Налоговая льгота: насколько подешевеют подержанные автомобили
С 1 августа будут значительно понижены ставки акцизного сбора на импортируемые в Украину подержанные легковые автомобили. В результате, по оценкам экспертов, украинцы смогут сэкономить при покупке б/у автомобиля несколько тысяч евро. Однако для этого придется потрудиться – налоговой льготой, скорее всего, можно будет воспользоваться только один раз до конца 2018 года, а за машиной придется самостоятельно ехать за границу.
Резкое удешевление
В понедельник, 4 июля, президент Петр Порошенко подписал закон №3251, инициированный группой депутатов, которым предусмотрено резкое снижение ставки акцизного сбора на импортируемые б/у автомобили. Документ вступает в силу 1 августа.
Президент підписав закон, що дозволяє купівлю вживаних авто. https://t.co/WeIVbox2uz
— Svyatoslav Tsegolko (@STsegolko) July 4, 2016
Сейчас ставка акциза на "бензиновые" машины возрастом до пяти лет колеблется от 1,094 евро за куб. см (объем двигателя до 1 л) евро до 3,329 евро за куб. см (более 3 л). На более старые машины акциз еще выше - от 1,438 евро за куб. см до 4,985 евро за куб. см.
С 1 августа, согласно новым нормам, - расчет будет с 0,102 евро куб. см до 2,209 евро куб. см. Помимо того, уменьшатся акцизы и на "дизельные" машины – с 1,367- 4,715 евро за куб.см до 0,103-2,209 евро за куб.см.
Инфографика: как изменятся ставки акцизного сбора на поддержанные импортные автомобили с 1 августа
Таким образом, по подсчетам консалтинговой компании AUTO-Consulting, акцизы на импортные б/у автомобили понижены в десятки раз: от 7 до 28 раз, и фактически уравнены со ставками на новые автомобили.
"Теперь акциз на б/у автомобили составляет символические 100 евро на авто с объемом двигателя до 1 л вместо прежних 1 436 евро (снижение в 14 раз)", - говорится в сообщении AUTO-Consulting.
Существенно сэкономить смогут покупатели автомобилей с бензиновым двигателем объемом до 2,2 л. "Теперь, скажем, за 2-литровую иномарку достаточно уплатить акциз на авто в размере 534 евро против 4 880 евро ранее. С учетом НДС получается 641 евро против 5 856 евро. Разница – 5 215 евро, или снижение в 9,1 раза", - утверждают в AUTO-Consulting.
Сниженным акцизом на авто при покупке машины можно будет воспользоваться только один раз в год. При этом скидка распространяется на автомобили, произведенные после 1 января 2010 года. Нельзя будет купить машину, если страна выпуска – страна-агрессор, а также льгота не распространятся на автомобили с оккупированной территории Украины.
Если же покупатель захочет продать машину в течение года после покупки, он должен будет уплатить акциз на авто по полной ставке. Закон №3251 о снижении акциза на б/у авто действует до 31 декабря 2018 года.
Однако в уже подписанный закон могут быть внесены изменения, которые значительно ужесточат его нормы и сделают покупку автомобиля более сложной.
"Президент и депутаты договорились о том, что изменения в закон о снижении акциза на б/у авто, которые в неотложном порядке внесет глава государства, будут поддержаны всеми фракциями и проголосованы в Верховной Раде в ближайший четверг. Изменения коснутся четкого регламентирования действия закона, а именно - одна машина до конца действия закона, введение запрета перепродажи и, при условии, что владелец авто должен завезти его в Украину лично", - указывается в сообщении пресс-службы президента.
Ударит по своим
По оценке директора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, после вступления в силу закона №3251 разница в цене на импортные подержанные легковые машины будет составлять от 500 до 4 000 евро.
Глава Ассоциации дилеров автомобилей с пробегом Тараса Коваленко прогнозирует, что в результате стоимость поддержанных автомобилей в Украине снизится примерно на 25-30%.
Однако, это мнение разделяют далеко не все эксперты и участники рынка. По мнению директора по маркетингу группы компаний АИС Сергея Боровика, оснований для снижения цен на подержанные машины все же нет. "В Украине достаточно высокий спрос на б/у авто - около 40-45 тыс. единиц в месяц. При высоком спросе на рынке формируется и высокая цена. И оснований для ее снижения нет", - уверен он.
