В правительстве вокруг железнодорожного монополиста "Укрзализныци" разгорается скандал. Причина - отстранение Мининфраструктуры от управления госкомпанией и переподчинение ее напрямую Кабинету министров. Официально чиновники объясняют такое решение необходимостью повысить эффективность работы "Укрзализныци". По информации РБК-Украина, инициатива исходила непосредственно от премьер-министра Владимира Гройсмана. Таким образом, он попытался вмешаться в конфликт между министром инфраструктуры Владимиром Омеляном и главой УЗ Войцехом Балчуном. Однако за этим решением правительства могут стоять и другие мотивы – желание получить контроль над коррупционными схемами на железной дороге.
Еще до начала заседания Кабинета министров 18 января в открытой повестке дня проекта решения о переподчинении государственного жележнодорожного монополиста ПАО "Укрзализныця" (УЗ) напрямую правительству не было. Не появился проект решения и позже, однако стало известно, что Кабмин изменил в закрытом режиме устав УЗ и ограничил полномочия Министерства инфраструктуры по управлению активом.
Источники РБК-Украина в правительстве рассказывают, что инициатива исходила лично от премьер-министра Владимира Гройсмана. "До начала заседания Кабмина всегда проводятся правительственные совещания. Премьер дал Степану Кубиву (первый вице-премьер-министр экономразвития, - ред.) документы и сказал, чтобы он их внес. Кубив очень злой, его обвиняют в схеме, а он вообще не в курсе", - сообщил собеседник издания в Кабмине.
Чиновники объясняют свои действия необходимостью привести устав госкомпании в соответствии с нормами закона "Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования". В частности, по словам госсекретаря Минфраструктуры Андрея Галущака, согласно закону, учредителем УЗ и ее единственным акционером является Кабинет министров, но до сих пор правительство могло принимать в отношении госкомпании только те решения, которые ему предлагал рассмотреть министр инфраструктуры Владимир Омелян.
"После внесения изменений в устав "Укрзализныци" эта норма будет исключена, - объяснил Галущак РБК-Украина. - У министра остается право инициировать на заседании Кабмина рассмотрение вопросов функционирования "Укрзализныци" как предприятия железнодорожного транспорта. Но теперь правительство не будет ограничено в возможности рассматривать только те проекты решений, которые вносятся Минифраструктуры".
Фактически, это означает, что выносить на Кабмин инициативы по регулированию работы УЗ сможет любой член правительства, но, по данным источника РБК-Украина на транспортном рынке, это станет компетенцией Минэкономразвития и торговли. "Все что будет закупаться, ремонтироваться, кадровые назначения - все теперь за МЭРТом", - сообщил собеседник издания.
Кроме того, по словам госсекретаря, в действующем до сих пор уставе УЗ предусмотрено, что Кабмин как акционер может передавать полномочия по управлению корпоративными правами Мининфраструктуры. "Но такая норма не предусмотрена в законе. И поэтому ее убрали из устава "Укрзализныци"", - объяснил Галущак.
В Кабмине РБК-Украина уточнили, что теперь "МЭРТ будет готовить только документы, касающиеся хозяйственной деятельности". Речь идет о назначении набсовета, правления, существенных сделках, кредитах. "Но это не означает, что Минэкономразвития будет принимать решения. МЭРТ будет просто делать "засылку" на Кабмин", - сообщили в правительстве.
При этом, собеседник издания подчеркнул, что многие полномочия за Мининфраструктуры все же сохранятся. Например, пересмотр тарифов на грузовые и пассажирские перевозки по-прежнему будет утверждать Минфраструктуры своим приказом. "УЗ является компанией, которая на этом рынке занимает монопольное положение. Поэтому, исходя из требований законодательства, приказы Мининфраструктуры, изданные в рамках законодательства, будут иметь обязательный характер для УЗ", - уточнил Андрей Галущак.
Сейчас, в соответствии с положением о Мининфраструктуры, к полномочиям ведомства, кроме формирования тарифной политики, также относится принятие норм безопасности на железной дороге, регулирование перевозок пассажиров и грузов, утверждение правил проведения аварийно-спасательных работ, технической эксплуатации железных дорог.
Высокопоставленный собеседник РБК-Украина в Кабмине рассказал, в ходе закрытой части заседания министр инфраструктуры Владимир Омелян согласился с инициативой премьера.
