Россия ввела тотальный запрет на полеты украинских авиакомпаний
Как и ожидалось, Российская Федерация, в ответ на санкции против своих авиакомпаний, ввела аналогичные меры в отношении украинских перевозчиков. Мало того, В РФ пошли дальше - под запрет попали все без исключения авиакомпании, летающие в Россию из Украины.
Целиком и полностью
Сегодня, 29 сентября, стал известен исчерпывающий список украинских авиакомпаний, для которых Россия ввела запрет на полеты в свои аэропорты. Как сообщил представитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), в него попали пять авиакомпаний. Три из них - "Международные авиалинии Украины" (МАУ), "Днеправиа" и "Мотор-Сич" - выполняют полеты в данный момент. Кроме того, под санкции попали уже ушедшая с рынка Wizz Air Ukraine, а также только планировавшая летать по маршруту Киев-Москва с конца октября авиакомпания YanAir.
"Росавиация уведомила украинские авиакомпании о введении запрета на полеты в Российскую Федерацию с 25 октября 2015 г. 29 сентября 2015 г.", - сообщил собеседник РБК-Украина в Росавиации.
По его словам, при этом ведомство руководствовалось поручением Министерства транспорта России и положениями соглашения о воздушном сообщении между Россией и Украиной. Представитель Росавиации также уточнил, что запрет будет действовать до тех пор, пока решение украинских властей в отношении российских авиакомпаний не будет отменено.
По данным Росавиации, воздушное сообщение России и Украины осуществляется по нескольким направлениям: из Москвы, Санкт-Петербурга и Сургута полеты в Киев, Одессу и Львов выполняют пять российских авиакомпаний: "Аэрофлот - российские авиалинии", "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр" и "Россия".
С украинской стороны из Киева, Одессы, Запорожья и Днепропетровска в Москву, Санкт-Петербург и Калининград выполняют полеты "Днеправиа", "Мотор Сич" и МАУ. Пассажиропоток между Украиной и Россией за январь-август 2015 г. составил около 800 тыс. человек.
Возможны исключения
Запрет на полеты украинских авиакомпаний стал следствием санкций, которые Украина наложила на примерно 20 российских перевозчиков за полеты в аннексированный Крым.
При этом наша страна сделала исключения для российского "ЮТэйра", поскольку он не выполняет полеты в Крым. После взаимного ограничения полетов этот перевозчик останется единственной авиакомпанией, которая будет летать между Украиной и Россией.
Эта информация подтверждается в числе прочего и тем, что на сайте "ЮТэйра" есть в наличии билеты на рейсы, осуществляемые после введения запрета. К примеру, билет на рейс Киев-Москва с вылетом 25 октября и возращением обратно через неделю стоит по промо-тарифу 181 долл.
Кроме того, существует вероятность, что на направление Киев-Москва с украинской стороны попытается выйти еще одна авиакомпания - Atlasjet Ukraine. Партнер юрфирмы "Анте" Андрей Гук, который представляет интересы авиакомпании Atlasjet Ukraine, сообщил РБК-Украина, что Atlasjet Ukraine ранее получила разрешение на полеты по направлению Киев-Москва от Государственной авиационной службы Украины.
При этом, по его словам, еще не успела согласовать с ней расписание полетов, а также получить аккредитацию в Росавиации и согласовать слоты в одном из московских аэропортов, поскольку планировала старт полетов по этому маршруту на 2016 г.
"Если Atlasjet Ukraine не будет в запретных списках Росавиации, то, возможно, компания попробует начать полеты в РФ раньше запланированного, в 2015 г. Все же полное прекращение авиасообщения, притом, что с обеих сторон есть авиакомпании, которые ничего не нарушали, - это неправильно", - отметил Андрей Гук.
Последствия для всех печальны
Украинские авиакомпании уже начали получать официальные уведомления о запрете полетов в РФ. К примеру, его уже получила МАУ, сообщила корпоративный пресс-секретарь компании Евгения Сацкая.
В то же время, как сообщил РБК-Украина гендиректор YanAir Ярослав Агафонов, в случае получения запрета, авиакомпания будет вынуждена свернуть продажу билетов.
"Мы проделали большую работу. Открыть авиалинию - это огромный труд. Тем более в случае такого емкого рынка как российский", - пожаловался он на то, что теперь все усилия пойдут насмарку.
"Думаю, что мы можем застрять в таком состоянии запрета надолго", - отметил в свою очередь исполнительный директор авиакомпании "Аэроджет" Анатолий Мазуренко.
По его мнению, украинским авиакомпаниям теперь необходимо думать, как менять свою деятельность в сложившихся обстоятельствах. Им необходимо прогнозировать, каким образом будут пытаться лететь пассажиры между Украиной и Россией.
"Наверное, удобнее всего через Минск и Ригу. Возможно, поэтому украинским авиакомпаниям стоит увеличить частоту рейсов из Киева в эти города, а из Одессы открыть в них прямые рейсы", - предположил Анатолий Мазуренко.
В то же время бывший заместитель министра инфраструктуры Александр Кава считает, что от взаимного запрета на полеты проиграют, в первую очередь, украинские пассажиры.
"Они не только потеряют возможность летать в города России, но и не смогут летать по миру на самолетах "Аэрофлота", который, например, имеет один из самых молодых флотов в мире", - отметил он, добавив, что снижение конкуренции приведет к росту цен на авиаперелеты из Украины.
Вместе с тем Александр Кава полагает, что в абсолютных цифрах потери российских авиакомпаний будут больше, чем украинских, поскольку они были более активны на рынке сообщения Украина - Россия.
"Однако доля в доходе от этого направления у украинских авиакомпаний в разы больше, чем у российских. Например, в сообщении Украина-Россия было задействовано 2 из 31 самолета МАУ, а у Аэрофлота это - 3 из 165 самолетов", - отметил он.
Прочем, есть от взаимного ограничения и плюсы. Как пояснил генеральный директор компании "Amadeus Украина и Молдова" (IT провайдер для индустрии туризма и путешествий) Алексей Муровцев, основной поток пассажиров российских авиалиний "Аэрофлот", "Трансаэро" и S7, летавших из Украины, - это транзитные пассажиры, которые направлялись в страны Америки, Азии и дальнего зарубежья.
"Считаю, что в короткие сроки произойдет перераспределение транзитных потоков на рейсы других авиакомпаний, в том числе, и на рейсы украинских перевозчиков", - отметил он.
Анатолий Мазуренко также предложил руководству Министерства инфраструктуры и Госавиаслужбы обратиться к авиакомпаниям с просьбой предоставить свои пропозиции относительно дальнейшей стратегии в сложившейся ситуации.
"Руководству страны необходимо уделить максимум внимания подписанию договора о свободном небе с Евросоюзом, ведь украинским авиакомпаниям необходимо открывать новые рынки, раз для них закрываются старые. Надо взывать и к совести ЕС, ведь именно из-за ассоциации с ним вся эта война началась. Потому ЕС должен чувствовать ответственность перед украинскими авиакомпаниями и открыть свой рынок для наших предприятий", - отметил он, еще раз подчеркнув, что руководству страны необходимо интенсивно помогать украинским авиакомпаниям в сложившихся обстоятельствах.