Мнения о проектах налоговой реформы: до финала далеко
Над проектом налоговой реформы работали все - от правительства и депутатов до экспертов и представителей бизнеса. В итоге через полгода после начала работы вышли на три разные модели. Чтобы их обсудить, Президент собрал Национальный совет реформ. Основным посылом Петра Порошенко стало то, что новая налоговая система должна стимулировать рост экономики, быть простой, но в то же время "решительной". Найдут ли компромисс бизнес и государство, какими могут быть последствия реформы, чего хотят сами предприниматели - разбиралось РБК-Украина.
Через 10 дней правительство обязано подать в парламент проект государственного бюджета на 2016 г. А новый Налоговый кодекс, нормы и ставки которого должны лечь в основу главного финансового документа страны, еще не готов. Почти за полгода наработана масса концепций, стратегий и моделей налоговой системы, приемлемых для украинского бизнеса и общества.
В итоге на заседании Нацсовета реформ было представлено три варианта: Минфина, комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики и экспертов. Президент поручил создать очередную рабочую группу, которая должна определиться с окончательной моделью налоговой системы.
Найти компромиссный вариант сложно, но Петр Порошенко поставил задачу: результатом налоговой реформы должен стать экономический рост. Система должна быть понятной, легкой в администрировании и адаптированной к требованиям Европейского союза.
РБК-Украина предложило представителям профильных организаций, участникам рынка и членам налогового комитета поделиться своим мнением относительно предложенных проектов налоговой реформы.
Артур Сомов, финансовый директор ПАО "Карпатыгаз"
Что касается газодобывающей деятельности, то снижение рентных ставок для частных компаний, так как законопроект не предусматривает изменений для "Укргаздобычи" и договоров о совместной деятельности, привлечет иностранных инвесторов.
Но, с другой стороны, "Укргаздобыча" с учетом договоров о совместной деятельности осуществляет около 80% всей добычи газа в Украине. Поэтому на рост газодобычи мы не особо рассчитываем. Основная доля рынка не будет затронута снижением ренты.
Что касается в целом реформы, то я поддерживаю вариант Минфина. Он достаточно понятный и прозрачный. Хорошо, когда в системе минимальное количество налогов и все они по одной ставке - 20%. Я понимаю, что это немного популистская мера, и пусть это и звучит не по-финансовому, но выглядит это симпатично.
Лично для нашей компании затраты на зарплату составляют мизерный процент, поэтому снижение фискального давления в этой сфере для нас большой роли не играет. Но мы скорее исключение, чем правило, потому что для 99% украинского бизнеса - это будет значительный плюс. Хотя я думаю, что 100% зарплат не будет выведено из тени, но это больше связано с субъективными причинами - недоверием бизнеса.
Даже если общая налоговая нагрузка будет снижена до 5%, то все равно останется часть предпринимателей, которые будут платить зарплату в конвертах. И здесь как раз речь о налоговой культуре населения и предпринимателей. Но, в общем-то, 20-процентная шкала в среднесрочной перспективе должна увеличить поступления в бюджет.
Владмир Остапюк, директор Ассоциации "Укрводка"
В первой версии законопроекта об увеличении ставок акцизного налога для алкогольных напитков предполагалось увеличение на индекс инфляции в размере 26,7%. Теперь появилось увеличение на 50% для алкогольной отрасли и на 40% - для табачной. Нам ежегодно запланировано увеличение ставок еще на 5% в течение 5 лет, табачной отрасли - на 7%. Почему? Логики не вижу.
Исходя из чего осуществлялся расчет ставок и периодов? У нас только в январе-июле 2015 г. падение производства водки и ликероводочных изделий составило 27,4%, падение реализации на внутреннем рынке - 25,5%, снижение экспорта - более чем на 50,6% по сравнению с таким же периодом 2014 г.
Поднятие ставки в полтора раза (с 70,53 до 105,79 грн. за 1 л 100% спирта) попросту обвалит рынок, и никакая электронная марка не поможет. Это прямое стимулирование нелегального производителя. Если сейчас нелегальный рынок составляет от 30- 40%, по разным оценкам экспертов, то с новыми ставками это уже будет 70%.