"Было четко сказано, что согласно закону, УЗ координируется Кабмином. Именно поэтому необходимо было привести их уставные документы к этому положению. Омелян сказал: "Да, это правда". И на этом дискуссия закончилась. То есть, ее в принципе не было. Но Омелян еще сказал, что необходимо, чтобы его министерство этот акт доработало, и все с этим согласились. Документ принят, вступит в силу после доработки Мининфраструктуры", - заявил изданию член Кабмина.
Однако РБК-Украина Омелян заявил, что он с таким решением он не соглашается: "Не согласен. Сейчас без комментариев". Но позже на своей странице в Facebook он подробно и эмоционально описал ситуацию с УЗ. "18 января Минэкономразвития в стиле легкого анбандлинга (разделение компании по видам деятельности, - ред.) Укртрансгаза'2016 внес предложение изменить устав и переподчинить УЗ себе", - написал министр.
Таким образом Омелян провел параллель с сентябрьским решением Степана Кубива об изменении уставов НАК "Нафтогаз Украины" и ПАО "Укртрансгаз". Тогда МЭРТ фактически забрало у НАКа право управления оператором ГТС. В результате разгоревшегося скандала между компанией и ведомством, премьер переподчинил "Нафтогаз" Кабмину.
Сейчас в правительстве заинтересованность МЭРТ в ситуации отрицают. "МЭРТу не нужна эта "зализныця", там даже не знают, что с ней делать. Но удобно же навесить всех собак на Кубива", - заявил собеседник РБК-Украина в Кабмине.
При этом он уточнил, что Мининфраструктуры готовит ряд замечаний к принятому правительством решению. Сегодня Владимир Омелян опубликовал в Facebook свое письмо, адресованное Владимиру Гройсману.
В нем, среди прочего, чиновник указывает, что Минэкономразвития нарушило процедуру разработки и согласования проекта постановления, определенную регламентом Кабмина. В частности, по мнению Омеляна, выносить проект постановления об изменении устава УЗ должно было Мининфраструктуры, а не МЭРТ, поскольку компетенция его ведомства - доминирующая в вопросах регулирования железнодорожного транспорта. "Но проект постановления на рассмотрение Кабмина Мининфраструктуры не только не выносил, но и не поступал на обработку", - отмечается в письме министра.
Кроме того, Омелян считает, что, исключив УЗ из сферы компетенции Мининфраструктуры, выполнение задач по формированию и реализации государственной политики в сфере железнодорожного транспорта стало для ведомства невозможным. Несмотря на заверения госсекретаря министерства Андрея Галущака о том, что в своей деятельности компания должна руководствоваться приказами Мининфраструктуры, по словам Омеляна, из устава УЗ этот пункт все же исчезнет.
В письме Владимир Омелян предполагает, что поводом для отстранения его ведомства от управления "Укрзализныцей" могла послужить критика министра в адрес руководителя госкомпании Войцеха Балчуна. На Facebook Омелян называет его не иначе, как "шоуменом".
"На номинационном комитете я голосовал против Балчуна. Я не верил, что человек, который бросил работу ради музыки, готов вернуться полноценно в изнурительный мир бизнеса. Но, я был один против всех, и для меня принципы независимого избрания были важнее собственно предчувствия. К сожалению, я не ошибся и в течение первого месяца убедился, что мы получили капризного шоумена, а не акулу с РКР Карго", - написал министр.
В связи с этим Омелян предупредил премьера, что переподчинение УЗ правительству "создает прецедент, когда руководитель предприятия, получая обоснованные замечания к своей деятельности, вместо совместной работы над исправлением ситуации, просто меняет руководство".
Сам Войцех Балчун проигнорировал просьбу РБК-Украина прокомментировать ситуацию. Но в своем Facebook он написал, что приветствует "любые шаги, направленные на повышение эффективности функционирования компании". "Особенно в период создания нового содержания и качества публичного акционерного общества. Правление компании последовательно будет реализовывать стратегию реформ, определенную правительством, как акционером общества", - заявил Балчун.
