В пылу выяснения отношений и поиска ответа на вопрос кто же будет следующим премьер-министром – Наталья Яресько, Владимир Гройсман, Александр Турчинов, Андрей Пивоварский, Михаил Саакашвили или другой уважаемый человек все забыли о том, а ради чего меняют премьера? На кресло премьера примеряют всех, при этом руководствуясь абсолютно субъективным предположением о том, почему тот или иной кандидат лучше или хуже. Объясните, чем Яресько, лучше Саакашвили? В чем Гройсман превосходит Пивоварского? Вы видели их программы? Цветом глаз? Кардиограммой? Толщиной запястья? Вы можете судить о том, что стратегия одного лучше стратегии другого? Нет. Вы этого не знаете.
В пылу выяснения отношений и поиска ответа на вопрос кто же будет следующим премьер-министром - Наталья Яресько, Владимир Гройсман, Александр Турчинов, Андрей Пивоварский, Михаил Саакашвили или другой уважаемый человек все забыли о том, а ради чего меняют премьера? На кресло премьера примеряют всех, при этом руководствуясь абсолютно субъективным предположением о том, почему тот или иной кандидат лучше или хуже. Объясните, чем Яресько, лучше Саакашвили? В чем Гройсман превосходит Пивоварского? Вы видели их программы? Цветом глаз? Кардиограммой? Толщиной запястья? Вы можете судить о том, что стратегия одного лучше стратегии другого? Нет. Вы этого не знаете.
Этого не знает и "Стратегическая семерка" - мифологизированный, но тем не менее, вполне конкретный совет лидеров Украины. Статус этого органа не закреплен ни в одном законодательном акте, но это собрание имеет колоссальное влияние на судьбу страны. Фактически, все стратегические решения "семеркой" и принимаются.
Мы определяем лучшего, исходя из абсолютно не поддающихся измерениям ощущений правильности и тезиса "мне так кажется". У тех, кому работать с новым премьером, критерии другие. Кому-то нужен удобный и подконтрольный премьер, кому-то борец с олигархами, кому-то такой, чтобы не крал много и делился, кому-то - такой, чтобы не мешал.
Неизвестно, кто будет новым премьером. Неизвестно, будет ли новый премьер вообще. Ситуация меняется и повторяться нет нужды: цель большинства фракций коалиции - добиться добровольной отставки Яценюка.
При этом он должен не просто согласиться уйти, но и повлиять на фракцию "Народного фронта", чтобы она осталась в составе большинства. Фантазирование по поводу кандидатуры премьера и нового состава правительства дело интересное, но неблагодарное и надоедает быстро. Украина теряет время. Запад теряет терпение. Россия теряет страх.
На этой неделе переговоры о формировании новой коалиции возобновятся. В конце февраля лидер фракции Блока Петра Порошенко в Верховной Раде Юрий Луценко, в эфире телеканала 112 заявил: "Мы в БПП подготовили конкретный план помесячно, за что голосует парламент, и после этого делает правительство в направлениях реформ, предусмотренных нынешним коалиционным соглашением". В распоряжении РБК-Украина оказался "План действий по приоритетным реформам на 2016 год". Судя по всему, это тот самый план, о котором говорил господин Луценко. У этого документа также есть Дополнение - перечень конкретных задач с четким, помесячным сроком выполнения.
В этом году приоритетными направлениями реформирования определены:
1. Европейская интеграция.
2. Антикоррупционная реформа.
3. Судебная реформа.
4. Децентрализация.
5. Реформа государственного управления.
6. Управление государственными финансами.
7. Управление государственной собственностью.
8. Дерегуляция.
9. Энергетика и энергоэффективность.
10. Реформа охраны здоровья.
В каждом из направлений от 6 до 18 конкретных шагов-целей, которые должны быть достигнуты в этом году.
Возьмем, к примеру, реформу здравоохранения. К декабрю этого года в Украине должна появиться та самая измененная система финансирования медицинских услуг, построенная по принципу "деньги идут за пациентом". О ней много публично рассказывал действующий глава министерства здравоохранения Александр Квиташвили.
Впрочем, судя по настроениям во фракции, реализовывать стратегию реформирования системы здравоохранения на посту министра будет другой человек. В конце года в стране должно появиться Национальное агентство по финансированию охраны здоровья, определена нормативная стоимость медицинских услуг и порядок их возмещения из госбюджета. Предполагается, что, в частности, поменяется принцип госзакупок лекарств, что позволит сократить бюджетные затраты на 30%.
