Как депутаты и правительство задумали поделить госбюджет-2018
Парламент на этой пленарной неделе так и не приступил к рассмотрению госбюджета-2018. Теперь в начале ноября депутатам предстоит разрешить все спорные моменты в проекте госбюджета, которые в документ внесло правительство.
В парламенте готовят проект госбюджета на 2018 год к первому чтению. В правительственной редакции он отягощает дополнительными расходами местные бюджеты. Министерство финансов предлагает возложить на места нагрузку по выплате льгот по оплате коммунальных услуг, сокращает медицинскую субвенцию, а также планирует изымать больше денег в госбюджет у богатых городов. Но с этими предложениями не согласны депутаты-мажоритарщики. Чтобы они были сговорчивее, правительство пообещало выделить субвенцию на социально-экономическое развитие территорий в размере 5 млрд гривен. Подробнее - в материале РБК-Украина.
В четверг утром, 19 октября, комитет Верховной Рады по вопросам бюджета принял решение рекомендовать парламенту принять за основу и в целом проект постановления о выводах и предложениях к проекту госбюджета на 2018 год. Голосование за проект постановления - это, по сути, первое чтение проекта госбюджета-2018.
Примечательно, что еще накануне этого решения - вечером 18 октября, у комитета не было готовых окончательных выводов. Проведя заседание комитета, депутаты решили взять паузу из-за несогласованных вопросов, договориться по которым комитет и Минфин не могли вот уже несколько недель.
В общей сложности к проекту бюджета-2018 подано 2284 правки. Для реализации заложенных в них расходов потребуется как минимум 1,4 трлн гривен, предварительно посчитали в бюджетном комитете. Но при доработке правительственного проекта к первому чтению комитет и Минфин увеличили расходную часть только на 2 млрд гривен. Компенсировать эти траты планируют, в том числе, за счет большей прибыли Нацбанка на 1,7 млрд гривен.
Коммунальный бунт
Одной из причин споров между депутатами и Минфином являются попытки ведомства использовать ресурсы местных бюджетов для решения задач, возложенных на правительство. В частности, с 2018 года чиновники предлагает "перебросить" на места расходы на оплату льгот для населения за жилищно-коммунальные услуги. При этом жилищные субсидии, как и сейчас, продолжат выплачивать из центральной казны, а льготы - из местных бюджетов. На эти цели муниципалитетам потребуется около 7 млрд гривен.
Но в Ассоциации городов Украины (АГУ) опасаются, что это решение может разбалансировать местные бюджеты. Стоит также учесть, что льготы будут предоставляться в случае финансовой возможности того или иного местного бюджета. Следовательно, существует риск, что, если в бюджете города не будет свободных денег, по выплате льгот возникнут долги.
К слову, проектом закона (№7116 от 15.09.2017), которым предлагаются изменения в Бюджетный кодекс, одобренные профильным комитетом Рады, правительство предлагает за счет местных бюджетов погасить задолженность по льготам за услуги ЖКХ. К началу сентября этот долг составлял 8 млрд гривен.
В Кабинете министров уверяют, что проблема не настолько критичная, как преподносят в городах. "На этапе второго чтения мы будем искать компромиссы. Не искать ресурс, а искать варианты решения вопроса. Давайте посмотрим, кто получает льготы – это, фактически, те же категории граждан, которые имеют право на субсидию. Поэтому давайте перекроем их за счет субсидиантов, давайте дадим право местным советам определять по льготам суммы и категории льготников. Мы хотим разделить с местными властями ответственность по льготам", - пояснил РБК-Украина собеседник в правительстве.
У нардепов также есть опасения, что в госбюджете может не хватить средств для выплаты субсидий. Причем это проблема даже не следующего года, а еще нынешнего. Впрочем, как ранее писало РБК-Украина, в правительстве уверены, что смогут все профинансировать в полном объеме. "Мы начнем отопительный сезон "в бюджете 2017 года", а продолжим в следующем. Декабрь будем закрывать бюджетом уже нового года", - ранее объяснял изданию собеседник в Минфине.
Против идеи с передачей нагрузки по выплате коммунальных льгот на местный уровень выступили депутаты-мажоритарщики. Их позиция понятна: с них первых спросят избиратели на местах, если правительство пролоббирует эту норму. Как заявила заместитель председателя комитета Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ Алена Бабак, ни один член их комитета не будет голосовать за госбюджет, если останется это обязательство для местных бюджетов. Ведь все члены ее комитета – мажоритарщики. "Эта позиция озвучена под стенограмму всеми членами нашего комитета, в том числе, и представителя коалиции", - сообщила депутат в ходе заседания бюджетного комитета 18 октября.
Впрочем, возможно, парламентарии в зале будут более сговорчивыми. Минфин договорился с профильным комитетом заложить в расходах около 5 млрд гривен на выплату субвенции на социально-экономическое развитие территорий. Это деньги - на "хотелки" депутатов-мажоритарщиков. Стоит отметить, что указанные средства решили перенаправить из Госфонда регионального развития, бюджет которого, согласно изначальной редакции проекта, в следующем году должен был составить 8,1 млрд гривен.