Впрочем, критику министра в адрес руководителя УЗ премьер может оставить без внимания. Как рассказал РБК-Украина источник в наблюдательном совете компании, в этом конфликте Гройсман - на стороне Балчуна. "Надо дать возможность Балчуну спокойно работать, принимать решения и не ставить палки в колеса, как это пытался сделать набсовет. Они написали письмо премьер-министру, что Балчун - неэффективный менеджер. Но не знаю, отправили это письмо или нет", - сообщил собеседник. По его словам, "палки в колеса" Балчуну ставят и некоторые чиновники из Мининфраструктуры, "а Омелян там по сути свадебный генерал". "Помимо тарифов (решения о повышение тарифов на перевозки, - ред.), блокировалось и назначение представителей региональных дорог, которых предлагал Балчун. Но знаю, что Балчуна поддерживает Гройсман", - уточнил источник в набсовете.
Но на транспортном рынке есть и другое мнение. "Я не думаю, что Омеляну очень комфортно в этой ситуации. Он пришел в министерство принимать решения, а у него отбирают целые направления. Вдвойне неприятно, когда люди, которых он искал, грубо говоря, посылают его", - уточнил РБК-Украина участник рынка, знакомый с ситуацией.
Как бы не развивались взаимоотношения руководства УЗ и Мининфраструктуры дальше, решение правительства будет иметь долгосрочные негативные последствия, уверены эксперты.
"Если сейчас Войцеха Балчуна хоть как-то контролирует Владимир Омелян, то кто будет в Кабмине его контролировать? Премьер-министру есть чем заниматься, помимо управления УЗ, - говорит бывший первый заместитель министра инфраструктуры Владимир Шульмейстер. - Во время моего пребывания в Министерстве инфраструктуры нам вернули из подчинения Кабмина проект "Воздушного экспресса" (проект ж/д сообщения между Киевом и аэропортом "Борисполь", - ред.). Мы выявили, что в то время, когда "Воздушный экспресс" был подконтролен непосредственно правительству, из этого проекта исчезло много миллионов долларов. Это пример неэффективного контроля госпредприятий непосредственно Кабмином".
По мнению бывшего чиновника, в случае потери контроля над "Укрзализныцей", значимость Мининфраструктуры значительно уменьшится. "По сути, сейчас УЗ - это 70% Мининфраструктуры. После переподчинения "Укрзализныци" непосредственно Кабмину министерство можно закрывать", - уверен Шульмейстер.
Не верит в эффективность решений, принятых кулуарно, и глава совета Федерации работодателей Украины Дмитрий Олейник. "Качество решений зависит от качества подготовки. Возможно, это решение было и правильным, но уже со старта оно вызывает недоверие. Если бы параллельно обсуждались и принимались финплан на 2017 год, отчет по 2016 году, инвестиционный план, стратегия развития, я бы поверил в искренность намерений. А так речь идет о перераспределении ресурсов и сфер влияния", - заявил он РБК-Украина.
Основная борьба за влияние на активы разгорелась между "Народным фронтом", по квоте которого в Кабмин попал Владимир Омелян, Администрацией президента и БПП, а также олигархами, говорит Шульмейстер.
"Все они имеют какие-то свои интересы в УЗ. Переподчинение УЗ от Мининфраструктуры непосредственно Кабмину свидетельствует об усилии влияния на УЗ представителей БПП, в частности руководителя комитета Верховной Рады по вопросам транспорта Ярослава Дубневича, - рассказал он. - Ежегодно на коррупционных схемах УЗ теряет около двух миллиардов долларов. Это - лакомый кусок. К примеру, когда мы пришли в руководство Мининфраструктуры два года назад, неофициальная доплата за подачу вагона грузоотправителю составляла 200 гривен за один вагон, с чем мы всячески боролись. По моим данным, сейчас она достигла одной тысячи гривен. Кроме того, коррупционные схемы присутствуют при закупках, предоставлении скидок на перевозку грузов и тому подобное".
Источники РБК-Украина в окружении президента говорят, что министр на самом деле он уже давно находится под влиянием БПП. "Ситуация с УЗ - образцово-показательная история. Так было с Укравтодором. Сначала Гройсман его курировал, потом - Кононенко (Игорь Кононенко, первый замглавы фракции БПП, - ред.). Все то же самое развивается с портами. А министр играет в политиканство".
Получить комментарии депутатов Ярослава Дубневича и Игоря Кононенко РБК-Украина не удалось – они не реагировали на телефонные звонки и обращения издания.