Сначала нужно решить вопрос с контролем и нелегальным рынком и только потом увеличивать налоги. Только тогда можно будет увеличить поступления в бюджет. Мы всегда говорили, что алкогольный рынок может потянуть не более 5-процентного ежегодного увеличения ставок. Про 5% - нас услышали, но помимо этих 5% хотят еще и индексацию добавлять, а это уже совсем другие цифры.
К сожалению, ввод электронной акцизной марки будет контролировать легальный рынок, который и так платит налоги. А те, кто торгует водкой на рынке на привокзальной площади без лицензий на торговлю, продукцией без марок акцизного налога - те и дальше и будут ее продавать.
Напомню также, что система электронной марки обсуждалась последние три года, но так до сих пор и не была внедрена. Сейчас с нами никто не ведет диалог, хотя мы являемся основными заказчиками электронных марок акцизного налога и заинтересованы в прозрачности рынка. Никто не обсуждает размер ставок акцизного налога и не учитывает показатели отрасли.
После презентации налоговой реформы Президент дал поручение создать рабочую группу с включением в нее представителей общественности для обсуждения всех ее положений. Надеемся, ассоциацию включат в состав такой рабочей группы, и алкогольная отрасль будет услышана.
Алексей Калиниченко, менеджер по вопросам фискального регулирования "Филип Моррис Украина"
Минфин проигнорировал предложения отрасли, которые обсуждались в формате "индустриальной платформы". Предложения о резком увеличении акциза, как компенсатора снижения ЕСВ, были впервые озвучены только 3 сентября.
Ошибочно ожидать увеличения поступлений в бюджет от акциза, когда потребитель выбирает самый дешевый доступный товар и беспрепятственно может приобрести поддельные либо контрабандные сигареты. Мы надеемся, что Минфин предпримет реальные шаги по внедрению современной цифровой системы контроля за оборотом подакцизных товаров.
2 сентября мы успешно завершили тестирование такой системы на основании технологии Codentify (специальная система для отслеживания движения сигарет и идентификации товара, - ред.) совместно с ГФС, продемонстрировав комплексный электронный контроль подлинности продукции, отслеживания маршрута перемещения сигарет, уплаты акциза. Внедрение такой системы поможет государству эффективнее противостоять растущему потоку контрабандной продукции из соседних стран.
Александр Когут, директор отдела корпоративных вопросов JTI Украина
Целевая команда по проведению налоговой реформы профессионально организовала процесс обсуждения возможных изменений. Производители табачной продукции были приглашены на несколько встреч для обсуждения главных отраслевых вопросов: долгосрочной акцизной политики, сроков повышения ставок акциза до европейского уровня (90 евро/1000 шт.), структуры акциза, индексации, налога на реализацию подакцизных товаров и так далее.
Все участники обсуждения соглашались, что в налоговой реформе должен быть соблюден баланс между общественными интересами, интересами государства и бизнеса. К сожалению, в проекте налоговой реформы, в его части, касающейся табачной отрасли, аргументы отрасли не были учтены.
Резкое повышение акциза на табачную продукцию на 40% представляет угрозу для налоговых поступлений в бюджет. По нашим прогнозам, в 2015 г. акциз на сигареты принесет в бюджет 20,4 млрд грн, что на 13% больше, чем в 2014 г. Чтобы сохранить поступления в бюджет на этом уровне, повышение акциза должно быть постепенным, решение о приближении ставок налога к европейскому уровню должно приниматься с учетом девальвации национальной валюты и снижения покупательной способности украинцев.
Реальные доходы украинцев упали на 23,5%, по данным Государственной службы статистики за первый квартал 2015 г. Украинский курильщик по итогам года будет тратить 18% своего дневного дохода на сигареты, - это значительно больше, чем в соседних странах и в большинстве стран ЕС.
Повышение ставок акциза на 40% приведет к росту цен на сигареты на 3,5-5 грн в зависимости от ценового сегмента. Средневзвешенная цена легально произведенной пачки сигарет вырастет на 30%, до 18,5 грн за пачку. Резкий рост цен вынудит курильщиков покупать более дешевую нелегальную продукцию, и сделает контрабанду сигарет в Украину значительно более выгодной. В 2015 г. большая часть контрабандных сигарет поступает в Украину из Беларуси, России и Молдовы. В июне контрабандная продукция стоила от 8,2 грн до 11,9 грн за пачку.
