Снижая скорость: украинцы отказываются покупать новые легковые автомобили
В прошлом году все меньше украинцев могли себе позволить покупку нового автомобиля. В результате военных действий, девальвации гривны и обнищания населения, 2015 год войдет в историю автомобильного рынка как антирекордный - объем продаж оказался наименьшим с начала 2000-х годов. Эксперты прогнозируют лишь незначительное оживление рынка продаж в 2016 году, но во многом это будет зависеть от решений парламента и стабилизации экономики.
Низкие показатели
В 2015 году в Украине было продано 46,4 тыс. новых легковых автомобилей, что на 49,7% меньше, чем годом ранее. Об этом свидетельствуют данные отчета консалтинговой компании AUTO-Consulting, имеющийся в распоряжении РБК-Украина.
Несмотря на падение рынка, лидерство по продажам удалось сохранить японскому бренду Toyota. В прошлом году в Украине было реализовано 4,8 тыс. машин этой марки - по сравнению с предыдущим годом, этот показатель снизился на 50,4%.
Вместе с тем с 7 на 2 место переместился французский бренд Renault, падение продаж которого было существенно меньше, нежели всего рынка. В частности, в 2015 году в Украине было продано около 4,2 тыс. машин этой марки, что на 13,7% меньше, чем годом ранее.
Среди ведущих продавцов новых легковых автомобилей на третьем месте остался украинский ЗАЗ - компания в прошлом году продала 2,9 тыс. машин, что на 61,2% меньше, чем за 2014 год.
Также в ТОР-5 вошли южнокорейская Hyundai и японский Nissan с показателями продаж около 2,7 тыс. и 2,6 тыс. автомобилей, соответственно.
По словам директора AUTO-Consulting Олега Омельницкого, первое место по продажам Toyota удержала за счет удачной ценовой политики на фоне конкурентов.
"Toyota очень часто делает так называемые "специальные цены" - завозит большое количество автомобилей по фиксированной цене в наиболее популярных сегментах. За счет таких привлекательных предложений, Toyota и делает основные объемы продаж", - сообщил он.
Помимо того, эксперт отметил, что на показатели компании оказали влияние поставки Toyota Prius для национальной полиции, что в условиях слабого рынка было существенным подспорьем для бренда. Вместе с тем Омельницкий объяснил второе и третье места у Renault и ЗАЗ ценовой доступностью автомобилей данных брендов.
ТОР-20 брендов по объемам продаж на украинском рынке новых легковых автомобилей, шт. |
Бренд | 2015 год | доля, % | 2014 год | доля, % | 2015 г. к 2014 г., % |
Toyota | 4789 | 10,3% | 9659 | 10,5% | -50,4% |
Renault | 4193 | 9,0% | 4859 | 5,3% | -13,7% |
ЗАЗ | 2893 | 6,2% | 7463 | 8,1% | -61,2% |
Hyundai | 2698 | 5,8% | 5395 | 5,8% | -50,0% |
Nissan | 2641 | 5,7% | 4513 | 4,9% | -41,5% |
Ford | 2602 | 5,6% | 4083 | 4,4% | -36,3% |
Mazda | 2215 | 4,8% | 2261 | 2,4% | -2,0% |
Volkswagen | 2180 | 4,7% | 4882 | 5,3% | -55,3% |
Skoda | 2122 | 4,6% | 5212 | 5,6% | -59,3% |
Kia | 2080 | 4,5% | 3580 | 3,9% | -41,9% |
BMW | 1773 | 3,8% | 1263 | 1,4% | 40,4% |
Geely | 1619 | 3,5% | 8813 | 9,5% | -81,6% |
Chevrolet | 1383 | 3,0% | 1471 | 1,6% | -6,0% |
Suzuki | 1201 | 2,6% | 1285 | 1,4% | -6,5% |
Mercedes-Benz | 1173 | 2,5% | 1643 | 1,8% | -28,6% |
"ВАЗ" (LADA) | 1016 | 2,2% | 2401 | 2,6% | -57,7% |
Peugeot | 920 | 2,0% | 2068 | 2,2% | -55,5% |
Audi | 896 | 1,9% | 1556 | 1,7% | -42,4% |
Mitsubishi | 778 | 1,7% | 2083 | 2,3% | -62,7% |
Chery | 701 | 1,5% | 1108 | 1,2% | -36,7% |
Другие | 6570 | 14,1% | 16754 | 18,1% | |
Всего | 46443 | 100,0% | 92352 | 100,0% | -49,7% |
Источник: консалтинговая компания AUTO-Consulting
Нет денег
"Такой объем рынка оказался наиболее низким с начала 2000-х годов. Меньше (за годы независимости Украины, - ред.) автомобилей продавалось только в 1997 и 1998 годах - 30 тыс. и 32 тыс. штук соответственно", - рассказал Олег Омельницкий.
