Как уголь из зоны АТО поедет в Украину через Россию
Кабинет министров Арсения Яценюка придумал, как с помощью России спасти от кризиса украинскую энергетику. Для обеспечения ТЭС углем антрацитовой группы, власти намерены наладить его транзит по территории РФ из зоны АТО. Транспортировать топливо вагонами РЖД будут в пункты пропуска в Харьковской области. Это, по оценкам участников рынка, увеличит стоимость украинского угля в шесть раз, что может повлиять на рост стоимости электроэнергии.
Стабильное проведение отопительного сезона в Украине во многом может быть поставлено в зависимость от настроений России. Об успешном решении по диверсификации поставок угля-антрацита из зоны АТО на тепловые электростанции, работающие в Объединенной энергосистеме, в среду отрапортовал министр энергетики и угольной промышленности Владимир Демчишин.
Из зоны АТО - через Россию
"Шла речь о вывозе угля из АТО через Россию. Этот вопрос был сегодня положительно проголосован", - сообщил министр после окончания заседания правительства.
В частности, Кабмин утвердил проект распоряжения "О некоторых вопросах обеспечения отечественных теплоэлектростанций углем", копия которого имеется в распоряжении РБК-Украина. Утвержденный Кабмином проект распоряжения проходит под грифом "для служебного пользования" и еще не подписан премьером Арсением Яценюком.
Документом предлагается осуществлять временный транзит угля железнодорожным транспортом по территории России, который должен прекратиться после возобновления железнодорожного сообщения в Украине.
Вывозить топливо планируется через государственную границу из пунктов пропуска Квашино (Донецкая область) и Красная Могила (Луганская область).
В Гостаможне уточнили, что эти пункты будут временно открыты на выезд специально для транспортировки угля. Но, когда начнется процедура вывоза топлива и в каких объемах, пока неизвестно.
В Минэнерго официально комментировать ситуацию отказались.
Но источник в правительстве уточнил, что до сих пор идут переговоры с российской стороной, которые начались еще осенью прошлого года.
Тогда инициатором этой схемы выступил ДТЭК, которому необходимо было обеспечить углем Луганскую ТЭС.
"С целью поддержать работу Луганской ТЭС, которая из-за разрушений линий электропередач работала в режиме острова и обеспечивала электроэнергией более 1 млн жителей, ДТЭК поставлял уголь транзитом через Россию при отсутствии других возможностей, - сообщила пресс-служба компании. - Этот маршрут был согласован приказом Минэнергоугля, а также протокольным решением Кабмина".
По словам бывшего замминистра энергетики Юрия Зюкова, в прошлом году российская сторона официально игнорировала запросы украинского правительства об осуществлении транзита угля по территории РФ.
"Зато неофициально они требовали, чтобы мы покупали наш же уголь у сепаратистов", - рассказал РБК-Украина экс-замминистра.
В результате, Россия разрешила провоз топлива только для обеспечения Луганской ТЭС (г. Счастье).
Пути транзита без пошлин и НДС
В Кабмине отметили, что на 20 июля запасы угля на складах энергогенерирующих предприятий составляют 1,5 млн тонн (уголь антрацитовой и газовой группы). Ежедневно украинские ТЭС потребляют 87,3 тыс. тонн, а поступления топлива минимальны - всего 7,4 тыс. тонн.
"До начала отопительного сезона на складах ТЭС необходимо накопить 2,5-3 млн тонн угольной продукции", - отмечается в пояснительной записке к проекту распоряжения.
При этом, по данным Минэнерго, на складах предприятий в зоне АТО сконцентрировано до 600-800 тыс. тонн антрацита.
Также, по словам гендиректора ДТЭК "Энерго" Максима Тимченко, на складах ДТЭК "Свердловантрацит" и ДТЭК "Ровенькиантрацит" лежат, как минимум, 2 млн тонн, а "через Россию можно вывозить порядка 300-400 тыс. тонн в месяц".
По словам первого замглавы Государственной фискальной службы (ГФС) Сергея Билана, украинский уголь предполагается ввезти через пропускные пункты в Харьковской области "Тополи-Валуйки" или "Купянск".
"Разработан вариант механизма осуществления контроля за этим грузом. Будет и таможенный контроль, и пограничный. При необходимости, на пунктах пропуска будут и налоговая милиция, и СБУ", - пояснил Билан.
Согласно проекту распоряжения, Мининфраструктуры обязано за три дня "до прибытия грузового поезда в пункт пропуска через госграницу" уведомить Госпогранслужбу и ГФС. По информации РБК-Украина, на этом настаивала Гостаможня.
В предыдущих версиях проекта распоряжения, которые рассматривались в октябре 2014 года, а затем в начале марта, эта норма не предусматривалась.
Вывоз угля будет осуществляться только с тех добывающих предприятий, которые зарегистрированы или находятся на учете, как налогоплательщики в территориальных органах ГФС, расположенных в подконтрольных украинским властям населенных пунктах.
При этом, расчеты за уголь должны проходить исключительно через расчетные счета банков, также находящихся на не оккупированной территории.
