Реформы аграрной отрасли: как сдвинуть локомотив
Успешные реформы - это один из возможных индикаторов того, насколько эффективной является работа органа государственной власти в определенной области. Это качественные положительные изменения, оптимизация условий деятельности для каждого, кто вовлечен в конкретную сферу.
Во время реформирования агросектора Украины крайне важно учитывать интересы двух категорий:
1. Малых и средних производителей, которые ориентируются преимущественно на внутренний рынок.
2. Крупных компаний-экспортеров, занимающихся производством продукции в значительных объемах и готовых поставлять ее на зарубежные рынки.
Пока первые производят больше аграрной продукции в Украине и делают значительный вклад в обеспечение продовольственной безопасности населения. Вторые - способствуют развитию торговых отношений государства и обеспечивают хорошие валютные поступления в государственный бюджет.
Начнем с малых и средних производителей. Сейчас большая половина аграрной продукции в Украине производится отдельными домохозяйствами, которых насчитывается более 3,5 млн. Они обеспечивают производство свыше 90% картофеля, 85% молока, 75% - говядины, большей части свинины, овощей и фруктов.
Прекрасно понимая, что малый и средний бизнес (МСБ) - основа аграрного сектора Украины, мы, в то же время, вынуждены констатировать, что в настоящее время возможности предоставления прямой финансовой поддержки крайне важны. В условиях оборонного бюджета, государственные расходы на сельское хозяйство сведены к минимуму.
Задачей Минагрополитики является поиск альтернативных способов косвенной поддержки МСБ. Одним из них является разработка и воплощение проекта аграрных расписок - нового финансового инструмента, что позволит привлекать средства для развития хозяйства под залог будущего урожая.
Мы начали пилотный проект с Полтавщины, а недавно запустили его в Винницкой, Черкасской, Харьковской области. С помощью аграрных расписок уже было привлечено 20 млн грн.
Также Минагрополитики совместно с Нацкомфинуслуг, международной компанией IFC, отечественными страховыми компаниями и аграриями разработало новый законопроект, касающийся аграрного страхования и который нацелен сделать процесс страхования и возмещение убытков максимально прозрачным.
Учитывая то, что агросектор Украины активно диверсифицирует рынки сбыта, переходя от СНГ в Азии, США, Ближнего Востока, Европы и Африки, первоочередной для всей отрасли, а особенно для малых и средних производителей встает вопрос соответствия производимой продукции мировым стандартам качества и европейским в частности.
Выполняя поставленные задачи по евроинтеграции, Минагрополитики работает над приведением отечественного законодательства в области сельского хозяйства и в сфере пищевой безопасности в соответствие с требованиями ЕС.
Но ее качество - это не то, чего можно достичь за один раз. Над этим необходимо постоянно работать, привлекать современные технологии. Мировые рынки очень требовательны к новой продукции и новым экспортерам.
Недавно нам удалось открыть рынки Израиля по яйцу и Египет - по курятине. Готовится к аудиту украинских предприятий по производству курятины Саудовская Аравия.
Потенциал для освоения новых рынков у нас - безграничен. Поэтому сейчас необходимо усиленно работать над качеством продукции. Именно в этом помощь иностранных правительств и частных инвесторов является для нас чрезвычайно важной.
Так, правительства Канады и Израиля реализуют проект по поддержке фермерства плодоовощной отрасли южных регионов Украины на общую сумму 19 млн канадских долларов.
Компанией Danone Украина вместе с МБО "Добробут громад" (Хайфер Украина) и ДООО "Сельскохозяйственная консультационная служба" начат проект по созданию семейных молочных ферм. Правительство Канады способствует развитию молочных кооперативов в 4 областях Украины.
Указанные инициативы позволяют привлекать современные методы хозяйствования сельского хозяйства Украины и дают дополнительные возможности для усовершенствования качества продукции.
Теперь перейдем к наиболее весомому блоку реформирования отрасли, что касается всех ее участников. Это дерегуляция агросектора, который предусматривает уменьшение государственного регулирования в отрасли.
Уже много о ней было сказано. Отмечу лишь базовые показатели: отменено 14 разрешительных документов (в т.ч., обязательность карантинного сертификата), шесть лицензий, и внедрено более 50 других изменений.
Это дает возможность всем игрокам отечественного агрорынка сэкономить свыше 5 млрд грн, которые ранее тратились на оформление бессмысленных разрешений и сертификатов качества (и это я не говорю о коррупционной составляющей, бюрократических процедур, что осталась в прошлом). В целом логистическую цепь в агросекторе сократили на 1 неделю.
Эти реформы являются особенно ощутимыми для крупных экспортеров сельхозпродукции. Недаром в 2014/2015 маркетинговом году (МГ) мы смогли достичь рекордного экспорта зерновых - 34,8 млн тонн, что ставит Украину на третью позицию мировых зерновых экспортеров после США и ЕС.