Учиться или лечиться
У местных властей также есть замечания к тому, как Кабинет министров планирует распределять между местными бюджетами дополнительную дотацию на содержание школ и больниц. Речь идет об оплате коммунальных услуг, энергоресурсов и зарплат техперсоналу. В прошлом году Минфин исключил эти расходы из образовательной и медицинской субвенций, "поделившись" полномочиями с местными бюджетами. Правда, чиновники предусмотрели дотацию для наименее обеспеченных городов. "Цена вопроса" на следующий год составляет 16,7 млрд гривен.
Кабмин планирует направлять эти средства в областные бюджеты. Получив деньги, областные госадминистрации смогут по своему усмотрению распределять средства между населенными пунктами. Но в Ассоциации городов считают, что это нарушает принципы децентрализации. Ведь объединение общин для того и начиналось, чтобы они имели прямые межбюджетные отношения с государственной казной. Кроме того, такой подход создает коррупционные риски, так как областные власти будут принимать решение о распределении денег без согласования с кем-либо.
Еще один спорный вопрос - непосредственно сумма образовательной и медицинской субвенций. Предусмотренных Минфином денег на 2018 год не хватит, чтобы профинансировать делегированные государством полномочия, считают представители муниципалитетов. Главным образом, это касается выплаты зарплат медикам и учителям. По оценкам АГУ, недофинансирование по двум субвенциям составляет в общей сложности 11,5 млрд гривен. Образовательная субвенция в следующем году должна составить 61,2 млрд гривен. Это на 16,5% больше, чем в прошлом году. Но при этом правительство запланировало увеличение зарплат педагогам на 25%.
С медицинской субвенцией сложнее. Кабмин намерен перечислить на места на 4,5 млрд гривен меньше, чем в прошлом году - 51,4 млрд гривен. Это связано с медицинской реформой, которую уже одобрил парламент. Предполагается, что в рамках реформы будет создан национальный оператор, перечислять оплату медицинским учреждениям исключительно за предоставленные услуги.
В госбюджете также не решен вопрос с субвенцией городам для оплаты льготных перевозок граждан. Это еще 2,5 млрд гривен, которые, как уверяют в АГУ, правительство намерено "перекинуть" на местные бюджеты. При том, что право граждан на льготный проезд закреплено государством, а не местными властями.
Также пока не совсем понятно, из каких бюджетов будут финансироваться техникумы, колледжи и училища. Минфин обещал передать эти расходы на уровень областей. Однако в правительственной редакции законопроекта речь идет о местных бюджетах в целом.
Сошли с реверса
У депутатов есть вопросы еще к одной инициативе Минфина. Речь об увеличении процента изъятия средств, которые передаются из местных бюджетов в государственный бюджет в виде реверсной дотации, с 50% до 80%. Реверсная дотация нужна, как следует из Бюджетного кодекса, для так называемого "горизонтального выравнивания налогоспособности территорий". Проще говоря, города, которые собирают больше налогов, вынуждены покрывать расходы остальных. В этом году больше всех госбюджет пополнят Днепр (416,9 млн гривен), Запорожье (228,2 млн гривен), Львов (224,6 млн гривен), Харьков (193,02 млн гривен) и Одесса (156,6 млн гривен).
По мнению депутатов, если Рада поддержит инициативы Минфина, у местных властей не будет мотивации для объединения общин. "Если сделать то, что предлагает Минфин, - а я считаю, что Министерство финансов подставляет премьер-министра, который, будучи главой парламента, фактически стал отцом децентрализации, которую мы имеем, - теряется мотивация зарабатывать больше. Те города, которые привлекали инвестиции, развивали предпринимательство, собрали больше денег, они фактически профинансируют те населенные пункты, власть которых эффективно не выполняла свои обязанности", - возмущается народный депутат от "Самопомочи" Татьяна Острикова.
В Министерстве финансов считают иначе. "Система горизонтального выравнивания была создана не для того, чтобы кто-то получал выгоду от того, что есть перекосы в системе. Мы перекосы выравниваем и считаем справедливым, что налог на доходы физлиц, который зарабатывают территории, распределяются равномерно между всеми территориями. Мы в госбюджет не берем ни копейки. Но справедливо распределим и дадим самым бедным территориям", - пояснил на заседании бюджетного комитета замминистра финансов Сергей Марченко.
Вопреки замечаниям парламентариев, комитет Рады по вопросам бюджета стал на сторону Минфина в большей части спорных вопросов. Утешением для местных властей разве что можно считать поручение комитета правительству учесть проблемные моменты при доработке проекта бюджета-2018 ко второму чтению. Но это формальность. Пока сложно представить, что правительство найдет дополнительно 7 млрд гривен, чтобы профинансировать льготы по оплате коммунальных услуг и согласится дать больше денег на медицинскую и образовательные субвенции.
Еще за несколько дней до рассмотрения проекта бюджета в комитете Рады источники РБК-Украина в правительстве говорили о возможности проведения голосования в четверг, 19 октября. Но им, по словам собеседников издания, помешали протестующие под Радой. Того же мнения придерживаются и депутаты. "Если бы не требования митингующих, думаю, мы бы рассмотрели его (в четверг, - ред.)", - сказал в комментарии РБК-Украина член бюджетного комитета Олег Медуница (фракция "Народный фронт"). Депутат отметил, что, вероятней всего, этот вопрос откладывается как минимум до следующей пленарной недели, которая начнется 7 ноября.