ua en ru

Госбюджет-2018: за что будет голосовать Верховная Рада

Госбюджет-2018: за что будет голосовать Верховная Рада Раде предстоит принять госбюджет на 2018 год уже в четверг, 7 декабря (фото: TheBankova-twitter)

Между первым и вторым чтением проекта госбюджета-2018 в Верховной Раде правительство увеличило доходы и расходы казны на следующий год

Кабинет министров увеличил доходы и расходы госбюджета на 2018 год. Чиновники уверяют, что планируемые поступления в казну абсолютно реалистичные и рассчитаны на основании обновленного макроэкономического прогноза. Чтобы профинансировать дополнительные расходы силовых ведомств, социальный блок и угодить депутатам-мажоритарщикам, правительство вынуждено взять больше с госкомпаний, в частности, с НАК "Нафтогаза". Кроме того, власти решили израсходовать очередную порцию конфискованных коррупционных средств, а не направлять эти деньги на покрытие дефицита госбюджета. Подробнее - в материале РБК-Украина.

В разгар бюджетного процесса парламент потребовал от правительства больше денег на силовые ведомства, армию, социальную помощь, медицину и образование. Вдобавок "разыгрался аппетит" у депутатов-мажоритарщиков, настаивающих на увеличении финансирования своих округов. Перед первым чтением госбюджета, как писало РБК-Украина, от депутатов поступило правок на 1,4 трлн гривен. Часть из них учтена. За три недели подготовки проекта ко второму чтению Кабинет министров увеличил расходы казны на следующий год почти на 40,5 млрд гривен. При этом доходы, согласно обновленной смете, вырастут на 36,5 млрд гривен.

"Сливки" госкомпаний

Львиную долю дополнительных поступлений составят налог на прибыль предприятий и прибыль государственных и коммунальных компаний. По сравнению с сентябрьской редакцией бюджета доходы по этим статьям вырастут на 9,5 млрд гривен и 13,9 млрд гривен соответственно.

Госбюджет-2018: за что будет голосовать Верховная РадаВ Кабинете министров уверяют, что доходы "не раздували". Как пояснил РБК-Украина высокопоставленный чиновник из финансового блока правительства, выйти на увеличение доходной части удалось после пересмотра макропрогноза на 2018 год. Это решение Кабмин принял на прошлой неделе. "Мы видели необходимость пересмотреть макпропрогноз, так как предыдущий был сделан еще в мае. Сейчас в Бюджетном кодексе мы прописываем правило, что между первым и вторым чтением госбюджета нужно уточнять макропрогноз, чтобы были более корректные показатели", - пояснил собеседник.

Пересмотр макропоказателей - не единственная причина роста планируемых доходов. По словам чиновника, правительство рассчитывает получить больше дивидендов от НАК "Нафтогаз" в 2018 году, чем ожидалось ранее. "НАК - это госкомпания. Мы платим ему субсидиями, перенакачиваем деньгами. У "Нафтогаза" прибыль за девять месяцев - 30 миллиардов гривен. Потому считаем, что он может и должен заплатить больше дивидендов в госбюджет", - пояснил чиновник. Он уточнил, что больше дивидендов заплатит не только "Нафтогаз", но и другие госкомпании. "Мы увеличим долю отчислений дивидендов с 50% до 75% от прибыли", - добавил собеседник. В самом "Нафтогазе" к инициативе чиновников отнеслись сдержано, уточнив изданию, что примут любое решение своего основного акционера, то есть правительства, по выплате дивидендов.

Госбюджет-2018: за что будет голосовать Верховная РадаКонфисковать нельзя оставить

Чтобы профинансировать "допзаказ" от парламента, Министерство финансов предусмотрело доходы, которых в проекте не было перед первым чтением госбюджета-2018 в Раде. Среди прочего, речь идет о плате за лицензии на связь 4G и о конфискованных у коррупционеров средствах.

По оценкам Министерства финансов, совокупно эти две статьи должны принести бюджету 11 млрд гривен. Изначально деньги планировали направить на покрытие дефицита бюджета, а не "проедать" их через общий и специальный фонды. Потому в первой редакции проекта, внесенного в Раду в сентябре, этих сумм в доходной части не было. К слову, несколько похожая ситуация была в июле при внесении изменений в госбюджет-2017, когда депутаты "запустили руки" в "конфискат".

Как пояснил РБК-Украина источник в правительстве, при доработке проекта с комитетом по вопросам бюджета было принято решение часть средств, полученных от конфискации, направить на финансирование госбюджета, а часть - 4,7 млрд гривен - запланировать в доходы. Но пока неясно ни что это за конфискованные деньги, ни у кого их, собственно, конфискуют. "Мы получили подтверждение, что эти деньги будут", - сказал изданию правительственный чиновник. Но на уточняющий вопрос, от кого из ведомств было получено такое подтверждение, не ответил.

"Конфискат" пойдет в специальный фонд госбюджета, из которого эти деньги потратят на строительство дорог (2 млрд гривен), покупку авиационной техники для Министерства внутренних дел (700 млн гривен). Еще 2 млрд гривен из конфискованных средств направят в Фонд регионального развития (ФРР). Всего бюджет ФРР составит 6 млрд гривен.

Кроме того, правительство придумало, как потратить остатки конфискованных в этом году средств. Их, как следует из пояснительной записке к проекту бюджета-2018, в частности, направят на новую бюджетную программу Министерства обороны для "реализации мероприятий относительно повышения обороноспособности и безопасности государства". Эти "мероприятия" обойдутся бюджету в 2,7 млрд гривен.