При этом, по нашим оценкам, по итогам 2015 г. средневзвешенная цена пачки сигарет, с которой уплачены все налоги, превысит 14 грн. По данным за июнь, контрабандная и контрафактная табачная продукция занимает более 2% рынка. Если цены на сигареты вырастут на 3,5-5 грн, в 2016 году нелегальная продукция может занять до 15% рынка, что означает потерю 5 млрд грн налоговых поступлений.
При этом соглашение об ассоциации с ЕС не предусматривает обязательного повышения акциза на сигареты до европейского уровня в течение пяти лет. Наоборот, Директива 2011/64/ЕС рекомендует принимать решение о повышении с учетом регионального контекста и экономической ситуации. Предложенное 40-процентное повышение и график дальнейших повышений не соответствует этим принципам.
Опыт новых членов ЕС показывает, что резкое повышение акциза на сигареты имеет негативные последствия для бизнеса, потребителей и государства. В Болгарии в 2008-2010 гг. акциз на сигареты был повышен на 88%, в результате доля рынка нелегальной продукции выросла с 13% до 45%. В Румынии в 2009 г. ставки акциза были повышены на 48%, вскоре после чего нелегальная продукция занимала рекордные 36% табачного рынка.
Некоторым членам ЕС приходилось снижать ставки акциза, чтобы снизить спрос на нелегальную табачную продукцию: например, так поступила Венгрия в 2010 г. и Словакия в 2007 г. Практика этих стран показывает, что оптимальный срок повышения ставок акциза на сигареты до уровня, предложенного в Директиве ЕС - 13-15 лет.
Нина Южанина, председатель парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики
Президент поручил создать рабочую группу и заняться общей концепцией. Если будет найдено компромиссное решение, то Минфин быстро выпишет законопроект. Главное - найти общее мнение. Меня это огорчило, потому что хотелось бы уже сейчас услышать мнение людей, которые занимались реформой.
На заседании Нацсовета реформ не были озвучены некоторые "тонкие" моменты. Если отменить льготную ставку НДС в 7% на лекарства, то будет подорожание. Можно вернуться к более широкому налогообложению, но тогда нужно делать адресную компенсацию. Это же все нужно обсуждать.
У депутатов мнение такое, что на следующей неделе нужно создать рабочую группу и за 3-4 дня выписать законодательство. То есть законопроект должен быть готов уже в сентябре.
Если наша реформа будет только для наполнения бюджета, то и сейчас уже можно подавать законопроект, а если прописывать либеральные нормы, которые приведут к дефициту бюджета, то нужно работать, брать ответственность и запускать экономику.
В парламенте большинство склоняется к моему варианту, члены нашего комитета тоже, за исключением некоторых депутатов. Мы должны ставить посильные ставки и требовать прозрачности. Закончился месяц - пусть Кабмин сразу отчитается, куда были выделены деньги, на что потрачены, кому пришли. Тогда и культура уплаты налогов будет другая.
Дмитрий Олейник, замглавы совета Федерации работодателей Украины
Всем уже плохо от слов "налоговая реформа". Единственное, что нужно реформировать - это нагрузку на фонд оплаты труда. Нужно концентрироваться не на налоговой реформе, а на администрировании. Если НДС до сих пор "висит" из-за невозмещения, то это проблема.
Ключевой же вопрос не в табличках, их можно за час сделать огромное количество, а в другом. Все ждут стимулирующих для бизнеса составляющих. Польша, например, для своего бизнеса предлагает 100% ускоренной амортизации в момент инвестирования в производство и с момента постановки оборудования на баланс. Словакия - 125%. У Турции есть программы возврата средств.
А у нас проблема с НДС не решена, и инвестор и экспортер до сих пор не понимают, рассчитывать ли им на эти деньги, или они так дальше и будут вымываться. Инвесторы уходят из страны не потому что ставки 20%, 18% или 15%. Они не придут даже если ставки будут все по 20%. А придут только тогда, когда будет доверие, когда они поймут, что страной действительно управляют. Пока что власть только теории выстраивает и ничего не меняет.