Он отметил, что в прошлом году большинство украинцев, которым был необходим автомобиль, выбирали машины на рынке подержанных авто.
"В 2015 году внутриукраинские перепродажи легковых автомобилей возросли, по сравнению с предыдущим годом, на 66% - до 457 тыс. единиц. Кроме того, почти в два раза - до 5 тыс. единиц - увеличились продажи подержанных машин, ввезенных из-за границы", - уточнил эксперт.
PR-менеджер компании "Ниссан Мотор Украина" Владимир Иванов объяснил падение продаж в 2015 году девальвацией гривны, снижением покупательской способности населения и войной на востоке, в результате которой рынок утратил свою долю в Луганской и Донецкой областях. По данным Олега Омельницкого, на оккупированные территории этих областей приходилось примерно 20% всего рынка.
"Фактор отсутствия Крыма, который ранее занимал около 5% рынка, уже практически не влиял на продажи, поскольку они в этом регионе украинскими дилерами прекратились еще в первом квартале 2014 года. Суммарно, оккупированные территории, с учетом Крыма, занимали 25% рынка", - уточнил эксперт.
При этом ключевым фактором сокращения продаж Омельницкий назвал все же резкое падение платежеспособности украинцев.
"Это связано с обесцениванием гривны по отношению к доллару в три раза. Соответственно, доходы населения также уменьшились. Как следствие, - продажи новых легковых автомобилей, цены на которые привязаны к валюте, также сократились", - объяснил аналитик.
Еще одним немаловажным фактором, который негативно повлиял на продажи новых легковых автомобилей, стали незначительные объемы банковского кредитования для покупки машин.
Кроме того директор по маркетингу группы компаний АИС Сергей Боровик добавил к причинам падения рынка "серые" схемы импорта б/у автомобилей. К ним он причислил схемы по занижению таможенной стоимость "в разы" с целью минимизации уплаты НДС и пошлин, а также импорт авто с экостандартами, не соответствующим действующим украинским нормам. Напомним, в 2015 году в Украину было запрещено ввозить автомобили с экостандартом ниже Евро-4.
Боровик считает, что политика государства стимулирует лишь рынок внутренних перепродаж, а не покупку нового автомобиля.
"Сделки с б/у машинами никакими налогами не облагаются. В Пенсионный фонд платить не надо. В Украине не действуют экологические налоги на эксплуатацию старого транспорта, как в ЕС", - объяснил он.
При этом, по словам Боровика, налоговые платежи в государственный бюджет при покупке нового автомобиля занимают до 50% стоимости авто.
Небольшой плюс
Участники рынка рассчитывают, что негативно повлиять на уровень продаж новых автомобилей в текущем году могут и парламентские инициативы.
"Наиболее важным событием может стать возможное снижение акцизов на б/у автомобили, которое отразится на рынке новых автомобилей самым негативным образом", - отметил Владимир Иванов.
Соответствующий законопроект №3251, предложенный группой депутатов, уже получил одобрение профильного комитета Верховной рады по вопросам налоговой и таможенной политики и рекомендован к принятию в первом чтении. В решении комитета указывается, что проект предусматривает снижение ставки акцизного налога на подержанные автомобили от 2 до 28, раз в зависимости от вида транспортного средства и мощности его двигателя.
Кроме того, по мнению Иванова, также для рынка очень важным фактором является политическая и экономическая стабильность в стране.
"Политическая стабильность и ситуация на востоке влияют на потребительские настроения. Особенно показательно это проявилось во 2 полугодии 2015 года, когда вслед за относительной стабилизацией ежемесячная емкость рынка выросла в 1,5-2 раза по сравнению с 1-ым полугодием", - привел пример Сергей Боровик.
В целом эксперты прогнозируют в 2016 году небольшое оживление продаж новых легковых автомобилей - в пределах 10%, до 50-55 тыс. машин.
Впрочем, украинцам не стоит рассчитывать, что ситуация улучшиться в связи со вступлением в 2016 году в силу соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС. Президент Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко отметил, что сейчас это не повлияет на рынок новых легковых автомобилей. Эксперт объяснил это наличием в договоре 15-летнего переходного периода для торговли машинами.
"В частности, в первый год действия договора таможенная пошлина в 10% на импортируемые автомобили не будет снижаться. Далее, в течение 10 лет, она каждый год будет сокращаться на 1%", - уточнил эксперт.
Но, в случае если годовой импорт автомобилей из ЕС превысит 45 тыс. машин, Украина будет вправе вернуть 10%-ю пошлину. В течение последних пяти лет переходного периода будет действовать нулевая пошлина при поставках автомобилей из ЕС в Украину.