В основе "Плана действий" - весь законодательный набор нынешней власти, включая программу деятельности правительства, соглашение об Ассоциации Украины с ЕС, президентская стратегия 2020.
Большое внимание уделяется борьбе с коррупцией, которая сейчас, как признают в офисе президента Порошенко, в Украине на таком уровне, что представляет угрозу национальной безопасности страны. "Конечная цель антикоррупционной реформы - уменьшение уровня коррупции в Украине до такого, который не создает угроз для национальной безопасности и не является барьером для стабильного экономического развития страны, - говорится в документе. - 2016 год должен стать годом осуществления существенного прогресса в приближении к конечной цели, в первую очередь, за счет обеспечения прозрачности и подотчетности, то есть, уменьшения коррупционных рисков и обеспечения неотвратимости наказания за осуществление коррупционных правонарушений".
Судя по разработанному графику, самым горячим в деле борьбы с коррупцией должен стать июль этого года. В этом месяце в стране должна заработать долгожданная система электронного декларирования чиновниками своих доходов.
Естественно, заработать она сможет только после того, как будет принят соответствующий закон. В календарном плане этот пункт выписан следующим образом: "Разработка и принятие законопроекта, направленного на обеспечение функционирования в 2016 году системы подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или местного самоуправления". Подан этот документ должен быть в марте, а принят - в апреле.
Как известно, 12 марта президент Петр Порошенко применил право вето и вернул в Раду закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно особенностей представления должностными лицами деклараций об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера в 2016 году". Поправки в этот закон, утверждают в АП, были согласованы с Евросоюзом. Предполагается, что обновленный текст будет рассмотрен парламентом уже в этот вторник, 15 марта.
В июле же в полной мере должен заработать закон о финансировании политических партий, приняты все необходимые законопроекты и постановления правительства в части работы Государственного бюро расследований, заработать единый портал использования публичных средств, на котором любой желающий может ознакомиться с тем, куда, кому и на какие цели выделяются эти средства.
Больше всего задач - 18 - в разделе "Децентрализация". Сразу стоит отметить, что в АП не теряют надежды окончательно принять изменения в Конституцию в части децентрализации.
Как известно, в первом чтении эти изменения были проголосованы 31 августа 2015 года. Однако отсутствие гарантированных 300 голосов депутатов заставило представителей большинства обратиться в Конституционный суд с просьбой разъяснить ст. 155 Основного закона относительно следующей очередной сессии. Следующее заседание КС по этому вопросу состоится 15 марта. Сейчас, без решения КС, в АП и БПП считают, что голосование во втором чтении состоится в мае этого года.
В этой связи следует напомнить, что сказал президент в конце января, когда выступал на Конференции представителей органов местного самоуправления. "У меня нет никаких сомнений, что мы имеем этих 300 голосов, и мы должны показать обществу и парламенту очевидный прогресс минских соглашений. Я уверен, именно так и будет. Никоим образом мы не собираемся ни отменить, ни передвигать голосование. Место этого голосования в календаре, я надеюсь, на следующей сессии в первом полугодии 2016 года, - заявил Порошенко, - второе чтение конституционных изменений должно происходить на фоне очевидного и решающего прогресса на фоне выполнения Россией всех пунктов Минских соглашений".
Принятие, как предполагается в мае, изменений в Конституцию запустит, как падение костяшки домино, цепную реакцию - уже в августе в Раде должны оказаться законопроекты о префектах, новая редакция закона о местном самоуправлении, о службе в органах местного самоуправления. Все эти документы должны быть одобрены парламентом в ноябре.
В документе говорится: "Стратегической целью реформы местного самоуправления и децентрализации власти является построение эффективной системы местного самоуправления и территориальной организации власти на всех его уровнях с передачей на места значительной части полномочий и обеспечение достаточными финансовыми ресурсами территориальных общин под их собственную ответственность. Для достижения поставленной цели в 2016 году необходимо выполнить задания по трем направлениям:
1. Построение эффективной системы власти.
2. Повышение конкурентоспособности регионов.
3. Обеспечение высокого качества предоставления услуг."
Все вышеуказанные направления и задачи - предмет для обсуждения. Перечень реформ и мероприятий, естественно, может быть дополнен и изменен.
Все будет зависеть от того, готовы ли политики остановиться и перестать разбираться между собой и, прячась за призывами о поиске политического консенсуса, начать работать. Пока этот план, каким бы хорошим он не был, является не более чем декларацией о намерении. Но он должен быть изучен и стать руководством к действию, если не этого правительства, Рады и президента, так других.