Парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики подготовил масштабную реформу налоговой системы. Основной принцип - создание уникальных фискальных условий для развития бизнеса и запуска экономики. Депутаты предлагают существенное сокращение ставок ЕСВ и налога на доходы физлиц, частичный пересмотр упрощенной системы налогообложения, ликвидацию налоговой милиции, сокращение полномочий Государственной фискальной службы. Идеи уже вызвали сопротивление в Минфине и МВФ, но их готов поддержать Президент. Эксперты также неоднозначно воспринимают предложенную реформу.
Парламентский Комитет по вопросам налоговой и таможенной политики подготовил масштабную реформу налоговой системы. Основной принцип - создание уникальных фискальных условий для развития бизнеса и запуска экономики. Депутаты предлагают существенное сокращение ставок ЕСВ и налога на доходы физлиц, частичный пересмотр упрощенной системы налогообложения, ликвидацию налоговой милиции, сокращение полномочий Государственной фискальной службы. Идеи уже вызвали сопротивление в Минфине и МВФ, но их готов поддержать Президент. Эксперты также неоднозначно воспринимают предложенную реформу.
В распоряжении РБК-Украина оказался законопроект с изменениями в Налоговый кодекс, подготовленный членами комитета по вопросам налоговой и таможенной политики совместно с экспертами и представителями бизнеса. Документ предполагает полную либерализацию системы.
"Бизнес уже работать не может, экономика сама собой не перезапуститься, поэтому разработан именно такой вариант", - пояснил собеседник РБК-Украина в комитете.
Проект до сих пор не зарегистрирован в парламенте, хотя еще в понедельник у авторов реформы была готовность его обнародовать. По информации РБК-Украина, документ был передан на согласование в Администрацию Президента. Причем, на заседании фракции "Блока Петра Порошенко" он был одобрен депутатами.
В то же время есть уже первая реакция правительства на новую редакцию кодекса.
"Битва идет. Премьер-министр уже угрожает отставкой, министр финансов - кричит, а по ночам Президенту звонит Кристин Лагард (глава Международного валютного фонда, - ред.), мол, нельзя допустить принятия законопроекта. Но БПП во главе с Президентом непреклонны", - рассказал источник в комитете, знакомый с ситуацией.
Законопроект, прежде всего, предусматривает сокращение полномочий Государственной фискальной службы. Минфин может стать единым центром принятия решений в сфере бюджетно-фискальной политики. Министерство будет ответственно за анализ и прогноз уплаты налогов, информационное обеспечение. Все администрирование налогов, сборов и платежей фискальная служба сможет осуществлять в рамках процедур, определенных Минфином, налоговики ограничатся лишь предоставлением предложений к нормативным документам вместо того, чтобы утверждать порядки, инструкции, положения формы деклараций и отчетов.
Кроме того, ГФС может потерять право обобщать практику применения налогового законодательства, анализировать и осуществлять управление рисками для определения объемов налогового и таможенного контроля, а инспекции будут предоставлять только сервисные функции.
"Предполагается ликвидация 600 органов с контрольными функциями, останется только 24", - пояснили в комитете.
Также депутаты предлагают ликвидировать налоговую милицию, а вместо нее создать новый правоохранительный орган в структуре Минфина - Службу финансовых расследований. Напомним, ГФС уже подготовила соответствующий законопроект, но эксперты считают, что это приведет лишь к смене вывески, а не идеологии.
Документ предусматривает создание электронного кабинета плательщика. Бизнес сможет в режиме online управлять своим личным счетом. Планируется и создание института налоговых консультантов, которые будут официальными представителями плательщиков в судах, фискальных органах, будут предоставлять помощь в уплате налогов, составлении отчетности.
Как и анонсировалось ранее главой комитета Ниной Южаниной, предложено существенно снизить нагрузку на фонд оплаты труда. Ставку налога на доходы физлиц планируется сократить до 10%. Сейчас основная ставка составляет 15%, повышенная - 20%. Она применяется к доходам, которые в 10 раз превышают минимальную зарплату.
Налогообложение дивидендов в размере 5% сохраняется, но при условии, что доход выплачивается плательщиками распределенной прибыли. Если нет, то ставка составит 20%. Такой же уровень налогообложения будет и на полученные доходы от выигрышей, призов, подарков.
Пересматривается система налогообложения доходов от ведения единоличной деятельности. Регистрироваться предпринимателем нет необходимости, достаточно заявления в местные органы власти, которые уже сами сообщат о таком намерении физлица в ГФС, и налоговые органы возьмут его на учет.
Таким образом, можно будет заниматься розничной торговлей, традиционными народными промыслами (перечень установит местный совет), предоставлением бытовых услуг. При этом оборот не должен превышать 250 размеров минимальной зарплаты (МЗ; в 2015 г. - 344,5 тыс грн). Размер налога может составить 10% МЗ в месяц (сейчас - 15% без привязки к минимальной зарплате).
ЕСВ такая категория плательщиков будет определять самостоятельно, но его объем не должен быть менее минимального страхового взноса (в третьем квартале 2015 г. - 1323 грн).
Если физлица-предприниматели хотят заниматься независимой профессиональной деятельностью, то ставка НДФЛ для них составит 10% (сейчас 15%), а оборот не должен превышать 4 тыс. МЗ (более 5,5 млн грн). Такие плательщики могут получить возможность упрощенного учета, право на амортизацию и перенесение убытков до полного их погашения.
В то же время ЕСВ может быть снижен до 20% (сейчас более 70 ставок - от 33,2% до 49,7%, в зависимости от класса профессионального риска). Предполагается, что платить его будет только работодатель, так как депутаты отказываются от системы удержания соцвзноса с сотрудников.