Что же касается платы за лицензии по 4G, Кабмин еще в августе принял решение о проведении конкурса на их получение. Вице-премьер-министр - министр экономического развития и торговли Степан Кубив ранее заявлял, что общая сумма поступлений в государственный бюджет от выдачи лицензий в частоте 1800 МГц может составить 4 млрд гривен и 2,3 млрд гривен в диапазоне 2600 МГц.

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации пока объявила тендер в диапазоне радиочастот 2600 МГц. Тем не менее, в правительстве рассчитывают, что в следующем году этот источник дохода не подведет.

Сдали позиции

Доработанный ко второму чтению проект госбюджета-2018 вышел явно компромиссным для муниципалитетов. Министерство финансов, изначально пытавшееся перебросить часть расходов на местные бюджеты, во многих вопросах уступило. В частности, предлагалось передать на места оплату жилищных льгот в сумме 7 млрд гривен. В итоге от этого отказались, оставив расходы центральной казне. Перед голосованием за проект в первом чтении собеседники РБК-Украина в БПП уверяли, что этот вопрос решался в Администрации президента. "Минфин нехотя, но пересчитывает. Этот вопрос согласован. Это указание президента. Они уже не выкрутятся", - уверял издание народный депутат из президентской фракции, не пожелавший назвать свое имя. В правительстве "не выкрутились", им пришлось увеличить субвенцию местным бюджетам для выплаты жилищных субсидий и льгот почти на 16 млрд гривен.

Также в угоду местным бюджетам была увеличена медицинская субвенция на 0,7 млрд гривен. Кроме того, на медсубвенцию перераспределили 5,2 млрд гривен с программы по предоставлению первичной медицинской помощи населению. Как пояснили собеседники в правительстве, это связано с откладыванием запуска медицинской реформы, а именно пока еще неготовностью Национальной службы здоровья начать работу с медицинскими учреждениями.

Министерство финансов прописало в госбюджете субвенцию на социально-экономическое развитие регионов в размере 5 млрд гривен, деньги на которую изначально "перекинули" из Фонда регионального развития. В ФРР, как уже было сказано, частично компенсировали эту сумму за счет конфискованных средств. "Нашим проектом бюджета на 2018 год не была предусмотрена субвенция из госбюджета местным бюджетам на осуществление мероприятий по "соц-эконому". Но действительно, чтобы бюджет прошел через сессионный зал Рады, чтобы в следующем году принимались необходимые законы, субвенция социально-экономического развития – это тот минимум, который решает многие вопросы в работе с депутатами-мажоритарщиками", - в интервью РБК-Украина говорил заместитель министра финансов Сергей Марченко.

Не стоит забывать, что следующий год - предвыборный, а значит, власти нужно не только угождать чиновникам на местах, но и открывать больше новых социальных объектов - школ, больниц, дорог и другой социальной инфраструктуры. В проекте госбюджета заложено достаточно расходов для "перерезания ленточек". К примеру, 300 млн гривен предусмотрено на строительство Национального музея "Мемориал жертв Голодомора", 200 млн гривен планируют потратить на строительство Национального мемориального комплекса Героев Небесной Сотни - Музея Революции достоинства. 75 млн гривен и 50 млн гривен соответственно предлагается направить на реконструкцию и строительство объектов в дендропарке "Софиеевка" и создание Национального теннисного центра.

На этой неделе, в продолжение темы популярных решений и работы власти с электоратом, президент Петр Порошенко предложил правительству рассмотреть возможность повышения минимальной зарплаты в следующем году до 4100 гривен. Тогда как, согласно последней версии проекта госбюджета, размер "минималки" с января 2018 года составит 3723 гривны. Правда, в Кабмине говорят, что изучают этот вопрос. "В бюджете предусматривается норма, что если будет возможность в следующем году - будем повышать минимальную зарплату. Но пока у нас нет расчетов по 4100, о которых говорил президент", - пояснил РБК-Украина собеседник в правительстве.

Под покровом ночи

В Раде и Кабмине рассчитывают, что госбюджет будет проголосован в четверг, 7 декабря. Впрочем, не исключено, что депутаты традиционно будут принимать его под покровом ночи, до последнего продолжая "торги" с правительством за нужные им правки.

Учитывая, как это происходило в предыдущие годы, коррективы в документ могут вноситься по ходу рассмотрения. К примеру, как и в прошлом году, спорным является вопрос перераспределения дотаций аграриям. РБК-Украина ранее писало, что лоббисты никак не могут договориться о формате распределения и суммах, которые планируется выплачивать сельхозпроизводителям.

Перед первым чтением госбюджета-2018 было принято решение ограничить сумму дотации в 150 млн гривен для одной компании в год. Этот вопрос, как уверяют собеседники РБК-Украина в исполнительной власти, решался на уровне Администрации президента. И якобы ограничение лоббировал глава группы "Видродження" Виталий Хомутынник и владелец агрохолдинга "Кернел" Андрей Веревский. При этом больше остальных от ограничения проиграют птицеводческие предприятия, входящие в "Мироновский хлебопродукт" Юрия Косюка, а также компании Олега Бахматюка, которые получили в этом году львиную долю бюджетной дотации. Судя по всему, лимит останется. Но при подготовке госбюджета-2018 ко второму чтению чиновники вместе с депутатами урезали сумму дотации до 945 млрд гривен, перебросив 1,7 млрд гривен на программу поддержки животноводства, доведя расходы по ней до 4 млрд гривен. Вероятно, точка в этом вопросе еще не поставлена.