Финансовые потоки, циркулирующие через крупнейшее государственное предприятие "Укрзализныцю", взяты под контроль Банковой. Судя по имеющейся информации, так называемые "кураторы отрасли", которых при Викторе Януковиче называли "смотрящими", надавили на профильного министра Андрея Пивоварского - и завели в руководство "УЗ" своих людей. После чего договорились о дружбе со структурами Рината Ахметова, чьи корпорации являются крупными клиентами госпредприятия.
Финансовые потоки, циркулирующие через крупнейшее государственное предприятие "Укрзализныцю", взяты под контроль Банковой. Судя по имеющейся информации, так называемые "кураторы отрасли", которых при Викторе Януковиче называли "смотрящими", надавили на профильного министра Андрея Пивоварского - и завели в руководство "УЗ" своих людей. После чего договорились о дружбе со структурами Рината Ахметова, чьи корпорации являются крупными клиентами госпредприятия.
Сегодня в "УЗ" за дело взялись старые кадры, перебирающие на себя оперативное управление процессами. Стоит ли напоминать, что эти кадры не только умеют услужить своему реальному хозяину, но и про себя не забывают? Да и в случае неприятностей этими людьми вполне можно пожертвовать.
Но выкручиваться из ситуации эти кадры умеют. Например, новый и.о. главы "УЗ" Александр Завгородний. В 2005 и 2011 годах его увольняли не без скандала с Приднепровской железной дороги, но будущему руководителю "УЗ" все сходило с рук.
После чего "УЗ" судилась с фирмами семьи Завгороднего. Но эта история ничем не закончилась. А бывший шефЗавгороднего, Александр Момот (обвинявшийся в хищении 70 млнгрн) вернул себе должность начальника Приднепровской железной дороги и даже стал нардепом.
Источники в "УЗ" утверждают, что в качестве платы за верную службу Александру Завгороднему дали право осваивать бюджеты госпредприятия через семейные коммерческие структуры. СМИ уже писали, что схемы Завгородних были обкатаны на Приднепровской железной дороге и при реконструкции железнодорожного вокзала в Днепропетровске.
В чем же суть задач, поставленных кураторами с Банковой перед новым руководителем "УЗ"? По имеющимся данным, это:
- обеспечение работы госпредприятия в интересах бизнеса "правильного" олигарха;
- максимальное сокращение пассажирских перевозок;
- доведение парка локомотивов до состояния полной непригодности.
По словам источников в "УЗ", задача по локомотивам - стратегическая, поскольку компании-перевозчики, принадлежащие олигархам, давно мечтают о возможности использовать частные локомотивы.
То есть, говорят сотрудники госпредприятия, Завгородний, под видом корпоратизации, должен расчистить дорогу паре украинских и российских олигархов.
Семейный подряд
По некоторым данным, интеграцией фирм Завгородних в финпотоки "УЗ" сегодня занимается брат главы госпредприятия - Владимир. Ранее его компания "А.С. Инжиниринг Групп" вполне комфортно себя чувствовала в масштабах работы Приднепровской железной дороги. Сегодня бизнесу Завгородних предстоит осваивать несравнимо большие бюджеты.
Не остался без дел и сын и.о. главы "УЗ" - Игорь Александрович. В администрации железнодорожного транспорта утверждают, что его не только часто видят в приемной отца, но и что у него появился свой кабинет в центральном здании "УЗ".
Мол, Игорь Завгородний проводит собеседования с желающими сотрудничать с госпредприятием, а также с руководителями предприятий, входящих в состав "УЗ", говорят источники в госпредприятии. И только после одобрения сына предложение соискателя или отраслевого чиновника отправляется на рассмотрение отца.
Единственная сфера, куда кураторы с Банковой, не допускают Завгородних - ГП "Укрзализнычпостач". Эксперты открыто утверждают, что руководителя этого ГП Евгения Хорощака курирует непосредственно Михаил Бейлин, советник главы Администрации Президента Бориса Ложкина.