И это - только начало. В этот МГ мы намерены увеличить экспорт зерна до 36 млн тонн - это позволяют сделать общие его запасы без угрозы продовольственной безопасности населения.
Продолжается работа с Министерством инфраструктуры по внедрению проекта "Единого Окна" в Одесском морском порту. Он будет способствовать оперативному и централизованному решению всех инфраструктурных вопросов для отечественных экспортеров, что дополнительно сократит затраты времени и других ресурсов на экспортные операции.
Несмотря на то, что сейчас каждый 5 украинец занят в аграрном секторе, наши реформы влияют на жизнь абсолютно всех. Ведь то, что мы потребляем, появляется благодаря усилиям отечественных аграриев.
Агропромышленный комплекс обеспечивает 14% ВВП. Аграрный экспорт ежедневно приносит около 30 млн долл. в государственный бюджет. Вклад отрасли в благосостояние каждого - довольно значительный.
По этой причине мы должны максимально способствовать тому, чтобы ни один доллар валютной выручки, ни одна гривна не попала в частный карман вместо государственного бюджета, или не исчезла в результате некомпетентного менеджмента.
Впервые за время независимости Украины был проведен аудит государственных предприятий (ГП), подчиненных Минагрополитики при участии независимых специалистов международных компаний BDO, Deloitte, KPMG, Ernst&Young, PWC, BakerTilly и Avellum.
С 471 ГП отрасли лишь около 50 были условно прибыльными (прибыль на уровне 20 тыс. грн на год). Зато совокупный убыток за 2014 год всех госпредприятий Минагрополитики составил 3,5 млрд грн. А это могли бы быть ваши деньги.
Какой была реакция министерства на выявленное? Первая - инициирование уголовных производств по фактам финансовых злоупотреблений. Осуществлено более 100 обращений в правоохранительные органы. Продолжаются следственные действия.
Во-вторых, по моему глубокому убеждению, разгосударствление ГП агросектора является оптимальным выходом из сложившейся ситуации. Государственный менеджмент уже доказал, что он может быть не только неэффективным, но и убыточным.
Продолжение работы предприятий в руках частных предпринимателей поможет восстановить их нормальную деятельность и увеличить поступления в госбюджет.
Минагрополитики проводит конкурсный отбор кандидатов на должности директоров государственных предприятий в аграрной отрасли, задачей которых является подготовка ГП к разгосударствлению. Было проведено рекордное количество конкурсов: 73 проведено, 36 - в процессе.
Сформирован перечень предприятий, подлежащих приватизации в 2015 году. Согласно постановлению Кабмина, 86 относятся к сфере управления Минагрополитики. Из них: 24 запрещены для приватизации, необходимые решения Верховной Рады.
62 переданы Фонду госимущества в рамках рабочей группы по приватизации. Фонд госимущества из 62 предприятий принял в работу 28, из которых 12 требуют решения Кабмина о приватизации. 34 ГП ФГИУ не принял к приватизации по разным причинам.
Совместно с Фондом инноваций и развития и ФГИУ создана совместная рабочая группа по наработке единого подхода к приватизации ГП. Дополнительно подготовили на передачу к приватизации 15 ГП. В том числе, Укрспирт, Артемсоль и ДПЗКУ. Также разработали предложения для правительства.
Еще одним положительным результатом от разгосударствления ГП станет то, что в результате распаевания земель сельхозназначения, которые принадлежат госпредприятиям, до 100 тыс. человек смогут получить земельные участки.
Касаясь вопроса реформирования земельных отношений, отмечу, что здесь сдвиги также произошли. В частности, одно из наиболее значительных - установлен минимальный срок аренды земель сельхозназначения - 7 лет.
Этот фактор будет способствовать установлению стабильных отношений между арендодателями и арендаторами, возможности долгосрочного планирования работ на арендованном участке и более ответственному отношению арендаторов к природным ресурсам в их пользовании.
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом - запланировано продолжение реформ по дерегуляции, разгосударствление ГП, законотворческой работы в евроинтеграционном направлении. Основными нашими целями является обеспечение продовольственной безопасности населения, полное обеспечение каждого региона всеми видами продовольствия, а также увеличения уровня благосостояния украинцев за счет роста активности и развития агросектора.
Иногда приходится слышать, что реформы происходят слишком медленно. А вы попробуйте представить, что перед вами - локомотив, у которого не работает двигатель. И ваша задача - заставить его добраться из пункта "А" в пункт "Б".
Вы давите на него раз, другой - и, кажется, он никогда не сдвинется с места. Но наступает момент, когда локомотив все же трогается. И едет он медленно, и двигать его нелегко. Но если есть цель и хорошая команда - все получится.
Нам удалось сдвинуть этот тяжелый и немного устаревший аграрный механизм. Впереди - еще много работы. Но я убежден, что наши цели - достойны всех усилий.