Украина идет на полный разрыв авиасообщения с Россией
Украинские чиновники после недели обсуждения все-таки решились на кардинальные санкции против российских авиакомпаний. За полеты в Крым лишены права на выполнение рейсов в Украину около 20 перевозчиков. Основными пострадавшими стали "Аэрофлот" и "Трансаэро".
Предупредили за месяц
С начала зимней навигации, с 25 октября 2015 г., Украина вводит запрет на полеты в страну российским авиакомпаниям. Соответствующее сообщение распространила пресс-службы Министерства инфраструктуры со ссылкой на Государственную авиационную службу. Фактически запрет введен против "Аэрофлота" и "Трансаэро", на долю которых приходится большая доля рейсов российских перевозчиков в Украину.
При этом пока что неизвестно, попадет ли под запрет российская авиакомпания "ЮТэйр", которая не выполняет рейсы из России в Крым, но летает в Киев и Львов. Отметим, что данный перевозчик в указе Президента о введении санкций не упомянут.
Санкции будут введены путем невыдачи Госавиаслужбой Украины разрешений на выполнение рейсов в украинские города с начала зимней навигации. Подобные разрешения путем согласования расписания полетов необходимо каждый раз получать перед началом зимней или летней навигации. Сообщения о невыдаче разрешений сегодня получат все российские авиакомпании, попавшие под санкции (всего около 20).
Согласно данным авиационного ресурса flightmapsanalytics.com, из России в Украину (кроме Симферополя) летают четыре российские авиакомпании. В частности, "Аэрофлот" (в сентябре планирует выполнить 270 рейсов в Киев и Одессу), "Трансаэро" (123 рейса в Киев и Одессу), "ЮТэйр" (94 рейса в Киев и Львов) и S7 (64 рейса в Киев и Одессу).
В свою очередь из Украины в Россию летают авиакомпании "Международные авиалинии Украины" (156 рейсов в Москву, Санкт-Петербург и Калининград), "Днеправиа" (60 рейсов в Москву) и "Мотор-Сич" (30 рейсов в Москву).
Партнер юридической фирмы "Анте" Андрей Гук, специализирующийся на авиационном праве, отметил, что авиакомпании, которые попали под санкции, должны будут вернуть стоимость приобретенных билетов пассажирам без уплаты каких-либо дополнительных компенсаций.
"Компенсации пассажиры могли бы требовать, если бы запрет вводился менее чем за 21 день. Поскольку запрет вводится за месяц, то авиакомпании успеют уведомить пассажиров об отмене рейсов, тем самым избежав выплаты компенсаций", - пояснил Андрей Гук.
По его словам, авиакомпании могут пойти и другим путем, предложив своим пассажирам не возвращать стоимости билетов, а полететь альтернативными рейсами других перевозчиков.
"Однако, принимая во внимания большую массовость рейсов в Украину и связанную с этим сложность с предоставлением большого количества альтернативных рейсов, скорее всего, российские авиакомпании не пойдут по этому пути", - предположил Андрей Гук.
Угроза симметрии
Член набсовета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко считает, что, скорее всего, последствием введения санкций против российских авиакомпаний станет симметричный запрет на полеты в Россию для украинских перевозчиков.
В то же время в Федеральном агентстве воздушного транспорта России (Росавиации) пока не смогли прокомментировать украинский запрет на полеты российских авиакомпаний, мотивируя это тем, что еще не получили официального уведомления от Украины.
Впрочем, еще на прошлой неделе представитель Росавиации Сергей Извольский сообщил, что в случае ограничения полетов Украиной в одностороннем порядке, скорее всего, Россией будут приняты симметричные ответные меры реагирования.
Кроме того, сегодня министр транспорта РФ Максим Соколов заявил, что Россия будет вынуждена принять зеркальные меры, если Киев закроет воздушное пространство для российских компаний.
"Мы понимаем, что это фактически приведет к остановке воздушного сообщения между странами", - подчеркнул он.
Это в свою очередь приведет к многомиллионным потерям отечественных авиакомпаний, отметил Артур Винюков-Прощенко.
Ранее в пресс-службе лидера украинского авиарынка - авиакомпании "Международные авиалинии Украины" - РБК-Украина сообщили, что после введения санкций к российским авиаперевозчикам, и в случае применения встречных санкций к украинским авиакомпаниям со стороны РФ (в частности, в случае запрета выполнять прямые рейсы из Киева в Москву, Санкт-Петербург, Калининград), потери авиакомпании МАУ составят 42 млн долл. в год.
Артур Винюков-Прощенко считает, что от взаимного запрета выиграют "Укрзализныця", которая перетянет на себя часть авиапассажиров, и авиакомпании, которые будут предлагать транзитные полеты из Украины в Россию, к примеру, "Белавиа". Правда, при этом украинским пассажирам придется лететь сначала в Минск, где после пересадки продолжать полет в Москву (из Москвы в Киев - в обратном порядке).
Схожий прогноз дал и эксперт авиарынка Евгений Хайнацкий, по словам которого, в сложившейся ситуации следует ожидать развития событий по "грузинскому сценарию" полетов, действовавшему на протяжении нескольких лет после войны 2008 г.
"Тогда Россия и Грузия полностью прекратили взаимное авиасообщение. В результате российские и грузинские пассажиры стали летать транзитом через другие государства", - отметил эксперт.
По его словам, украинские и российские пассажиры теперь также будут летать транзитом - через Беларусь, Латвию, Польшу, Турцию и другие страны.
"Другого сценария не будет, пока не договоримся о разблокировании полетов, транзитных пролетов над территориями наших стран и т. д.", - заключил Евгений Хайнацкий.