Китай готов оказать Европе экономическую помощь, если та согласится на одно из трех условий: предоставить стране больше влияния в МВФ, повысить ее экономический статус в ВТО или снять эмбарго на поставки Пекину европейского оружия, сообщило агентство Reuters со ссылкой на два независимых источника. В Европе посчитали эти предложения унизительными и опасными.
Китай готов оказать Европе экономическую помощь, если та согласится на одно из трех условий: предоставить стране больше влияния в МВФ, повысить ее экономический статус в ВТО или снять эмбарго на поставки Пекину европейского оружия, сообщило агентство Reuters со ссылкой на два независимых источника. В Европе посчитали эти предложения унизительными и опасными.
Еще совсем недавно инвесторы верили, что Китай поможет зоне евро, начав скупку гособлигаций проблемных стран. Представитель комитета по валютно-денежной политике ЦБ Китая Ли Даокуй в начале ноября сообщил, что Пекин готов дать региону 100 млрд долл., правда, на определенных условиях (речь шла в первую очередь о гарантиях на случай, если Европейский стабфонд - EFSF - окажется неработоспособным). Однако почти тотчас было объявлено, что Китай внесет свой вклад не напрямую в EFSF, а через МВФ. А перед самым началом саммита G20 3 ноября председатель КНР Ху Цзиньтао и вовсе заявил, что "Европа в состоянии справиться с ситуацией самостоятельно".
"То, что Китай выдвигает условия, вполне объяснимо. Сейчас участие в европейских схемах очень рискованно. Держателей греческих бондов, например, вынудили списать половину их стоимости. Им нужны дополнительные гарантии - двусторонние или в рамках МВФ", - пояснил аналитик Capital Economics Ван Циньвэй.
На деле же в экономические переговоры вмешалась большая политика.
"Мы хотим помочь, но мы не благотворительная организация, - сказал один из источников Reuters. - Когда США и МВФ предлагают помощь испытывающим трудности странам, они выдвигают определенные условия. И логично, что Китай делает то же самое". Европе китайский оппортунизм пришелся не по душе, и переговоры зашли в тупик.
Условия просты лишь на первый взгляд. Во-первых, Китай хочет расширить свое влияние в МВФ, а также ускорить включение юаня в корзину SDR, куда на данный момент входят четыре валюты (доллар, евро, иена и фунт). Увеличение роли Пекина, однако, автоматически ужмет в правах США и ЕС, которые могут налагать вето на ключевые решения фонда. Включение же китайской валюты в специальную корзину снизит роль доллара.
"Мы должны расширить использование SDR МВФ, реформировать валютную корзину", - намекал европейским партнерам председатель КНР Ху Цзиньтао. Однако в конце прошлой недели директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что сейчас не лучшее время для перетряски корзины, хотя и не исключила, что скоро это понадобится (ближайший пересмотр назначен на 2015 г.).
Во-вторых, Пекин хочет улучшить свой статус в ВТО. В 2001 г. Китай был принят в организацию в качестве нерыночной экономики. Теперь же власти хотят, чтобы ЕС поддержал их "повышение" до рыночной экономики (в результате Европе, например, будет сложнее выдвигать торговые санкции против дешевого китайского импорта).
Наконец, Поднебесная выступает за отмену эмбарго на поставку оружия из Европы, который та ввела еще в 1989 г. после подавления армией КНР волнений на площади Тянь¬аньмэнь в Пекине. Как пишет Le Nouvel Observateur со ссылкой на переданный в Европейский совет конфиденциальный отчет, Франция и Германия ранее поддержали отмену эмбарго, тогда как Великобритания, Нидерланды и Швеция использовали право вето.
Эксперты не понимают, почему Европа противится требованиям КНР. "Непризнание Китая рыночной экономикой будет крайне странным. Вы признаете Китай полноправным коммерческим партнером в одном случае и не признаете в другом. Это непоследовательно. Увеличение статуса КНР в МВФ было бы также справедливым", - полагает экономический советник Oxford Analityca Ванесса Росси. По ее словам, по этим вопросам есть пространство для маневра. В то же время снятие эмбарго на поставки оружия неприемлемо для европейских правительств, в которых у правозащитных организаций есть сильное лобби.
По его словам, соглашение о списании половины долга по облигациям Греции, заключенное на прошедшем ранее саммите ЕС, уже является "исключительным случаем", поэтому нет причин вовлекать другие страны в процесс помощи Европе на особых условиях. Реглинг также добавил, что Китай сможет приобрести те же облигации, что и остальные государства. По его словам, Китай является "хорошим, преданным клиентом" в покупке облигаций с момента создания EFSF.
"Это не значит, что мы ожидаем каких-либо конкретных результатов от этих переговоров. Это регулярные консультации ... не ждите заключения соглашений. Пока еще рано говорить о конкретных суммах", - сказал тогда Реглинг.
Также по итогам визита Реглинг сообщил, что стабфонд может начать выпускать облигации в юанях при желании властей КНР. По его словам, у фонда есть полномочия выпускать облигации в любой валюте, в том числе и в китайской. При этом глава EFSF добавил, что в настоящее время выпуск этих бумаг сопряжен с некоторыми сложностями.
Напомним, в ночь с 26 на 27 октября в Брюсселе состоялся саммит ЕС, в ходе которого членам союза удалось договориться об условиях реструктуризации греческого госдолга и рекапитализации банков ЕС, а также увеличении EFSF до 1 трлн евро. В настоящий момент объем фонда составляет 440 млрд евро. Финансовые лидеры еврозоны договорились решить все вопросы, касающиеся расширения кредитного потенциала EFSF до 1 трлн евро, к концу ноября 2011 г. Кроме того, в ЕС детально рассматриваются две модели работы фонда, за счет которых будет увеличен кредитный потенциал EFSF
Так, EFSF может выдавать гарантии на часть государственного облигационного займа с целью снизить беспокойства по поводу кредитоспособности того или иного государства, увеличить спрос на первичном рынке и уменьшить госрасходы на финансирование. Впоследствии гарантию можно будет отделить от основной облигации и продавать отдельно. Гарантия будет квалифицироваться как пропущенный платеж, если государство окажется не в состоянии совершать полные и своевременные выплаты по облигациям, в этом случае держатель гарантии сможет получить компенсацию.
Вторым вариантом является создание так называемых фондов совместного инвестирования для привлечения частных и государственных средств, направленных на увеличение начального капитала EFSF. Такие фонды буду скупать бонды на первичном и вторичном рынках, причем часть вырученных денег пойдет государству для рекапитализации банков.
Оба варианта увеличения объема фонда не предполагают увеличения взносов стран еврозоны в казну EFSF.
EFSF был создан в мае 2010 г. для сохранения финансовой стабильности в Европе путем предоставления финансовой помощи государствам еврозоны при экономических трудностях. Штаб-квартира фонда находится в Люксембурге.