Дело в трубе: как Минэкономразвития и "Нафтогаз" поссорились из-за ГТС

Министр экономики Степан Кубив и глава "Нафтогаза" Андрей Коболев не сошлись во взглядах по поводу управления ГТС Министр экономики Степан Кубив и глава "Нафтогаза" Андрей Коболев не сошлись во взглядах по поводу управления ГТС

Накануне отопительного сезона между газовым монополистом НАК "Нафтогаз-Украины" и Министерством экономического развития и торговли, которое управляет его акциями, разгорелся корпоративный конфликт. Ведомство изменило уставы "Нафтогаза" и ПАО "Укртрансгаз", фактически, забрав у компании право управления оператором ГТС. Это произошло без ведома НАКа, который считает, что решение министерства противоречит европейским энергетическим директивам. В Минэкономразвития, напротив, уверены, что обеспечили независимую деятельность "Укртрансгаза".  В ситуации разбиралось РБК-Украина.

Захотели управлять

Правительство решило усилить свой контроль за деятельностью оператора газотранспортной системы - ПАО "Укртрансгаз". Для этого Минэкономразвития своим приказом №1478 (копия в распоряжении РБК-Украина) в среду, 7 сентября, внесло изменения в устав НАК "Нафтогаз-Украины".

Ведомство дополнило пункт 48 устава НАКа положениями, расширяющими полномочия высшего органа компании - общего собрания акционеров. Теперь оно будет решать вопросы "управления оператором ГТС, избрания глав, членов набсовета и правления оператора ГТС". В компетенцию общего собрания вошло и утверждение бюджета, бизнес-плана, инвестиционной программы ПАО "Укртрансгаз" (УТГ), а также изменение устава этой компании.

На практике это означает, что единственный собственник 100% акций газового монополиста "Нафтогаз-Украины" - Кабинет министров - получил полный доступ к управлению газотранспортной компанией "Укртрансгаз". Поскольку, согласно пункту 60 устава НАКа, "полномочия общего собрания осуществляются акционером единолично".

Но есть и другой нюанс. Дело в том, что УТГ на 100% принадлежит "Нафтогазу", и, лишившись функций управления, газовый монополист остается единственным собственником оператора ГТС. Это закреплено в новом уставе "Укртрансгаза", который МЭРТ утвердил 9 сентября.

Напомним, представитель акционера НАКа - Минэкономразвития - получил в управление все акции "Нафтогаз-Украины" в декабре 2015 года, которые ведомству передало Минэнергоугля. Это было предусмотрено реформой корпоративного управления газовой монополии, в результате которой был сформирован независимый наблюдательный совет "Нафтогаза". Этот орган принимает стратегические решения, а правление, которое возглавляет Андрей Коболев, занимается операционной деятельностью.

Теперь, согласно новому уставу "Укртрансгаза", компания также переведена на корпоративное управление независимым от "Нафтогаза" набсоветом. Пока состав, критерии независимости, по которым будет формироваться этот орган, не ясны.

Конфликт интересов

Изменения в устав НАК "Нафтогаз-Украины" вносятся только на общем собрании. Это решение согласовывается с набсоветом компании. Аналогичная ситуация и с уставом "Укртрансгаза". Внести в него правки мог только высший орган компании, полномочия которого единолично осуществляются акционером, то есть, НАК "Нафтогаз-Украины". В НАКе РБК-Украина сообщили, что общие собрания по этим вопросам не проводились, и с компанией не согласовывались изменения уставов ни "Нафтогаза", ни УТГ.

"Изменения устава "Нафтогаза" таким образом, как это произошло на прошлой неделе, - это нарушение принципов корпоративного управления OECD (Организация экономического сотрудничества и развития, - ред.) и обязательств, которые взяла на себя Украина. Эти события ставят под угрозу подписание кредитного договора между НАКом и Всемирным банком на сумму 500 миллионов долларов. Эти средства необходимы для закупки газа и стабильного прохождения Украиной отопительного сезона. Это также является нарушением кредитного соглашения с ЕБРР и потенциальным дефолтом по долгу, гарантированному государством. Эта ситуация может негативно повлиять на другие вопросы, в которых участвует "Нафтогаз"", - заявили в пресс-службе НАКа.

Обеспокоенность выразил и один из крупнейших кредиторов монополиста - ЕБРР. В октябре 2015 года банк выделил "Нафтогазу" кредит на сумму 300 млн долларов на закупку 1 млрд кубометров газа на западной границе Украины. В течение 3 лет "Нафтогаз" может погашать и снова заимствовать средства в пределах этой суммы. Одним из ключевых условий предоставления кредита являлось введение корпоративного управление в НАКе.

"ЕБРР в курсе сложившейся ситуации, и пытается в ней разобраться. Если то, что "Укртрансгаз" перешел в управление Минэкономики, подтвердится, это - серьезное событие, которое будет заслуживать нашей оценки. Мы надеемся, что наши партнеры - правительство Украины и НАК "Нафтогаз" - будут выполнять обязательства по созданию и реформе корпоративной структуры компании", - заявил РБК-Украина старший советник ЕБРР Антон Усов.

