Украинская авиация в шаге от новой реформы. Государственная авиационная служба предлагает наделить ее правом контроля за финансовым состоянием украинских авиакомпаний. Эксперты утверждают, что новация не убережет рынок от банкротств.
Украинская авиация в шаге от новой реформы. Государственная авиационная служба предлагает наделить ее правом контроля за финансовым состоянием украинских авиакомпаний. Эксперты утверждают, что новация не убережет рынок от банкротств.
Госавиаслужба на своем сайте опубликовала для общественного обсуждения законопроект "Об особенностях государственного регулирования деятельности авиационных перевозчиков, связанной с перевозкой пассажиров, грузов воздушным транспортом".
Основной новацией документа является получение Госавиаслужбой полномочий по контролю за финансовым состоянием украинских авиакомпаний. В сопроводительных документах к законопроекту указано, что это будет осуществляться путем проведения Госавиаслужбой оценки наличия у перевозчика достаточных финансовых ресурсов для обеспечения выполнения им своих фактических и потенциальных обязательств перед контрагентами и пассажирами, а также покрытия постоянных и переменных затрат в своей работе.
Одно из требований, которого должна придерживаться авиакомпания, - она должна иметь финансово-экономическую базу для обеспечения своей деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров.
Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве, пояснил, что, в случае, если закон будет принят, авиакомпании, которые только хотят получить лицензию на авиаперевозки, должны будут предоставить в Госавиаслужбу бизнес-план своей работы и другие документы о финансовой состоятельности.
"Уже работающие перевозчики должны будут время от времени предоставлять в Госавиаслужбу информацию о своем финансовом состоянии, кредиторской задолженности и тому подобном", - отметил он.
При этом, по словам Андрея Гука, не обязательно, чтобы авиакомпании не имели долгов - достаточно будет доказать чиновникам, что у перевозчика есть источники их обслуживания.
"Если же компания не сможет их подтвердить или предоставит недостоверную информацию, то Госавиаслужба получит право приостановить или аннулировать лицензию на авиаперевозки, то есть авиакомпания не сможет перевозить пассажиров", - подчеркнул он.
Необходимость привести в порядок правила лицензирования авиаперевозчиков и государственный надзор над ними назрела давно, рассказал эксперт авиарынка Сергей Хижняк.
"Главная задача предлагаемого законопроекта - определить исчерпывающий список требований к финансовой состоятельности авиакомпаний, а также четкий механизм проверок Госавиаслужбой способности авиакомпаний выполнять свои обязательства перед пассажирами", - отметил он.
По словам Сергея Хижняка, основные положения законопроекта должны соответствовать Регламенту ЕС 1008, который Украина обязалась внедрить.
"Простыми словами, внедрение норм законопроекта позволит избежать ситуаций, подобных банкротству "АэроСвита", когда в одночасье стало известно, что у авиакомпании миллиардные долги, и она больше не может выполнять рейсы. Пассажиры не смогли улететь, а аэропорты и другие подрядчики не получили деньги за предоставленные услуги", - пояснил Сергей Хижняк.
Андрей Гук также считает, что Украина нуждается в таком законе и таком финансовом контроле.
"Украина уже пережила банкротство как огромной авиакомпании - "АероСвит", - так и других более мелких. Уход с рынка больших перевозчиков всегда негативно сказывается на работе всей отрасли - не только авиакомпаний, но и аэропортов, обслуживающих фирм и т. д.", - подчеркнул Андрей Гук.
Он также заявил, что поддерживает законопроект Госавиаслужбы, поскольку тот соответствует европейской практике финансового контроля авиакомпаний со стороны государственных органов.
В то же время действующие нормативные акты имеют ряд недостатков, отметил Сергей Хижняк.
"В частности, у Госавиаслужбы нет достаточных полномочий для запроса финансовой отчетности авиакомпаний и проведения качественных проверок. К тому же, в Украине недавно был принят новый закон о лицензировании, который в любом случае предусматривает пересмотр лицензионных требований", - пояснил он.
Как сообщили РБК-Украина в Госавиаслужбе, этот документ подготовлен во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины, введенного в действие Указом Президента от 4 сентября. Этим решением СНБО предусмотрено вынести законопроект на рассмотрение Верховной Рады в трехмесячный срок, то есть, до 4 декабря. В настоящее время документ согласовывается в аппарате Министерства инфраструктуры, уточнили в Госавиаслужбе.
Однако, как заявил Сергей Хижняк, недостатки и неточности представленного законопроекта фактически делают его бессмысленным. В частности, по его словам, в текущей редакции требования к финансовой состоятельности авиакомпаний определены очень расплывчато.
"Регламент ЕС 1008 четко говорит, что авиационные власти в любой момент времени должны быть уверены, что авиакомпания финансово способна обеспечить свою ответственность перед пассажирами сегодня и в течение следующих 12 месяцев. Если есть сомнения - тогда идет запрос документов и последующие проверки для уточнения деталей. Из предложенного же законопроекта не понятно, как Госавиаслужба будет оценивать финансовую состоятельность авиакомпаний, как будет проводить проверки, что будет делать с полученной финансовой отчетностью", - подчеркнул Сергей Хижняк.
По его словам, документ также полон других неточных формулировок, которые оставляют ненужное поле для маневра: чиновникам - для коррупции, а авиакомпаниям - для увиливания от выполнения требований.
"Также непонятно, зачем принимать отдельный закон. Ведь в 2011 г. был принят Воздушный кодекс Украины, который вобрал в себя отраслевое авиационное законодательство. Было бы целесообразнее внести в него дополнительные нормы о лицензировании, а не плодить нормативные акты", - заявил Сергей Хижняк.
О неэффективности новых инициатив заявили и другие участники авиарынка. Сдача финотчетов и бизнес-планов в Госавиаслужбу, "к сожалению, не может спасти от банкротства", отметил гендиректор авиакомпании Windrose Владимир Каменчук.
"Потому что банкротство компании не зависит от отчетов и бизнес-плана, а зависит от рыночной и экономической ситуации, и, конечно, профессиональности авиакомпании", - отметил он.
По его словам, такие документы сдаются и сейчас, как минимум, при продлении сертификата.
"Система финансового мониторинга, которая предлагается в законопроекте, является малоэффективной, поскольку, как показывает опыт, авиакомпании становятся неплатежеспособными за считанные дни в результате тех или иных действий (санкции, закрытие воздушного пространства и т. д.)", - рассказал адвокат юридической фирмы "Ильяшев и партнеры" Арсений Герасимив.
Впрочем, Андрей Гук заявил, что в отличие от предыдущих норм в законодательстве, которые предусматривают сдачу финансовой отчетности в Госавиаслужбу, новый законопроект дает возможность проверок сданных документов и последствий для авиакомпании в случае предоставления неправдивых данных.
"Раньше же перевозчики сдавали, что попало, потому для них не было последствий за предоставление неправильных данных", - заключил он.