Портал "Наші гроші", ссылаясь на "Вестник госзакупок", обнародовал информацию об очередной афере украинских чиновников. Так, 13 февраля кипрский "Совевик Холдинг Лимитед" заключил соглашение о поставке 1 млн тонн угля на станции ПАО "Центрэнерго". Цена вопроса - 76,7 млн долл., или 1,99 млрд грн (по курсу 25,9).
Портал "Наші гроші", ссылаясь на "Вестник госзакупок", обнародовал информацию об очередной афере украинских чиновников. Так, 13 февраля кипрский "Совевик Холдинг Лимитед" заключил соглашение о поставке 1 млн тонн угля на станции ПАО "Центрэнерго". Цена вопроса - 76,7 млн долл., или 1,99 млрд грн (по курсу 25,9).
"Стоимость угля по этой сделке составила 77 долл., или 1989 грн за тонну. Это значительно дороже всех контрактов "Центрэнерго" в этом году, по которым уголь от других поставщиков стоил 1270-1320 грн за тонну", - сказано в публикации.
Издание отметило, что конечный бенефициар кипрской фирмы неизвестен, поскольку ее учредителем является оффшор "Blans investment inc." с Маршалловых островов, "где не раскрывают данные о собственниках".
Контракт заключен новым руководителем ПАО "Центрэнерго" Игорем Балабановым, "которого называют связным между донецкими поставщиками угля и кураторами "Центрэнерго" во властных структурах", написали "Наші гроші".
Также издание отметило, что министр энергетики и угля Владимир Демчишин ни слова не сказал об этом договоре. Хотя мог бы и похвастать закупкой миллиона тонн, когда в апреле рассказывал о значительных поставках антрацита с оккупированной территории, стоимость которого, по словам министра, составила 1100 грн/тонна (1320 грн - с учетом НДС).
Но тогда Демчишин ограничился сообщением, что Украина также импортирует более ценный уголь из России по 70 долл. (84 долл. с НДС), и подчеркнул, что это - незначительные объемы по контрактам, заключенным в 2014 году предыдущим руководством ПАО.
В преамбуле закона "Об осуществлении государственных закупок" сказано: "Целью настоящего закона является создание конкурентной среды в сфере государственных закупок, предотвращение проявлений коррупции в этой сфере, развитие добросовестной конкуренции".
Дальше - об открытости и прозрачности на всех стадиях, предотвращении коррупционных действий и злоупотреблений и прочих красивых, но теоретических вещах.
В ст. 2 черным по белому написано, что действие закона распространяется на закупки заказчиками товаров, работ и услуг для осуществления ими деятельности в сферах, которые:
- полностью или частично осуществляются за счет бюджетных средств при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тыс. грн, а работ - равна или превышает 1 млн грн;
- осуществляются за счет собственных средств при условии, что стоимость закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 1 млн грн, а работ - 5 млн грн.
То есть, по идее, заключение сделки с "киприотами" идеально подпадает под эту норму. Но мы живем в Украине. Поэтому для пикантных ситуаций, которых в нынешнее время превеликое множество, у нас припасен другой успешно действующий закон - "Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности", который вступил в силу 17 июня 2012 года.
Этот очень толково составленный документ позволяет ряду предприятий "с особыми видами деятельности" избегать тендеров. В длинном списке, кроме всех прочих, перечислены предприятия "... топливно-энергетических ресурсов для производства электрической, тепловой энергии, проведения геологического изучения месторождений полезных ископаемых и т.д.".
И так странно совпало, что в перечне, удивительным образом, оказались именно те структуры, куда перечисляют сумасшедшие средства из казны. Скажем "браво!" авторам документа и тем, кто его применяет на практике. Среди них есть и граждане, которые совсем недавно скандировали "Банду геть!".
Впрочем, это одна из наших традиций: одни и те же люди совсем по-разному ведут себя на площадях и в высоких кабинетах, где они часто вследствие своей неуемной революционной активности становятся или хозяевами, или приближенными к ним.
Так вот, "Центрэнерго" не проводило открытых торгов для избрания поставщиков угля, воспользовавшись ссылкой на п.2 ст.4 закона "Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности", где регулируется проведение закупок без процедур, предусмотренных законом "О госзакупках".
И в ПАО правильно радуются - они не сделали ничего противозаконного. Впрочем, премьер-министр Арсений Яценюк и профильный министр Владимир Демчишин не могут не знать о юридической казуистике.
С ценой угля, приобретаемого "Центрэнерго" "на законных основаниях", все просто и понятно: поставляет тот, кто назовет большую цифру, причем - кулуарно.
Конечно, потом возникнут сложности из-за того, что это отразится на тарифах за электроэнергию и тепло для населения, но всегда можно придумать массу объяснений. Пара чиновничьих брифингов - и вопрос снят.
Поскольку помню, что борьба с коррупцией является главным приоритетом для "правительства камикадзе", у меня к Кабмину несколько вопросов.
1. О каких конкретно госзакупках шла речь, когда Яценюк декларировал: "Я хочу, чтоб этот рынок был максимально прозрачным. Наша позиция в том, что под этот закон должны попасть все государственные компании, потому что это объекты собственности, которые тратят миллиардные средства"?
2. Ради каких целей принят закон, предусматривающий недопущение к участию в торгах юрлиц, зарегистрированных в оффшорных зонах, и сокращение сроков проведения процедур закупки, но которые никто не утруждается выполнять?
3. Почему до сих пор не отменен преступный закон "Об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности"? Случайно недоглядели?
4. Какой закон из двух противоречащих друг другу имел в виду премьер-министр, когда говорил на встрече с промышленниками, предпринимателями и работодателями, что его действие должно распространиться на все государственные компании, включая "Нафтогаз Украины"?
Затянувшийся конфликт между премьером Яценюком министром энергетики Демчишиным ведет только к дестабилизации отрасли, которую и так шарахает из стороны в сторону. Камень преткновения в данный момент - степень влияния на "Центрэнерго", единственную оставшуюся в госсобственности генерирующую компанию.
Несколько месяцев назад первым заместителем министра, вместо уволенного "легендарного" Юрия Зюкова, стал не менее "легендарный" Игорь Мартыненков, который, по словам Демчишина, "в существенной мере должен помочь провести реформы в угольном сегменте".
Кто такой Мартыненков? В прошлом - луганский угольный барон, который небезуспешно пытался переиграть самого Александра Ефремова. Большой спец в незаконной приватизации, некоторое время от ДРФЦ курировал угольную отрасль Луганской области. А также бывший владелец "Донецкой фабрики дезодорантов", которого сами шахтеры окрестили "Раджа".
Сегодня он, уже как первый замминистра, подыгрывает Арсению Яценюку в его стремлении расшатать кресло под Демчишиным и, что важнее, под гендиректором "Центрэнерго" Игорем Балабановым.
Цель Мартыненкова - назначить гендиректором своего близкого друга Александра Соловьева, который уже побывавшего в этой должности в 2000-2003 годах и в 2011 году.
И дуэт Мартыненков-Соловьев будет, пожалуй, "эффективнее", чем спайка Мартыненков-Балабанов. Эти люди понимают друг друга с полуслова.
Бездействие Кабмина приводит к тому, что сегодня осуществляются очень даже "вкусные" контракты - но не для государства, а для отдельно взятых чиновничьих карманов. И парадокс в том, что за все время правления Яценюка не было закуплено ни одной тонны угля по прозрачной схеме.
Отсюда выводы:
И, похоже, ажиотаж вокруг угольной темы с приближением отопительного сезона будет нарастать.