"Есть основания всерьез задуматься над тем, следует ли выдавать НАКу кредит в 500 млн долларов на закачку газа к отопительному сезону. Такие действия свидетельствуют о том, что Украина - партнер, который в любой момент в одностороннем порядке меняет условия договора", - сообщил РБК-Украина источник во Всемирном банке, не пожелавший назвать свое имя.

"Я знаю, что ЕБРР предупреждал МЭРТ о необходимости соблюдения условий кредитного договора в отношении управления НАКом. Поскольку этого не произошло, в банке могут задуматься над тем, чтобы прекратить кредитование и потребовать возврата долга по займу. Государству придется объявить дефолт по долгам, а НАК накануне отопительного сезона окажется в незавидной финансовой ситуации", - рассказал собеседник издания, знакомый с ходом кредитных переговоров между "Нафтогазом" и ЕБРР.

В МЭРТ считают иначе. В пресс-службе МЭРТ сообщили, что устав "Нафтогаза" был изменен для "выполнения Украиной обязательств по Третьему энергопакету, которым предполагается независимость оператора ГТС от вертикально-интегрированной компании "Нафтогаз-Украины"".

Министр экономического развития и торговли Степан Кубив на момент публикации заметки от комментариев воздержался. Не комментирует ситуацию и его первый заместитель - глава набсовета НАКа Юлия Ковалив.

Вместе с тем, источник РБК-Украина в Кабмине, знакомый с ситуацией, рассказал, что Степан Кубив "принял такое решение, поскольку НАК злоупотребляет своими полномочиями акционера и, фактически, в ручном режиме руководит ГТС". Однако собеседник издания не уточнил, в чем суть этих злоупотреблений.

"Проблема в том, что НАК не дает Укртрансгазу спекулировать на госзакупках. Это не нравится правлению УТГ и, видимо, не только им. Первое, что сделало министерство после изменения уставов, аннулировало порядок утверждения и контроля за выполнением финплана УТГ и годового плана закупок. Этот порядок утвержден решением общего собрания акционеров УТГ, то есть "Нафтогазом", а также согласован с правлением НАКа. МЭРТ хочет самостоятельно контролировать этот процесс", - рассказал РБК-Украина источник, близкий к НАК "Нафтогаз-Украины".

Речь идет о приказе МЭРТ №1510 от 13 сентября, копией которого располагает РБК-Украина. Документ отменяет действие положения НАКа о формировании бюджета УТГ и плана закупок на основании норм нового устава "Укртрансгаза".

Позицию ПАО "Укртрансгаз" РБК-Украина узнать не удалось. Президент компании Игорь Прокопив был недоступен для комментариев.

Чем дело успокоится

Эксперты считают, что оснований для паники нет. Во-первых, несмотря на то, что Минэкономразвития будет контролировать формирование бюджета "Укртрансгаза", дивиденды все равно получит акционер – НАК.  Единственно, чего лишиться "Нафтогаз", - единоличного управления оператором ГТС, ведь теперь все решения придется согласовывать на общем собрании акционеров, то есть, с МЭРТ.

Во-вторых, Минэкономразвития имело юридические основания изменить уставы компаний своим приказом без проведения общего собрания. Поскольку пункт 60 устава "Нафтогаз-Украины" гласит: "Решение единственного акционера государства в лице центрального органа исполнительной власти, определенного КМУ, оформляется приказом. Такое решение акционера имеет статус протокола общего собрания".

"Я не вижу ничего страшного в этой ситуации. Третий энергопакет предусматривает полное разделение НАКа по видам деятельности, так называемый unbundling. Существующая структура до изменения устава противоречила нормам Третьего энергопакета, так и противоречит сейчас. Если новый устав позволяет уменьшить влияние НАКа на оператора ГТС и обеспечить независимость его работы, – это можно только приветствовать", - сообщил РБК-Украина экс-глава евродепартамента Минэнергоугля (один из разработчиков реформы "Нафтогаза") Михаил Бно-Айриян.

"Думаю, компромисс между НАКом, правительством и кредиторами все же будет найден, и серьезных негативных последствий ожидать не стоит. С одной стороны, МЭРТ пытается сделать "Укртрансгаз" более независимым. Но, с другой стороны, несогласованность действий приводит к ухудшению имиджа Украины и нагнетает ситуацию в энергетике. Кроме того, такие реструктуризации стоит проводить после отопительного сезона, а не до него, чтобы не было угрозы срыва, - отметил президент Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Михаил Гончар.

По информации РБК-Украина, предварительные совещания о сложившейся ситуации с премьер-министром Владимиром Гройсманом уже провел МЭРТ, и аналогичная встреча у главы правительства запланирована с "Нафтогазом". Свой вердикт Гройсман вынесет к понедельнику, 19 сентября.

On Top