Боровик уточнил, что б/у авто с небольшим пробегом до 100 тыс. км возрастом до 5 лет в Европе стоят достаточно дорого. "С учетом всех расходов на поездку и растаможку итоговая стоимость их будет больше, чем цена аналогичного автомобиля в Украине. Наш прогноз, что количество людей, которые поедут в Европу за б/у авто, будет минимальным. Таким образом, снижения цен на б/у автомобили в Украине ждать не стоит", - отметил эксперт.
По словам Сергея Боровика, в выигрыше окажутся покупатели дорогих марок премиум сегмента. "То есть, на налогах сэкономит самая богатая часть общества. С учетом объема двигателя экономия составит 5-10 тыс. евро", - отмечает он.
Но, будут и проигравшие, уверены эксперты. "Больше всего пострадают от снижения акциза на импортные б/у машины украинцы-собственники автомобилей выпуска 2008-2014 годов, особенно отечественного производства Lanos, Forza. Многие из них рассчитывали продать свои машины за какую-то определенную сумму и пересесть на новый автомобиль. Но как только в Украину будут ехать Mercedes-Benz, Renault и другие марки 2010 и более "свежих" годов по ценам этих Lanos'ов, то таким продавцам придется снижать цены", - считает Олег Омельницкий.
По его словам, ранее высокие ставки акциза на импортные б/у авто не позволяли их активно импортировать, поэтому в прошлом году их было ввезено всего около 5 тыс. штук при всем рынке подержанных машин в 300 тыс. штук.
"После вступления в силу закона сегмент импортных б/у машин возрастет до примерно 25 тыс. штук в 2016 году. При этом весь рынок подержанных машин останется на уровне 300 тыс. штук за счет. Покупатели перетекут с сегмента подержанных машин, которые ранее эксплуатировались в Украине, на импортные", - уточнил Омельницкий.
Инфографика: импорт легковых б/у автомобилей в Украину за 2008-2015 годы
Впрочем, эксперты опасаются, что принятие закона катастрофически скажется на рынке новых легковых автомобилей. "После вступления в силу этого закона в текущих экономических условиях украинцы вообще перестанут рассматривать покупку новых машин", - прогнозирует Тарас Коваленко.
По его мнению, на рынке новых легковых автомобилей пострадают бренды, которые ранее предлагали машины в доступной ценовой категории, то есть до 20 тыс. долларов. "К таким автомобилям, как правило, был большой интерес со стороны покупателей. К, примеру, сейчас в Украине в среднем новая машина Renault стоит около 15 тыс. долларов. В Европе же можно купить аналогичную модель Renault с годовым пробегом в хорошем состоянии за 10 тыс. долларов. Единственный минус – это относительно большой пробег", - считает эксперт.
Примечательно, но украинцы могут и не увидеть таких цен в Европе. После того как стало известно, что в Украине будут снижены акцизы на б/у автомобили, продавцы в приграничных странах - Литве, Польше, Чехии, в которых ожидают украинцев за покупкой б/у машин, стали поднимать цены на 1-2 тыс. евро, подчеркнул Коваленко.
Таким образом, по оценке Олега Омельницкого, рынок новых легковых автомобилей в 2016 году возрастет, по сравнению предыдущим годом, с 46 тыс. штук до примерно 55-60 тыс. штук.
"За первое полугодие текущего года мы уже имеем 50% рост. Это объясняется, во-первых, активизацией спроса на новые машины со стороны корпоративного сегмента. Во-вторых, это обусловлено ростом спроса на машины премиум-сегмента. За три последних года доля премиум-машин увеличилась с 7-8% до 15-20%. Покупатели таких машин обновляют свой парк раз в три-пять лет. Как раз сейчас подошел такой период. К примеру, на шестое место в общем рейтинге продаж новых автомобилей вышел бренд BMW, чего не наблюдалось в последние годы. Растут все премиум-бренды, за исключением, Audi. Эта категория покупателей не будет бросаться покупать импортные подержанные машины, даже после снижения акциза на б/у авто", - рассказал аналитик.
По словам Омельницкого, в совокупности, рост спроса автомобили премиум класса привел к тому, что за последний год средняя цена на покупаемый новый легковой автомобиль возросла на 2 тыс. евро до 24,75 тыс. евро.