Кроме того, предложено ликвидировать максимальную величину базы начисления ЕСВ (17 прожиточных минимумов). "Зарплатная реформа" позволит вывести доходы из тени уже через полгода, уверены в комитете.
Но эксперты скептически относятся к указанным предложениям.
"Не знаю насчет детенизации, но соцфонды лягут сразу, - заявил старший научный сотрудник Нацинститута стратегических исследований Александр Коваль. - Можно понижать, если есть компенсаторы. Минфин предлагал за счет акцизов и ликвидации льгот для аграриев. Но уберем льготы, лягут сельхозпроизводители. А если за счет акциза, то все нужно просчитывать".
Руководитель секретариата Совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский добавил, что наиболее эффективным средством борьбы с теневой экономикой в целом является запрет на наличные расчеты, и Украина частично уже перешла на такой принцип.
"Уменьшать ставку нужно, но надеяться на эффект сразу не стоит. Экономика в тени на 70%, - это очень много", - резюмировал он.
Ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований Лидия Ткаченко добавила, что идея снижения НДФЛ противоречит реформе децентрализации, так как этот налог является основным источником доходов местных бюджетов. Целесообразней вводить более прогрессивную шкалу, контролировать доходы и расходы физлиц, но никак не снижать ставку.
Также она раскритиковала планы по ликвидации максимальной величины базы начисления ЕСВ: "В международных рекомендациях говорится, что с очень высоких доходов нет смысла брать налог. Никто в будущем такую высокую пенсию не сможет заплатить, поэтому и есть ограничения".
Эксперты надеются, что эти предложения не пройдут парламент - за счет кого и чего тогда финансировать пенсии, вопрос остается открытым.
Отметим, что законопроект предлагает еще одну норму, которая дает предпосылки для работы накопительной системы пенсионного страхования. Для тех, кто получает доход в объеме более 17 МЗ (сейчас - более 23 тыс. грн), ЕСВ будет отчислять на персонифицированный счет в госбанке. Все выплаты физлицо сможет получить при достижении пенсионного возраста.
Эта норма не должна быть обязательной, считает Андрей Забловский, а исключительно добровольной. Кроме того, добавляет Александр Коваль, в законопроекте не указаны ни механизмы защиты средств плательщиков, ни то, как средства будут работать в госбанках и на каких условиях.
Реформа упрощенной системы налогообложения предполагает сохранение четырех групп. 1 и 2 - останутся практически без изменений. Для 3-й группы предполагается снижение уровня годового оборота с 20 млн грн до 5 млн грн, и повышение ставки. Уже в 2016 г. она может составить 3% (с уплатой НДС) или 6% (без НДС), а в 2018 г. ставка повысится до 5% и 10% соответственно.
"Что такое 5 млн грн при наших условиях инфляции? Европейский опыт показывает, что там обороты доходят до 500 тыс. долл., а нас вгоняют в нищету", - возмутилась глава Федерации профсоюзов работников малого и среднего предпринимательства "Еднання" Наталья Кожевина.
При этом она отметила, что нынешний оборот в 20 млн грн вполне достаточен для развития.
На 4-й группе останутся сельхозпроизводители, но при соблюдении критериев: объем дохода - до 100 млн грн, площадь используемых земель - до 3 тыс. га. В то же время для всех "единоналожников" может быть введен ряд ограничений, которые должны снизить риски использования упрощенной системы в схемах оптимизации крупными плательщиками.
На едином налоге не смогут быть предприниматели, которые занимаются производством, продажей и поставками драгоценных металлов, ювелирных изделий, верхней одежды из меха и натуральной кожи, а также те, кто осуществляет деятельность в сфере ресторанного и отельного (категория 3, 4 и 5 звезд) бизнеса.
Также запрет планируется распространить на предпринимателей, которые ведут хоздеятельность с юрлицами и одновременно пребывают с ними в трудовых отношениях.
Наталья Кожевина уверена, что это не реформа, а убийство бизнеса.
"Эти ограничения - полный бред. Не трогайте нас, не трогайте бизнес, который дает рабочие места сотням тысяч граждан, - заявила она. - Когда страна не имеет возможности создавать рабочие места, так какое право она имеет убивать бизнес. Пусть запустит предприятия, экономику поднимет, а дальше будем реформировать".
В лучшем случае парламент сможет приступить к рассмотрению налоговой реформы - этой, или все-таки предложенной правительством - в конце ноября. Шансы на то, что депутаты согласятся со всеми нормами и проголосуют в оперативном режиме - нулевые. Поэтому изменения будут отложены до 2017 г.
"Может быть нулевой вариант - ни нашим, ни вашим, - заявил Андрей Забловский. - Примут косметические правки - и все. Если делать действительно глобальную реформу, то начинать изменения нужно с ГФС. Без ее переформатирования любая реформа сойдет на нет. Планы по сбору налогов в бюджет любой ценой никто не отменял, коммуникация должным образом с бизнесом не налажена: новости узнаются случайно".
По его словам, бизнес уже и сам предлагает отложить глобальное реформирование, а вместо этого заняться изменениями в фискальной службе.
"Бизнес предлагает - не трогайте нас год! Те, кто платил - и так будут платить, а с теневым сектором и так особо ничего не делается. Год должен пройти под девизом "год без ГФС". Ведь если вспомнить, то когда была отставка Билоуса (Игорь Билоус, экс-глава ГФС, - ред.), то поступления выросли", - отметил Забловский.