Тех бизнесменов, которых я знаю, а я знаю многих, ставки не пугают - им это не важно.
Юлия Дроговоз, вице-президент, глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей
Никакая из предложенных моделей нам не нравится. Они все предполагают сохранение электронной системы администрирования НДС и депонирования средств. Раньше соглашались с экспертным вариантом, пока не вставили туда продолжение работы системы.
НДС-счета - самая главная для нас сейчас проблема. Но из всех вариантов наиболее концептуальная модель Нины Южаниной. Хотя увеличение овердрафта и не спасет бизнес, как и снижение ставки НДС до 15%. Поэтому мы просим отмену системы электронного администрирования и сохранение единого налога в том виде, в котором он есть сейчас.
Пусть оставят малый бизнес в покое, ведь взамен ничего не предлагается. Пусть бизнес запуститься, работает, ему нужны стимулы. Я боюсь, что все будет приниматься по старой схеме - без согласований с экспертами и бизнесом. А в итоге бизнесу скажут, как для них все красиво сделали и как теперь жить хорошо им станет. Увидим только увеличение налоговой нагрузки. Последние полтора года так все и происходило.
Предложения ГФС по улучшению администрирования налогов.
№з/п |
Зміст заходу |
Строк виконання |
Очікувані результати |
До 01.10.2015 року |
|||
1 |
Спрощених форм податкової звітності: з податку на прибуток підприємств, податку на додану вартість, податку на доходи фізичних осіб |
до 01.10.2015 року |
Підвищення рівня адміністрування податків та якості податкового сервісу, спрощення умов ведення бізнесу |
2 |
Запровадження нового електронного сервісу «Отримання відомостей з Державного реєстру фізичних осіб - платників податків про суми виплачених доходів та утриманих податків у електронному вигляді з використанням електронного цифрового підпису |
До 01.10.2015 |
Фізична особа - платник податків для отримання відомостей з Державного реєстру фізичних осіб - платників податків щодо сум своїх отриманих доходів та утриманих податків матиме можливість сформувати запит в електронному вигляді через «Єдине вікно подання електронної звітності ДФС». На електронну адресу платника надходить відповідь, що містить відомості про суми його доходів. За допомогою такого сервісу фізичні особи можуть отримати інформацію про свої доходи та сплачені податки в електронному вигляді за 3 останні роки. Саме така інформація необхідна громадянам для заповнення декларацій про майновий стан і доходи, отримання субсидій. |
3 |
Зміна підходів до надання податкових консультацій платникам: - Узагальнюючі консультації надаватимуться Міністерством фінансів; - Індивідуальні податкові консультації надаватимуться виключно ДФС та територіальними органами ДФС обласного рівня |
До 01.10.2015 |
Підвищення якості та неупередженості при наданні податкових консультацій платникам |
Починаючи з 01.01.2015 року |
|||
1 |
Запровадження однорівневої системи апеляційних оскаржень платниками податків |
І півріччя 2016 року |
Якісний та ефективний розгляду скарг платників податків на рішення контролюючих органів, налагодженню конструктивних відносин між платниками податків та органами ДФС; мінімізації негативних наслідків для платників податків та контролюючих органів; економії часу та коштів для сторін при вирішенні податкових спорів |
2 |
Запровадження системи електронного адміністрування акцизного податку для підакцизних товарів (система боротьби з контрабандою і контрафактом підакцизних товарів)
|
ІІ півріччя 2016 року |
Створення ефективного механізму контролю за реалізацією підакцизних товарів, унеможливлення випадків реалізації не облікованих обсягів підакцизних товарів, з яких не сплачений акцизний податок, підґрунтя для дієвої системи боротьби з контрабандною і контрафактною підакцизною продукцією |
3 |
Запровадження системи автоматизованого обліку товарообігу від імпортера/виробника до кінцевого споживача за допомогою ІАН кодів |
ІІ півріччя 2016 року |
Унеможливлення підміни товару на шляху від його ввезення/виробництва до реалізації |