ua en ru

Замглавы Минздрава: Вывески поменялись, а врачи остались те же

Замглавы Минздрава: Вывески поменялись, а врачи остались те же Замминистра здравоохранения Виктор Шафранский уверен, что реформа предоставления медпомощи будет успешной
Министерство здравоохранения ассоциируется у многих украинцев со скандалами в тендерной сфере или борьбой с эпидемией гриппа. Однако, в большинстве случаев, за кадром остаются процессы, связанные с улучшением или ухудшением условий лечения в поликлиниках и больницах, сроками оказания экстренной помощи. О том, в каком направлении движется реформирование первичной медицинской помощи, а также о том, стоит ли ожидать позитивных изменений в секторе медицины в интервью РБК-Украина рассказал заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский.

Министерство здравоохранения ассоциируется у многих украинцев со скандалами в тендерной сфере или борьбой с эпидемией гриппа. Однако, в большинстве случаев, за кадром остаются процессы, связанные с улучшением или ухудшением условий лечения в поликлиниках и больницах, сроками оказания экстренной помощи. О том, в каком направлении движется реформирование первичной медицинской помощи, а также о том, стоит ли ожидать позитивных изменений в секторе медицины в интервью РБК-Украина рассказал заместитель министра здравоохранения Виктор Шафранский.

РБК-Украина: Помимо улучшения лекарственного обеспечения, каковы стратегические планы Минздрава на 2016 год?

Виктор Шафранский: В первую очередь, это улучшение доступности первичной и радикальное повышение качества экстренной медицинской помощи. Известно, что эти виды медицинской помощи в странах Европы составляют до 80-85% всех случаев обращения за медпомощью.

Для улучшения ситуации с доступностью первичной помощи, например, в селах, необходимо на местном уровне решить очень важный вопрос. А именно: врача необходимо мотивировать оставаться работать в сельской местности, "привязывать" в хорошем смысле этого слова к селу. Для этого нужно создавать хорошие условия работы и жизни - предоставлять жилье, а также мотивировать дополнительными социальными преференциями. После недавней бюджетной децентрализации бюджеты местных органов власти значительно увеличились, таким образом, у местных властей появились дополнительные возможности для этого.

Выпускники медицинских ВУЗов после распределения попадают в село, но там иногда нет жилья, амбулатория развалена, оборудование изношено, транспорта нет. Как следствие, они начинают искать возможность уехать в город. В результате, мы имеем вечный кадровый голод.

Кроме того, нам необходимо решить проблему с образовательным уровнем семейных врачей. После недавней реформы теперь, чтобы попасть к узкому специалисту, пациенты обязаны сначала пройти прием у семейного врача. И только он может направить пациента к узкому специалисту, если это необходимо. Но наши люди привыкли ходить сразу к узким специалистам - или к урологу, или к травматологу, или к кардиологу и т.д.

То есть, с одной стороны, мы поставили барьер для пациентов, но, с другой стороны - мы не обучили семейных врачей диагностике и лечению основного спектра заболеваний.

РБК-Украина: Почему так произошло?

Виктор Шафранский: Во-первых, во всех медицинских ВУЗах у нас нет ни одного факультета семейной медицины. У студентов есть относительно небольшое количество часов на семейную медицину на последних годах обучения. В результате, мы выпускаем специалистов без сформированного понимания и философии семейной медицины.

Во-вторых, мы начали переучивать участковых терапевтов, педиатров, врачей узких специальностей, которые решили перейти в семейную медицину. Но переобучение проходило в виде шестимесячных курсов, которые, в подавляющем большинстве случаев, проводились формально. Все, получили проблемы.

А чем занимаются семейные врачи в Европе? Они занимаются амбулаторной хирургией, гинекологий, офтальмологией, педиатрией, лор-вопросами. Семейный врач на западе должен владеть базовыми навыками лечения заболеваний, без сильных осложнений, из этих областей медицины. У нас же, в подавляющем большинстве случаев, семейный врач не занимается этим. То есть, вывески поменялись, а врачи остались те же.

Эта реформа вызвала недовольство у всех. У врачей, потому что их иногда заставляли насильно переучиваться. У пациентов, потому что стало труднее попасть на прием к узкому специалисту.

Также мы получили проблему с педиатрами - планировалось, что педиатрией будут заниматься также семейные врачи. Эту проблему можно решить двумя путями. Ее должны решать местные органы власти. Или постепенно переучивать терапевтов в педиатров, одновременно постепенно понижая возраст детей, которых семейные врачи могут лечить. К примеру, такая модель работы в Калиновской центральной больнице в Винницкой области доказала свою эффективность. Либо оставить все как было ранее - лечение взрослых передать семейным врачам, а детей оставить у педиатров - так происходит в большинстве медицинских учреждений сегодня.

