Минфин обнародовал Меморандум обмена облигаций, который содержит условия реструктуризации украинских долгов. Эти предложения держатели облигаций получили еще 22 сентября, накануне приостановки выплат по ряду инструментов. Для обеспечения максимальной поддержки условий реструктуризации, Украина пошла на уступки - облигаций со сроком погашения в сентябре и октябре холдеры смогут обменять на новые "короткие" бумаги. В документе предусмотрены и ограничения прав держателей: отказавшись от реструктуризации, кредитор не только не увидит выплат, но и не сможет воспользоваться инструментом возобновления стоимости, привязанным к ВВП. Это, в первую очередь, является механизмом давления на Россию.
Минфин обнародовал Меморандум обмена облигаций, который содержит условия реструктуризации украинских долгов. Эти предложения держатели облигаций получили еще 22 сентября, накануне приостановки выплат по ряду инструментов. Для обеспечения максимальной поддержки условий реструктуризации, Украина пошла на уступки - облигации со сроком погашения в сентябре и октябре холдеры смогут обменять на новые "короткие" бумаги.
В документе предусмотрены и ограничения прав держателей: отказавшись от реструктуризации, кредитор не только не увидит выплат, но и не сможет воспользоваться инструментом возобновления стоимости, привязанным к ВВП. Это, в первую очередь, является механизмом давления на Россию.
Правительство опубликовало условия, на которых Украина будет проводить обмен государственных и гарантированных государством еврооблигаций в рамках реструктуризации долгов. Процедура, напомним, была согласована со Спецкомитетом кредиторов 27 августа после полугода переговоров.
Процесс реструктуризации был запущен правительством 22 сентября. Все держатели облигаций получили предложение от Украины об обмене бумаг на новые, по новым условиям. На следующий день, Украина воспользовалась правом моратория и временно приостановила выплаты по всем своим долгам, срок погашения которых наступает с 23 сентября по 1 декабря. Как известно, в среду Украина должна была выплатить по евробондам 500 млн долл., а 13 октября - 600 млн евро.
Меморандум об обмене бумагами содержит 118 страниц. Помимо прочего, документ включает и письмо поддержки от директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард, которая просит кредиторов принять предложение об обмене.
"Экономика показывает признаки восстановления, валютный курс стремится к стабилизации, доверие к банковской системе восстанавливается, а инфляция пошла на спад, - говорится в письме. - Активное участие всех собственников украинских евробондов в реструктуризации долга является сверхважным, поскольку Украине сейчас не хватает средств для обслуживания задолженности на существующих условиях. Вместе с украинскими властями и Комитетом кредиторов я призываю всех кредиторов поддержать предложение Украины по реструктуризации долга".
Согласно меморандуму, до 12 октября все холдеры, заинтересованные в процессе обмена облигаций, должны подать заявки на участие в сборах держателей. Рассмотрение предложений обмена пока запланировано на 14 октября, и если собрание наберет кворум, то обмен старых облигаций на новые должен будет закончиться до 27 октября.
Причем, если ранее сохранялся риск, что держатели бондов, выплаты по которым должны произойти в 2015 году, могут получить невыгодные для них условия из-за более позднего срока погашения, то сейчас эти опасения минимизированы. В Меморандуме Украина пошла на уступку холдерам "коротких" облигаций: кредиторы смогут обменять старые бумаги на новые с более ранним сроком погашения - в 2019 г.
"Это говорит о том, что Украина таки может идти на уступки, хотя ранее заявляла, что условия обмена будут одинаковыми для всех", - отметил руководитель аналитического отдела Concorde Capital Александр Паращий.
Кроме того, как и прогнозировалось, документ содержит ограничения прав держателей реструктуризированных ценных бумаг, которые продолжат удерживать у себя облигации после даты заключения сделки. Украина воздержится от выплат по реструктуризированным долгам, а также не будет вступать в "любые другие договоренности или соглашения для достижения компромисса по обязательствам".
Отказавшись от предложения, такой бондхолдер не сможет претендовать на получение инструмента возобновления стоимости (Value recovery instrument; VRI), привязанного к будущему росту ВВП. Такое условие, прежде всего, является методом давления на Россию, власти которой неоднократно заявляли, что в переговорах о реструктуризации участвовать не будут. Кроме того, официальная Москва считает, что это долг суверенный, а не коммерческий, на чем настаивают в Украине, а поэтому, по мнению Кремля, в периметре реструктуризации он участвовать не должен.
По мнению главного экономиста ИК Dragon Capital Елены Белан, России экономически выгодно согласиться с условиями реструктуризации, потому что сейчас она имеет низкую процентную ставку по своим бумагам, а условия Меморандума предполагают ее повышение и применение VRI.
В то же время главный финансовый аналитик рейтингового агентства "Эксперт-Рейтинг" Виталий Шапран предположил, что в сложившейся ситуации больший вес имеет политическая, а не экономическая составляющая, и потому Россия, скорее всего, обратится в суд.
"Первое, что спрашивает судья в любом суде - пытались ли стороны договориться вне суда. И России придется детально объяснить, почему она отказалась от соглашения, в то время как большинство кредиторов посчитали, что условия реструктуризации рыночные и справедливые, - отметил Шапран. - И даже если российская сторона сможет дать соответствующие объяснения, дальше встанет вопрос взыскания долгов. А у Украины нет денежных средств для погашения, нет активов за рубежом, в России, кроме гастарбайтеров".
В итоге, по мнению аналитика, суд вынужден будет искать механизмы погашения долга и, скорее всего, они будут схожими с условиями реструктуризации.