ua en ru

Почему украинцы теряют интерес к покупке новых легковых автомобилей

Почему украинцы теряют интерес к покупке новых легковых автомобилей Украинцы в прошлом году покупали больше автомобилей б/у или премиум-класса (фото flickr.com)

В 2017 году продажи новых легковых автомобилей выросли на 25%, но к концу года динамика существенно замедлилась. Преимущественно это произошло за счет роста спроса на поддержанные машины и авто на еврономерах.

В прошлом году в Украине продажи новых легковых автомобилей возросли на четверть, - до почти 80 тысяч машин. Но, начав год с активного роста, к ноябрю динамика покупок скатилась к стагнации. Во многом это произошло за счет роста спроса на подержанные машины из Европы, в том числе на еврономерах. В результате на рынке новых легковых автомобилей стала превалировать продукция среднего и премиум-сегментов. Подробности - в материале РБК-Украина.

Рост замедляется

В 2017 году в Украине было продано почти на 25% больше легковых автомобилей, чем годом ранее - около 80,3 тыс. новых машин, сообщила информационно-аналитическая группа AUTO-Consulting.

Директор AUTO-Consulting Олег Омельницкий рассказал РБК-Украина, что 2017 год начался с активного роста продаж, но ближе ко второму полугодию тенденция пошла на спад, а осенью - стагнация. "Рост продаж новых легковых автомобилей сильно сдерживал активный импорт подержанных машин, объемы которого практически сравнялись с ввозом новых. Также негативно сказывался импорт машин на еврономерах. Кроме того, превысить план в 25% роста продаж не позволил недостаточный рост экономики и доходов населения. Изначально наш прогноз продаж новых легковых автомобилей в 2017 году составлял 85 тысяч машин", - уточнил Омельницкий.

Директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик добавляет к причинам роста весеннее укрепление гривны, что привело к снижению цен на автомобили в национальной валюте, что также стимулировало спрос. Правда, он напоминает, что в конце года произошел обратный эффект. Кроме того, Боровик считает, что причины роста в том числе в относительной экономической и политической стабильности в стране. Эти факторы, по его мнению, позитивно повлияли на потребительские настроения. Спрос рос и благодаря снижению процентных ставок по кредитам, и активизации потребительского кредитования. В пресс-службе корпорации "Укравто" уточнили, что помимо экономических факторов, на рост рынка повлияли низкий уровень автомобилизации населения и старый автопарк Украины.

В компании Renault Ukraine пояснили, что в прошлом году рынок рос за счет отложенного спроса в кризисный период после резкого спада экономики в 2015 году. "Максимальным рынок был в 2008 году - на уровне 660 тысяч. Потенциал автомобильного рынка Украины в стабильный экономический период может составлять около 300 тысяч новых автомобилей в год. В 2015 году рынок достиг дна, и показатели рынка новых пассажирских автомобилей составили 46 тысяч единиц. В связи со стабилизацией ситуации в стране, по сравнению с 2014 и 2015 годами, рынок понемногу начал оживляться. Рост можно наблюдать в следующих сегментах: увеличились продажи юридическим лицам, выросли продажи премиум-автомобилей и кроссоверов. Также отмечался рост продаж автомобилей благодаря финансовым услугам - кредит, лизинг", - рассказали РБК-Украина в компании.

Премиум-класс

Но если автомобили премиум-класса пользовались спросом, то с бюджетными категориями ситуация противоположная. "Из-за активных поставок подержанных машин, в том числе на еврономерах, с рынка новых легковых автомобилей практически исчез сегмент бюджетных автомобилей стоимостью до 10 тысяч евро - китайские автомобили, российская Lada, продукция АвтоЗАЗа, - отмечает Олег Омельницкий. - В результаты, рынок новых легковых автомобилей становится рынком дорогих автомобилей".

По данным AUTO-Consulting, в прошлом году средние цены на автомобили кардинально не поменялись в валюте, а в гривневом выражении коррелировались в зависимости от колебаний гривны. В 2017 году средняя цена на новые легковые автомобили составляла около 25 тысяч евро, отмечают в группе.

"В прошлом году активнее всего росли продажи в премиум-сегменте, где доходы и спрос у покупателей быстрее восстановился после кризисных 2014-2015 годов, чем у покупателей из других сегментов. К примеру, по итогам года в ТОР-10 вошли сразу три немецких премиум-марки автомобилей - BMW, Audi и Mercedes-Benz, - рассказал изданию Омельницкий. - Кроме того, продолжался активный рост продаж кроссоверов - их доля в общих объемах продаж новых легковых автомобилей уже превышает 50%. Это связано с плохим состоянием дорог в стране, неудовлетворительной работой коммунальных служб при неблагоприятной погоде, а также дефицитом парковок. Кроссоверам легче запарковаться, чем другим легковым машинам".

В ТОР-3 наиболее продаваемых торговых марок автомобилей вошли Toyota, Renault и Volkswagen. "Toyota остается на первом месте в течение последних пяти лет. Это происходит за счет эффективной маркетинговой политики компании, широты модельного ряда и удачного их продвижения", - объясняет Олег Омельницкий. В AUTO-Consulting отмечают, что в 2017 году Renault смогла сократить отрыв от показателей Toyota, а в отдельные месяцы, к частности, в декабре, Renault даже опережала японских конкурентов.

Сдержанные прогнозы

Сергей Боровик считает, в 2018 году на рынок новых легковых автомобилей будут оказывать влияние размер экономического роста и доходов населения, курс гривны к иностранным валютам, политическая стабильность, официальный импорт подержанных автомобилей, а также импорт авто на еврономерах без "растаможки".

"Все больше автолюбителей предпочитает данный канал покупки все более дорогих и более свежих авто, что также сильно влияет на весь рынок новых авто, б/у импорта и б/у перепродаж", - объясняет он.

Подобного мнения придерживаются и в "Укравто". "На рынок в 2018 году будут оказывать влияние изменения в законодательном поле, тарифах и правилах импорта автомобилей в Украину", - сообщили в пресс-службе корпорации.

В AUTO-Consulting в этом году ожидают продолжения роста продаж, но какого можно будет сказать лишь по итогам первого квартала. "На рынок будут влиять состояние экономики и стабильность гривны по отношению к другим валютам. Кроме того, немаловажным фактором будет то, как правительство будет формировать свою политику относительно машин с еврономерами, и какой их объем в результате зайдет в страну", - ожидает Олег Омельницкий.

В "Укравто" прогнозируют в 2018 году рост рынка до 100 тыс. новых легковых автомобилей. Подобные ожидания и у компании Hyundai Motor Ukraine. "По нашим методикам оценки, в этом году будет продано порядка 100 тысяч новых легковых автомобилей. План Hyundai Motor Ukraine на 2018 год базируется на этой цифре. Согласно имеющейся у нас информации, прогнозы многих импортеров также находятся в пределах 100-110 тысяч", - комментирует генеральный директор Hyundai Motor Ukraine Геннадий Четверухин.

В "АИС" не так оптимистичны. По прогнозу Сергея Боровика, в 2018 году рынок новых легковых автомобилей составит 80-87 тыс. единиц. "Темпы экономического роста снижаются, гривна девальвирует, покупательская способность больше не будет расти такими темпами из-за высокой инфляции. Плюс огромное давление на рынок будет со стороны официального и неофициального б/у импорта", - заключает он.