И это понятно: через тендеры "Укрзализнычпостача" проходят чересчур большие суммы, чтобы оставить их в нераздельном ведении Александра Завгороднего и членов его семьи.
Впрочем, если на ключевые посты вернутся старые друзья нового и.о. главы "УЗ" (Валерий Людмирский, Владимир Корниенко и т.д.), компании которых осваивали на поставках для железной дороги электроэнергии и электрооборудования десятки и сотни миллионов гривен, то это может стать дополнительным "бонусом" для Александра Завгороднего.
Битва олигархов
За право получить контроль над "Укрзализныцей" в разные времена боролись Игорь Коломойский, Виктор Пинчук и Ринат Ахметов.
Человек последнего, Евгений Ромащин (руководил CorumGroup) даже вошел в тройку финалистов кадрового конкурса на руководителя "УЗ". После чего юристы Игоря Коломойского заблокировали процедуру отбора через суд.
Но это не помешало Ромащину влиять на отрасль в качестве советника министра Андрея Пивоварского. А сейчас для бывшего топ-менеджера Ахметова освобождено кресло замглавы "УЗ". Есть компетентное мнение, что после акционирования "УЗ" именно Ромащин возглавит новое предприятие.
А пока "УЗ" уже работает в интересах бизнеса Рината Ахметова. В частности, став и.о. гендиректора, Александр Завгородний увеличил количество локомотивов на станции Камыш-Заря - ключевом узле, через который идут транспортные потоки в Мариуполь. Где, как известно, расположены два ключевых металлургических актива СКМ - ММК им. Ильича и "Азовсталь".
Сотрудники "УЗ" говорят, что для осуществления этого мероприятия новый и.о. главы госпредприятия даже забрал локомотивы с пассажирских перевозок.
Эндшпиль
Впрочем, в Мининфраструктуры не скрывают, что Завгородний - фигура временная. "Я являюсь приверженцем того, что лучше рискнуть и назначить. Если человек не справляется - безжалостно заменить на другого", - заявил замминистра Владимир Омельян, отвечая на вопросы журналистов о назначении Александра Завгороднего.
Можно предположить, что именно при помощи Завгороднего большая часть грузоперевозок окажется в руках частного бизнеса (чем, кстати, на "УЗ" грешили и во времена Виктора Януковича). После чего, когда пройдет корпоратизация и акционирование предприятия, на его нынешнего и.о. главы будет списано уничтожение большей части пассажирских перевозок.
Ведь пассажирские перевозки - убыточное направление деятельности и крупный бизнес оно точно не заинтересует.
Тем временем, как сообщают источники в "УЗ", локомотивы уже осознанно доводят до состояния лома. И Александр Завгородний в какой-то момент сможет вполне обоснованно заявить, что у государства не осталось тяговых мощностей, потому железной дороге не выжить без частных локомотивов.
Ну а вместо пассажирских поездов будут ходить автобусы, о чем Завгородний тоже заявлял.
Экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава считает, что руководство умышленно замалчивает участившиеся случаи возгорания локомотивов на железных дорогах страны.
"Пообщавшись с железнодорожниками и свидетелями инцидентов, выяснил очень неприятный факт - на "Укрзализныце"введен негласный запрет на публикацию и распространение информации о возгорании и пожара локомотивов. Если случаи возгорания локомотивов с пассажирскими составами скрыть сложно, то с грузовыми скрыть информацию получается гораздо проще. Реальное положение дел, скорее всего, умышленно замалчивается", - написал эксперт на своей странице в сети Facebook.
Участившиеся поломки и пожары локомотивов - основание для серьезных претензий к фактическому куратору закупок запчастей Бейлину и непосредственно Хорощаку. Но сейчас на качество ремонта все закрывают глаза, написал на своей странице в Facebook экс-замминистра инфраструктуры Александр Кава.
Таким образом, то, что не получилось ни при Викторе Ющенко, ни при Викторе Януковиче, может сегодня стать реальностью - уничтожение де-факто целой отрасли в интересах пары олигархов.