмотрение парламента в начале апреля. На его основе формируется проект бюджета на следующий год.
По данным РБК-Украина, несмотря на принятие бюджетной резолюции членами Кабмина, документ еще дорабатывают. "В основном замечания к содержанию документа, не к макропрогнозам", - уточнил источник РБК-Украина в правительстве.
"Основные направления..." - традиционно декларативный документ и его принятие в Верховной Раде особо ни к чему не обязывает правительство. Например, в прошлом году депутаты хоть и заслушали цели и задания Кабмина, но соответствующий проект постановления №4749 все же был снят с рассмотрения.
"В том, что есть такой документ, ничего плохого нет. Нам необходимо знать, куда мы идем. Когда стабильная ситуация, бюджетная политика должна формироваться, исходя из среднесрочного прогнозирования, хотя бы на ближайшие три года, сегодня с этим сложнее. В Украине много хороших законов, но то, как они выполняются - уже другой вопрос", - сказал замглавы бюджетного комитета ВР Сергей Мельник ("Блок Петра Порошенко").
Правительство рассчитывает, что госбюджет-2016 будет формироваться на основании восстановления экономики, преодоления бедности, достижения энергонезависимости. Приоритетом финансирования за счет бюджета станет развитие вооружения и военной техники, разработка и внедрение их новых образцов. Эти лозунги присущи практически всем бюджетным резолюциям, а за последний год - коалиционному соглашению, каждой стратегии, программе, презентации.
Поэтому уже в следующем году Кабмин ожидает роста реального ВВП до 2%, номинального - до 2,1 трлн грн, инфляция достигнет однозначного значения - 9% , а обменный курс будет зафиксирован на уровне 22,5 грн/долл. Отметим, что февральский вариант бюджетной декларации предусматривал рост экономики до уровня 0,5%, а инфляции - до 7%.
"Это один из возможных сценариев на 2016 год. Но, очевидно, что он оптимистичный", - сказал исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
Эти показатели, скорее всего, будут пересмотрены по результатам социально-экономического развития в 2015 году. Падение ВВП в текущем году прогнозируется на уровне 7,5%.
"В любом случае, прогноз слишком оптимистичный", - прокомментировал проектные данные на 2016 год директор Института экономического прогнозирования НАНУ Валерий Геец.
Однако, в Минфине заявили РБК-Украина, что "нужно верить в чудо", а параметры в "Основных показателях" базируются на Меморандуме с МВФ.
Фискальные отчаянные чаяния...
"Основные направления..." имеют еще четыре блока заданий: от приоритетных планов в налоговой, энергетической сферах - до развития культуры и науки. И несколько лет подряд бюджетная декларация содержит обещания сформировать систему налогового контроля, в зависимости от степени риска. А реализовать это все поможет внедрение системы электронного администрирования НДС, контроля за трансфертным ценообразованием (ТЦО), расширение сферы применения кассовых аппаратов.
"По ТЦО очень важно не только грамотно выписать закон, но и чтобы в Государственной фискальной службе (ГФС) были должного уровня эксперты и доступ к базам данных для проверки контролируемых операций", - заявила РБК-Украина глава наблюдательного совета Палаты налоговых консультантов Ольга Богданова.
В Украине большинство компаний готовит обоснование по ТЦО по методу чистой прибыли, что предполагает анализ показателей рентабельности, а для этого необходима финансовая отчетность и, соответственно, доступ к базам данных. "Насколько мне известно, у ГФС такого доступа сегодня нет", - подчеркнула Богданова.
У закона о ТЦО долгая история. Стараниями последнего Кабмина Николая Азарова нормы о ТЦО были приняты, бизнес начал готовится к сдаче отчетности. Но в начале 2014 года сроки подачи отчетов были перенесены, а в конце декабря парламент существенно пересмотрел налоговое законодательство, усилив полномочия налоговиков и штрафные санкции для предприятий, а также пересмотрел критерии связанности юрлиц.
И.о. президента Американской торговой палаты Тарас Качка отметил, что вновь планируется очередной пересмотр норм. "Переборщили тогда с этими нормами, и теперь рассматривается вариант оптимизации и по критериям, и по ответственности", - сказал он.
В системе электронного администрирования НДС также стоит ожидать изменений. Нынешняя критика со стороны бизнеса, преимущественно, касается того, что государство пытается заморозить и без того недостаточный объем оборотных средств.
Также при подаче февральской декларации не удалось включить суммы отрицательного значения НДС, сформированные до 1 января 2015 года. "До середины апреля будет понятно, удастся перенести их или нет, и является ли эта проблема системной", - добавил Тарас Качка.