РБК-Украина: Это далеко идущие планы. Но, как поднять зарплаты врачей до более-менее нормального уровня? Хотя бы, к примеру, до 10 тысяч гривен? Сейчас у них зарплаты около 2 тысяч гривен. У местных властей нет ресурсов, чтобы так резко подвысить зарплаты врачам...

Виктор Шафранский: У местных органов власти есть право осуществлять доплаты. После увеличения доходов на 40% у сельского, городского головы или головы объединенной территориальной общины реально появляется возможность дополнительного финансирования для увеличения зарплат врачей. Сейчас первичная и вторичная медпомощь финансируются из бюджетов местных органов власти. Мы предлагали, чтобы в госбюджете на 2016 год было указано, что 35% от общего объема субвенций, которые из госбюджета уходят на места, уходили на первичную помощь. Однако это предложение не было учтено.

РБК-Украина: Зачем выдвигали такое предложение?

Виктор Шафранский: Сейчас субвенции из госбюджета на медицину получают местные органы власти. И уже они решают, куда направить средства - или на первичную помощь, или на вторичную, то есть, - в центральную районную больницу. И тут вступает в силу принцип "кому что ближе".

Если среди местной власти есть люди, которые понимают, что необходимо развивать амбулатории в селах, то там будет качественная первичная медпомощь. Если же в районе предпочитают финансировать центральную районную больницу, то там видимых улучшений со здравоохранением не будет. Ведь в последнем случае средства, как правило, идут не на повышение качества медобслуживания, а на поддержание абсолютно изношенной материально-технической базы, избыточных коек. Во многих случаях эти больницы стоят полупустые.

Если мы вовремя не осознаем это, то через некоторое время получим такое смешивание первичной и вторичной помощи, что в результате получим не улучшение медпомощи, а только ухудшение. Если местные органы власти и дальше будут содержать большие энергоемкие больницы, то у них вечно будет недофинансирование медицины.

РБК-Украина: Когда эта сказочная и эффективная модель семейной медицины заработает по всей стране?

Виктор Шафранский: Более-менее семейная медицина заработала в Днепропетровской области - открывались новые лаборатории, закупался транспорт, "привязывали" врачей дополнительными доплатами, жильем. Также семейная медицина "островками" заработала в Винницкой, Житомирской, Львовской областях. К примеру, во Львовской области есть амбулатории, где на первом этаже врач ведет прием, там же расположен пункт бригады скорой помощи, а на втором этаже находится жилье доктора.

Мы надеемся, что объединенные территориальные общины, которые сейчас формируются по стране, будут заинтересованы в создании врачебных амбулаторий, которые будут оказывать качественную медпомощь на первичном уровне. Недавно мы пригласили на встречу представителей объединенных территориальных общин, местных органов власти, руководителей здравоохранения Хмельницкой области. Состоялась продуктивная дискуссия, касающаяся новых возможностей финансирования медицины в объединенных территориальных общинах.

К примеру, один из председателей такой общины говорит, что ему община поручила построить больницу, поскольку жители жалуются, что им оказывают медпомощь в соседних больницах на плохом уровне. Завязалась дискуссия, которая привела к пониманию того, что ему необходимо не строить свою больницу, а можно выбрать одну из соседних больниц и подписать с ней договор об оказании услуг, где четко прописать критерии качества медпопощи. А на сэкономленные средства улучшить оснащенность амбулаторий. В результате, по крайней мере, он сможет платить своим врачам достойные зарплаты, а также за год-два предоставить жилье и оплачивать коммунальные услуги.

Уверен, что умный и толковый руководитель местной власти пойдет именно таким путем. Нам необходимо проводить такую разъяснительную работу, мы сможем значительно эффективнее использовать тот ресурс, который у нас уже есть. И уже через год-два мы увидим совершенно другую картину предоставления медпомощи в таких общинах. Это надежда и наша возможность развивать первичную помощь в нынешней ситуации.

РБК-Украина: В каком направлении двигается реформирование экстренной медицины?

Виктор Шафранский: У нас имеется довольно неплохая нормативно-правовая база. Несколько лет назад был принят закон "Об экстренной медицинской помощи", после чего были разработаны необходимые подзаконные акты. Кроме того, в свое время были закуплены машины скорой помощи. Не буду комментировать, по какой цене они закупались. Но плюс в том, что эти машины есть. При этом, по сравнению с тремя-пятью годами ранее, сейчас скорая помощь стала лучше обеспечиваться лекарствами. Что из минусов? Очень большой минус в том, что сейчас в стране нет единой оперативно-диспетчерской службы.

