В ушедшем 2016 году украинцы не скупились на новые автомобили. Объем продаж за год вырос на 39%, следует из данных информационно-аналитической группы AUTO-Consulting. При этом особый интерес покупатели проявили к автомобилям премиум-сегмента. То есть, покупали не только новое, но и дорогое. Однако даже такие оптимистические показатели не говорят о том, что рынок автопродаж в стране восстановился, считают эксперты.
В 2016 году в Украине было продано около 64,5 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 38,7% больше, чем в 2015 году, говорится в отчете информационно-аналитической группы AUTO-Consulting. Директор группы Олег Омельницкий объяснил РБК-Украина скачок продаж в почти 40% низкой сравнительной базой, незначительной стабилизацией экономики и относительно спокойной ситуацией с курсом валют.
Как ранее сообщало РБК-Украина, в 2015 году украинцы купили только 46,4 тыс. новых легковых автомобилей. Эти показатели оказались антирекордными с начала 2000-х годов. Причинами падения рынка тогда стали девальвация гривны, обнищание населения и военные действия на востоке страны.
Коммерческий директор компании "Хюндай Мотор Украина" Геннадий Четверухин добавляет, что рост продаж новых легковых автомобилей в 2016 году произошел во многом благодаря увеличившемуся спросу со стороны корпоративного сегмента, а не частных покупателей. "Основная причина - обновление имеющихся в распоряжении юридических лиц автопарков", - объяснил он.
Вместе с тем, в абсолютном значении рынок вырос незначительно - всего на 20 тыс. автомобилей, отметил директор по маркетингу группы компаний "АИС" Сергей Боровик. "Это - мизер в рамках показателей стран-соседей", - говорит он. К примеру, по последним данным, которые обнародовала Европейская ассоциация производителей автомобилей, в Польше в январе-ноябре 2016 года было продано 372 тыс. новых легковых машин. Это на 17% (55 тыс. авто) больше, чем за такой же период 2015 года.
По мнению Боровика, украинскому рынку новых легковых автомобилей до полного восстановления еще очень далеко. Он напоминает, что в 2013 году в Украине было продано 202 тыс. новых автомобилей, а в 2008 году и того больше - 623 тыс. шт.
Лидером на украинском рынке продаж новых легковых автомобилей по-прежнему является Toyota. За 2016 год она увеличила продажи на 58%. Кроме того, в ТОР-3 вошли бренды Renault и Volkswagen.
Ранее занимавший третье место бренд ЗАЗ за год опустился сразу на десятую позицию в рейтинге среди самых продаваемых автомобилей. При этом в ТОР-10 только Запорожский автомобильный завод продемонстрировал отрицательную динамику продаж.
В пресс-службе "Украинской автомобильной корпорации" (в структуру "Укравто" входит Запорожский автомобильный завод) соглашаются с тем, что реализация их автомобилей уменьшилась. "Это обусловлено тем, что девальвация гривны и общее снижение покупательской способности сильнее всего ударило по наименее защищенным слоям населения, среди которых много потенциальных покупателей автомобилей ЗАЗ, в результате чего в рейтинге ЗАЗ сместился на 10-ое место", - рассказали РБК-Украина в пресс-службе "Укравто".
Олег Омельницкий объясняет падение продаж ЗАЗа тем, что завод почти весь год не выпускал автомобили для внутреннего рынка. "В это время он распродавал остатки ранее произведенных машин. Разумеется, эти остатки становились все меньше и, как следствие, выбор автомобилей для клиентов также становился меньше", - говорит он.
Примечательно, но в 2016 году на рынке новых легковых автомобилей существенно возросла доля премиум-сегмента. По данным AUTO-Consulting, по итогам 2016 года доля автомобилей премиальных марок составила 39% в денежном выражении против 34,5% годом ранее.
При этом доля премиум-сегмента увеличилась, в основном, за счет лоукост-сегмента, к которому, в частности, относятся автомобили производства ЗАЗ и ВАЗ, а также Dacia, Daewoo, китайские марки. Доля последнего за прошедший год упала с 13% до 10,4%. При этом из-за роста премиум-сегмента немного пострадал и основной - средний - сегмент автомобильного рынка. Его доля уменьшилась с 52% в 2015 году до 50,2% в 2016 году.
В пресс-службе "Укравто" объясняют такую динамику тем, что покупатели премиум-сегмента менее всего подвержены экономическим колебаниям и потрясениям, поэтому спрос с их стороны не страдает, в отличие от покупателей лоукост- и среднего сегментов.
39%-процентный рост продаж новых легковых автомобилей мог быть и выше, если бы с 1 августа в Украине не были понижены ставки акцизного сбора на импортируемые подержанные авто от 7 до 28 раз, что фактически уравняло со ставками на новые автомобили.
По данным AUTO-Consulting за август-ноябрь 2016 года, то есть за первые месяцы действия льготы, в Украину было ввезено около 11 тыс. б/у автомобилей по сниженным акцизным ставкам.
По словам Геннадия Четверухина, ожидания украинцев, связанные с либерализацией ввоза б/у автомобилей, в определенной мере повлияли на динамику продаж новых легковых автомобилей. "Особенно это было заметно по первой половине 2016 года, когда уровень продаж был невысоким - население ожидало наплыва в страну дешевых б/у авто, и придерживало деньги на покупку автомобиля", - отмечает он.
Олег Омельницкий считает, что после снижения акцизных ставок часть потенциальных покупателей новых машин сделала свой выбор в пользу подержанных автомобилей. "По итогам года лоукост-сегмент сократился на 3% на растущем рынке - это явное свидетельство, что покупатели из этого сегмента предпочли купить б/у авто, а не новое", - объясняет он.
Вместе с тем участники автомобильного рынка не теряют оптимизма и склонны рассчитывать на продолжение роста продаж новых машин и в текущем году.
Так, в пресс-службе "Укравто" рассчитывают при условии роста экономики и роста реальных доходов населения на продажи в целом по рынку в объеме 84 тыс. новых легковых автомобилей.
Примерно о таких же показателях говорят и другие представители. Так, Геннадий Четверухин рассчитывает на 75-80 тыс. автомобилей, а Сергей Боровик - 75-85 тыс.
Олег Омельницкий более оптимистичен, опираясь на активные продажи в декабре 2016 года. "По нашим расчетам, продажи возрастут на 24-40%, до 80-90 тыс. штук. Но насколько сбудутся эти прогнозы, будет зависеть от курсовой и законодательной стабильности", - заключает он.