По данным Богдановой, эксперты при поддержке депутатов и МЭРТ готовят законопроект об усовершенствовании норм:
- использовании единого счета для уплаты всех налогов и сборов;
- внедрении электронного кабинета плательщика и отельного сервиса оповещения бизнеса в режиме онлайн об операциях с рисковыми контрагентами;
- уголовной ответственности должностных лиц ГФС за коррупцию, злоупотребление служебным положением или бездействие в сфере борьбы с нарушениями законодательства.
Декларирует Минфин и возобновление работы в отношении внедрения непрямых методов контроля за доходами и расходами граждан, а также пересмотр системы налогообложения рентными платежами при добыче газа. Сегодня в Минфине уже собралась рабочая группа, чтобы обсудить оптимальную модель налогообложения.
Ранее миссия МВФ предоставила несколько сценариев, которые предусматривают пересмотр ставок рентной платы за пользование недрами при одновременном изменении ставки налога на прибыль. "Через 2-3 недели можно будет говорить о более подходящих сценариях для Украины", - отмечает Тарас Качка.
... и страдания по энергоэффективности
В 2016 году правительство намерено сбалансировать финансовое состояние НАК "Нафтогаз Украина" за счет установления рыночной цены на газ для населения и предприятий ТКЭ. Убытки "Нафтогаза" в первом квартале 2015 года составили 20,6 млрд грн. Хотя у экспертов есть сомнения относительно реальности декларируемых финпоказателей государственного монополиста.
Также планируется перейти на рыночные цены и в сегменте электроэнергетики, ликвидировав систему перекрестного субсидирования. Сейчас крупнейший потребитель - население - платит за энергоресурсы по ценам, не покрывающим их себестоимость. А образовавшуюся разницу энергокомпаниям компенсирует государство.
"Стоит готовиться к падению платежной дисциплины, но, полагаю, что все-таки кризиса платежей не будет. Население - вполне исправный плательщик, а долги в основном накапливают промышленные предприятия", - сказал президент центра глобалистики "Стратегия XXI" Михаил Гончар.
По его словам, ликвидация системы кросс-субсидирования в энергетике и приведение стоимости энергоресурсов к рыночному уровню, может увеличить расходы госбюджета на выплату компенсаций на оплату услуг ЖКХ для населения. "Но у этих субсидий, в отличие от покрытия тарифной разницы, другой принцип - они выплачиваются не просто потребителям, а социально незащищенным слоям населения, что вполне соответствует европейской практике. Разумеется, субсидии получат не все, оформлять их будет довольно непросто, но другого выхода нет", - уверен эксперт.
В правительственном распоряжении говорится, что переход отрасли к условиям рынка будет поэтапным, и должен сопровождаться установлением счетчиков для всех категорий абонентов. Предлагается законодательно закрепить конечный срок установки подомовых счетчиков тепловой энергии.
"Если государство заинтересовано в оперативном решении этого вопроса, необходимо жесткое предписание, обязывающее предприятия-исполнителей услуг устанавливать счетчики - с последующей компенсацией затрат из тарифа. Заставлять бытовых потребителей самостоятельно тратиться на счетчики - бесперспективно, особенно с учетом значительного роста коммунальных тарифов", - отметил Гончар.
По данным Минрегиона, к началу 2014 года тепловыми регуляторами и приборами коммерческого учета было оснащено около 40% многоквартирных домов. Уровень оснащения счетчиками предприятий к концу февраля с.г. составил 99%.
А шахты - снова на продажу
В документе зафиксировано намерение подготовить все угледобывающие предприятия к приватизации. Шахты, которые не удастся передать в частные руки, предлагается ликвидировать.
Впрочем, сделать это с шахтами, находящимися в зоне АТО невозможно, отмечает глава аналитического отдела ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин. "Прежде всего, необходима программа оптимизации работы шахт, а также проведение процедуры due diligence. Оценивают активы такого рода, прежде всего, исходя из экономической целесообразности извлечения запасов. Для этого необходимо провести геологические работы, выяснить, какова рыночная цена добытого ресурса, посмотреть прогноз ее динамики", - отмечает эксперт.
Он добавил, что, несмотря на неудовлетворительное состояние шахт, альтернативу украинскому углю найти сложно.
Напомним, выплата дотаций шахтам, находящимся в зоне АТО приостановлена с августа 2014 года. Ранее Арсений Яценюк заявлял, что в 2014 году шахты Донецкой и Луганской области получили из госбюджета более 55 млрд грн.
"Вряд ли сей час кто-то захочет вкладываться в покупку и модернизацию украинских угледобывающих предприятий. Оптимальным вариантом была бы их передача в аренду или концессию, в которых заинтересован отечественный бизнес", - резюмировал Дмитрий Чурин.