Привычка во всем полагаться на собственника лишила многие добывающие компании навыка выполнять формальности. Долгие годы находящаяся далеко от широкого общественного внимания геологическая сфера страны привыкла жить по своим правилам, где крупные игроки привыкли полагаться на административно-политические соглашения больше, чем на законы. В результате многие крупные добытчики недр потеряли элементарный навык правильного заполнения бумаг. На просьбу четко написать координаты месторождения, реагируют кампаниями лоббирования, забастовками и угрозами, усматривая в каждой безобидной формальности происки врагов.
С начала года в геологической сфере страны произошло как минимум четыре крупных конфликта, которые напомнили обществу о том, что у него есть недра, с которых оно вполне обоснованно может и должно получать некие блага. При этом все четыре скандала развивались по практически одинаковой схеме.
Как правило, некое производство вдруг начинало кричать, что вот буквально завтра оно остановится, выгонит всех на улицу, отправит рабочих бастовать в Киев и вообще раскачает политическую обстановку в стране. В своих заявлениях в СМИ лидеры протестов, после оглашения перечня лозунгов, обычно указывали, что год или полгода назад, у них началась некая переписка с чиновниками Госгеонедр. Так, в результате этой долгой переписки разрешения на добычу полезных ископаемых так и не были получены. Следовательно, надо перекрывать в Киеве дороги под ВР и немедленно увольнять всех причастных к ситуации.
После такой информации многие решили исследовать указанную тему. В украинских изданиях выходили соответствующие статьи. И теперь с учетом разных точек зрения можно посмотреть на все эти "столкновения" в большой геологии и дать им оценку.
Летом текущего года добыча ценнейшего энергетического сырья — урана, оказалась под угрозой срыва в нашей стране. Просто в начале года подавая документы на продление спецразрешения на добычу сырья, главная контора Восточного горно-обогатительного комбината, похоже, забыла важный документ — согласование облсовета. Но все же стоит считаться с местной властью и спрашивать у людей мнения, если возле их сел и городов планируют добывать уран.
Недочет производственников стоил нескольких недель времени, что, конечно, не мешало соискателям заявлять, что бюрократы грозят производству.
Потом в новом пакете документов оказалось, что площадь двух из трех месторождений указана не правильно, что могло быть умышленной попыткой недоплатить государству миллионов 10 гривен при получении спецразрешения.
Естественно, никто из чиновников не захотел подписывать документы с фиктивными параметрами урановых месторождений. И потому летом, ВостГОК разразился истерикой в СМИ, обвиняя бюрократов во всех грехах, так как понял, что к нужному времени все переделать и утвердить уже не успевает.
Так, комбинаторство заводчан с отчетностью и вылилось в эпическую картину протеста, что, впрочем, помочь делу не могло — новые документы двигались по законной процедуре с четко определенной нормативами скоростью.
Другая картина катастрофы в отрасли разразилась в этом году на предприятии "Евраз-Сухая Балка". Просто так получилось, что при прошлой власти добыча железной руды была в особом фаворе. И потому производство накопало и продало сырья гораздо больше, чем это разрешали делать некие формальные документы, выданные еще в 90-е годы прошлого века.
Однако никто из новых руководителей и специалистов Госгеонадр прикрывать грабеж недр и потом садиться в тюрьму не захотел. Поэтому предприятию было предложено сначала возместить сумму убытков государству в 1,3 млрд грн от незаконной разработки железной руды, а уже потом приходить и просить спецразрешения. На эту просьбу производство ответило судами, акциями протеста, письмами трудового коллектива. Хотя требовалось просто возместить ущерб.
В далекие годы, во время пребывания Юлии Тимошенко в правительстве, это самое правительство забыло "заплатить" компании "Укрнафта", которую контролирует Игорь Коломойский, за полученный газ объемом 2 млрд кубометров несколько миллиардов гривен.
Причем, в силу курирования Юлией Тимошенко газовой сферы, формальности сложились так, что вроде из компании газ вышел, но вот до поступления денег на счет "Укрнафты" как-то дело не дошло. Одновременно, как известно, суды и документы бессильны помочь в распрях днепропетровского землячества, поэтому конфликт заморозился на многие годы.
Но, чтобы не чувствовать себя обиженной, "Укрнафта" недоплатила в госбюджет сумму своего ущерба. Шли годы, и, естественно, ни одна имеющая разум власть не считала возможным искать правду в старом конфликте Тимошенко и Коломойского.
Но как всегда неожиданно настал 2017 год и срок компании “Укрнафта” продлевать несколько десятков спецразрешений на добычу нефти и газа. Однако в законах написано, что компания с налоговыми долгами получать спецразрешения на добычу недр не может, и это логично — так как добывая нефть надо платить в бюджет.
При этом возникшую сложность менеджеры "Укрнафты" захотели разрешить не уплатой в госбюджет 13 млрд грн или решением суда о списании этого долга, а атакой на чиновников Госгеонадр, которые, по их мнению, должны были в нарушение закона выдать спецразрешения нефтяникам Коломойского.
Где-то с середины лета 2017 года компания "Укргаздобыча" стала заявлять, что она резко сократит производство газа и сорвет стратегические планы Украины по энергонезависимости. Причиной этого называлась бездеятельность чиновников, которые вовремя не продлили компании все необходимые разрешения на добычу газа.
8 сентября состоялась встреча руководства компании и Госгеонедр, на которой таки было достигнуто соглашение, что "Укргаздобыча" таки выполнит формальное требование закона и заплатит государству за покупку геологической информации по тем месторождениям, которые она желает и дальше разрабатывать.
Это может говорить о том, что огромный штат юристов и руководителей компании предпочитали несколько месяцев скандалить и провозглашать теории о тотальной коррупции и админресурсе, но при этом не хотели выполнить четко написанное требование закона. Говорящее о том, что получая спецразрешение на добычу недр, компания обязана купить у государства и геологическую информацию об этом месторождении. При этом логику газодобытчиков понять тоже можно. Экономически совершенно правильная, но не юридически.
Во-первых, есть требование закона совершить такой платеж, средства от которого пойдут на разведку новых месторождений. Во-вторых, по дружбе отменить требование закона для какой-то компании, выдающей спецразрешения, чиновники тоже не могут. И, в-третьих, не вся геологическая информация есть гостайной, но вся геологическая информация принадлежит государству. Государство является владельцем геологической информации.
Вот, собственно, и вся суть конфликтов, в которых поначалу часть экспертов усматривала чуть ли не руку Москвы. Из всей ситуации можно сделать вывод, что у участников геологического рынка желание "все решить" в разы сильнее навыка просто правильно изначально заполнить бумаги и без коррупционной эквилибристики получить свои спецразрешения на добычу полезных ископаемых. Но все же стоит надеяться, что картина мира участников рынка не всегда будет столь экзотичной.