И.о. директора "Укрзализнычпостач" Евгений Хорощак: "Компания находится в состоянии прекращения своей деятельности перед акционированием "Укрзализныци""
Годовой объем закупок на 2015 год по линии "Укрзализнычпостач" составляет почти 10 млрд грн, 80% из которых уже почти освоены. Об этом в интервью РБК-Украина сообщил и.о. директора "Укрзализнычпостач" Евгений Хорощак.
Он также рассказал о суммах и объемах продажи металлолома, и закупках топлива. Кроме того, Евгений Хорощак считает, что в ходе корпоратизации "Укрзализныци" "Укрзализнычпостач" должен трансформироваться в департамент закупки и логистики".
"На мой взгляд, создание такой вертикали или департамента сделает закупочные процессы более эффективными", - сказал, в частности, в интервью РБК-Украина и.о. директора "Укрзализнычпостач".
РБК-Украина: На какую сумму и что именно "Укрзализнычпостач" планирует купить на тендерах в этом году?
Евгений Хорощак: Мы занимается централизованными закупками для "Укрзализныци" топлива, масел, оборудования, запасных частей и материалов для верхнего строения путей, ремонта локомотивов и вагонов. Кроме того, одной из функций компании является продажа накопленного "Укрзализныцей" металлолома.
Годовой объем закупок составляет 9,9 млрд грн. Большая часть уйдет на закупку топлива - 7,5 млрд грн. Также около 0,5 млрд грн пойдет на приобретение запасных частей, 1,7 млрд грн - материалов для верхнего строения путей и т.д.
Во время недавнего тендера по закупке топлива, в котором победила компания "Окко-Бизнес Контракт", нам удалось снизить цены на топливо с 22 тыс. грн при предыдущем тендере до 19 тыс. грн. При закупке 100 тыс. тонн топлива нам удастся сэкономить около 300 млн грн по сравнению с предыдущей ценой.
Также, к примеру, нам в этом году удалось снизить закупочные цены на колеса на 24%, по бандажам (части для колес, - РБК-Украина) - на 27%. В результате экономия составила около 5 млн долл.
Кроме того, нам удалось в этом году существенно поднять цены на металлолом, который мы продаем. По рекомендованной "Держзовнишинформом" цене в 3,49 тыс. грн за тонну и средней рекомендованной, то есть, стартовой цене комиссии "Укрзализныци" 3,67 тыс. грн, мы продали "Интерпайпу" 160 тыс. тонн металлолома по 4,43 тыс. грн. Дополнительно заработаем 119 млн грн.
РБК-Украина: В тендере по закупке металлолома участвовали экспортеры?
Евгений Хорощак: Да. Но победил "Интерпайп", поскольку предложил лучшую цену.
Мы удовлетворены результатами торгов, потому что, кроме цены, позиция нашей компании заключается в том, чтобы металлолом оставался в стране.
РБК-Украина: Как обстоит ситуация с закупками материалов для верхнего строения железнодорожного пути?
Евгений Хорощак: Практически по всей номенклатуре верхнего строения железнодорожного пути подписаны контракты и начаты поставки. Речь идет о рельсах, стрелочной продукции, крепеже и других материалах верхнего строения пути.
Одно исключение - промежуточная клема. Результаты тендера оспариваются одним из участников в АМКУ.
РБК-Украина: Если в тендере побеждает поставщик продукции Керченского стрелочного завода, то как он доставляет товар в континентальную Украину?
Евгений Хорощак: Поставщик самостоятельно занимается доставкой, мы в этом процессе не участвуем.
РБК-Украина: У вас не будет проблем с правоохранительными органами в случае закупки продукции Керченского стрелочного завода?
Евгений Хорощак: По нашему мнению, действующее законодательство не запрещает нам закупать продукцию этого завода.
Оставаться только с одним поставщиком в лице Днепропетровского стрелочного завода мы тоже не хотим. Нам нужна конкуренция - и для снижения цены, и для получения лучших условий по контракту.
Сейчас прилагаются все усилия, чтобы кардинально расширить круг поставщиков "Укрзализныци". Сейчас крайне низкий уровень конкуренции среди поставщиков. Это произошло из-за фактически разрушенной деловой репутации компании, которая ранее допускала несвоевременное выполнение своих финансовых обязательств, тендерные процедуры проводились непрозрачно и т.д.
РБК-Украина: Что, 9,9 млрд грн уже потрачено? На какую сумму проведены тендеры?
Евгений Хорощак: Когда закончим закупки топлива, то примерно на 80% бюджет будет распределен.
РБК-Украина: Когда это произойдет?
Евгений Хорощак: 8 июля объявлен новый тендер на закупку 70 тыс. тонн топлива.
РБК-Украина: Когда продукция с этого нового тендера будет поставлена "Укрзализныце"?
Евгений Хорощак: Если процедура и результаты тендера не будут оспариваться, то новый контракт мы сможем подписать в 20-х числа августа. Он пересечется с действующим контрактом.
Если цена победителя будет ниже, чем у победителя предыдущего тендера, "Окко-Бизнес Контракт", то мы будет работать, в первую очередь, с новым победителем.
Если же у него будет цена выше, чем у "Окко-Бизнес Контракта", то мы будем закупать у "Окко-Бизнес Контракт".
РБК-Украина: Как это будет работать? В новом тендере вы заказали больше топлива, чем реальные потребности "Укрзализныци"?
Евгений Хорощак: Нет, мы заказали ровно столько, сколько предусмотрено планом закупок.
РБК-Украина: "Укрзализнычпостач" может провести еще один тендер, чтобы, по возможности, еще дальше сбить цены на топливо?
Евгений Хорощак: Тендер на 70 тыс. тонн - это оставшийся объем, который нам необходим в этом году. Поэтому мы не имеем права больше проводить тендеры по закупке топлива. Но, если нам увеличат план закупок, то проведем еще.
РБК-Украина: Тендеры по закупке топлива на 2016 год будут проходить в этом году или уже в следующем?
Евгений Хорощак: Хотелось бы провести в ноябре-декабре этого года.
РБК-Украина: Какие-то организационные мероприятия уже проводите, чтобы начать закупки на 2016 год?
Евгений Хорощак: Да, конечно. Сейчас разрабатываются новые политики и процедуры закупок, по которым будут проводиться закупки в следующем году. Департаменты начинают формирование своих планов на следующий год.
РБК-Украина: Вы уже несколько месяцев просто и.о. директора "Укрзализнычпостача". Почему затягивается ваше полноценное назначение на должность директора этой компании? Вам как-то мешает эта неопределенность?
Евгений Хорощак: Нет. Компания находится в состоянии прекращения своей деятельности перед акционированием "Укрзализныци".
Когда компания находится в таком состоянии, то, согласно законодательству, всем управляет председатель комиссии по реорганизации. А я, в том числе, председатель комиссии по реорганизации.
РБК-Украина: Каково ваше видение места "Укрзализнычпостача" после акционирования "Укрзализныци"?
Евгений Хорощак: В единой управленческой вертикали закупки и логистике нового АО. На мой взгляд, создание такой вертикали или департамента сделает закупочные процессы более эффективными.
Беседовал Дмитрий Уляницкий