РБК-Украина: А что есть?

Виктор Шафранский: У нас в стране процесс создания областных диспетчерских служб представлен фрагментально. Например, в Харькове создана такая хорошая служба, в Днепропетровске, в Киеве. В большинстве регионов, к сожалению, так называемые областные оперативно-диспетчерские службы и являются "так называемыми", поскольку там по-прежнему все работает по старинке. Структура службы и качество работы в Харькове, например, и большинстве других областей - это земля и небо.

Ведь в большинстве областей как работает эта система? Сидит женщина-диспетчер, получает звонок, записывает жалобы и контакты, пишет бумажку, кладет ее в лоточек, за соседним столом женщина берет ее из лоточка, записывает себе в журнал. Потом эту бумажечку передает третьей женщине, которая через микрофон вызывает свободную скорую помощь.

Как это работает в Харькове? Поступает вызов - либо со стационарного телефона, либо с мобильного, либо даже по электронной почте - диспетчер автоматически обрабатывает звонок - задает вопросы, чтобы определить, необходима ли какая-то специальная медпомощь. После чего с помощью gps-трекера автоматически определятся свободная бригада, которая ближе всего находится к месту вызова. То есть, весь процесс вызова бригады скорой помощи делается автоматически, это не делается эмпирически, когда сотрудник на глаз решает, какая машина свободна для выезда на вызов или находится ближе к месту вызова.

Таким образом, бригады экстренной медицинской помощи быстрее доезжают к пациенту и быстрее начинают оказываться медпомощь. Кроме того, экономятся ресурсы - топливо, амортизационный ресурс автомобиля.

РБК-Украина: Что Минздрав намерен сделать для изменения ситуации в лучшую сторону?

Виктор Шафранский: Еще в прошлом году мы начали заниматься этим. Мы попросили областные власти выделить у себя помещения под оперативно-диспетчерские службы и сделать там ремонты. Мы же на себя брали обязательство закупить оборудование, которое было бы единым, стандартизированным для всей страны, и разместить его во всех областях, чтобы в результате они были закольцованы в столице. Это необходимо для анализа ситуации в стране, а также для реагирования в случае экстренных ситуаций в целом по Украине.

Мы разработали предложения в госбюджет на 2016 год. Попросили относительно небольшую сумму - около 400 миллионов гривен - для того, чтобы закупить 25 комплектов оборудования для областных центров. Но, к сожалению, в бюджете на 2016 год наше предложение не нашло отражения. Но уже после нового года мы говорили со многими народными депутатами, просили их поддержки, что в случае, если будут рассматриваться изменения в госбюджет, то чтобы они внесли в него наше предложение.

Что это даст украинцам? Однозначно, мы спасем большое количество жизней из-за того, что сможем максимально оперативно реагировать на вызовы пациентов. Каждый украинец сможет почувствовать, что служба стала работать лучше. Мы сможем иметь централизованную оперативно-диспетчерскую службу в целом по стране. Обслуживание ее будет обходиться дешевле. Мы обеспечим принцип экстерриториальности предоставления этой помощи. К примеру, если вызов поступил от пациента из одного района или одной области, но если к пациенту ближе находится бригада скорой помощи другого района или другой области, то именно она будет направлена на помощь к больному.

РБК-Украина: А почему нельзя все сконцентрировать, к примеру, в столице?

Виктор Шафранский: Диспетчеры в Киеве будут привлекаться только в случае, к примеру, какой-то техногенной катастрофы, когда необходимо привлечь в одном месте большое количество бригад скорой помощи. Или, к примеру, в ситуациях на востоке страны в зоне АТО, где иногда может потребоваться массово концентрировать бригады скорой помощи.

РБК-Украина: Сколько времени необходимо для того, чтобы построить такую систему?

Виктор Шафранский: Для построения централизованной оперативно-диспетчерской службы Минздраву необходимо полгода. Наш план действий такой - внести изменения в госбюджет как можно скорее. После получения этих средств мы начнем закупку оборудования. Ремонты практически везде уже сделаны, за что спасибо местным органам власти. Из 25 областей помещения уже готовы в 21 регионах. В остальных областях ремонты идут. После монтажа оборудования и запуска оперативно-диспетчерской службы мы качественно улучшим работу экстренной медицинской помощи в стране. Бригада будет приезжать быстрее, тысячи жизней наших граждан будут спасены.

Беседовал Дмитрий Уляницкий