Пограничный и таможенный контроль будет осуществляться на основании железнодорожных накладных и "без использования методов нетарифного регулирования во время ввоза угля на территорию Украины", то есть, без уплаты пошлин и НДС.
По информации РБК-Украина, наше государство будет осуществлять плату за пользование полотном и обслуживание составов. Замглавы Госфискальной службы, курирующий таможенное направление, Константин Ликарчук отметил, что наличия только железнодорожной накладной достаточно.
В ней указывается количество, вес, марка угля, отправитель и получатель, место загрузки, стоимость и номер вагона. "Подмена угля невозможна. Это затратно", - уверен Ликарчук.
Но таможенник не исключил, что на пунктах пропуска в Харьковской области будет осуществляться детализированный контроль подвижных составов.
В пресс-службе "Укрзализныци" РБК-Украина сообщили, что они будут обеспечивать перевозку угля по всей территории следования. А по территории РФ украинские составы будут сопровождать локомотивные бригады РЖД.
"При перевозке грузов будут использоваться вагоны "Укрзализныци", а также частного парка, которые к перевозкам будет привлекать ДТЭК", - уточнили в "Укрзализныце".
По их данным, уже есть предварительная договоренность с РФ.
Константин Ликарчук добавил, что всю логистику перевозок будет осуществлять РЖД. Поэтому указанные выше пункты пропуска в Харьковской области могут быть не окончательным вариантом. Возможна транспортировка еще дальше - до Сумской области.
В среду Владимир Демчишин говорил, что параллельно рассматриваются еще три варианта транзитных маршрутов протяженностью до 300 км.
В Южном таможенном управлении Федеральной таможенной службы РФ на запрос РБК-Украина не ответили, пообещав предоставить информацию в понедельник.
Напомним, существуют три железнодорожных перехода, через которые возможен вывоз в Украину дефицитного антрацитового угля, добываемого в зоне АТО: Ясиноватая-Скотоватая, Северск-Родаково и Кондрашевская-Огородный. Они работают в ограниченном режиме - только в светлое время суток.
Также, по словам Максима Тимченко, транспортировка по территории Украины серьезно осложнена из-за боевых действий, в результате которых поврежден участок 3,3 км Никитовка -Майорская (перегон Ясиноватая - Скотовая).
"Нужно было потратить 4 месяца обсуждения на всех уровнях, чтобы сейчас начали работы. Там идут восстановительные работы с гарантиями военных с одной и с другой стороны. И по нашим предположениям, две недели нужно, чтобы этот маршрут открыть. Как только открывается этот маршрут, мы можем поднимать объем вывоза угля отсюда, я думаю, до 600-800 тыс. т в месяц", - сообщил гендиректор ДТЭК.
На днях вице-премьер министр Валерий Вощевский пообещал, что ремонтные работы будут завершены в ближайшие время.
В ДТЭК также уточнили, что рассматривают возможность транзита угля по территории России как альтернативный, а не основной вариант.
"При этом, стоимость доставки по сравнению с традиционным маршрутом увеличится от 3 до 6 раз - в зависимости от маршрута. Поэтому для использования этого пути необходимо решить вопрос компенсации возросших транспортных расходов", - сказали в компании.
Сейчас, национальный регулятор (НКРЭКУ) установил стоимость угля для энергогенерации на уровне 1300 грн/тонна без НДС. Кроме того, проблемы с транспортировкой угля по украинской территории также заключаются в отсутствии необходимого количества вагонов и тепловозов, а также - в доставке дизельного топлива.
Заплатим сполна
Эксперты уверены, что для выведения отрасли из кризиса действия украинского правительства оправданы. Но предупредили, что за эти решения рано или поздно заплатит население.
"Чтобы обеспечить теплоэнергетические станции углем, нужно пойти на максимум решений, включая дорогие. Если мы не завезем уголь, то в случае зимних холодов 7 ТЭС, работающих на антраците, необходимо будет перевести на работу на газе. Мало того, что газа у нас тоже накоплено недостаточно, это дорогой более ресурс - его импорт нам обходится в порядка 250 долл. за 1 тыс. куб. мв", - сказал первый замглавы Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква.
По его словам, предложенный вариант ставит Украину в зависимость от решений России, но в меньшей степени, чем при прямом импорте электроэнергии. По данным "Укрэнерго", за семь месяцев 2015 года Украина импортировала из РФ 1,5 млрд кВт/ч.
"Разумеется, в конечном итоге за все заплатит потребитель. Я имею в виду не только возросшую из-за транзита стоимость электроэнергии, но и 5 млрд грн убытков электроэнергетической отрасли", - отметил Юрий Саква.
В тоже время, Юрий Зюков усомнился, что Россия разрешит транзит украинского угля по своей территории.
"У сепаратистов с россиянами бизнес - по дешевке, например, за 500 грн/тонна, скупают украинский уголь высокого качества, переправляют в Россию. Те, в свою очередь, не без ведома российских властей везут наш уголь в свои порты, там делают таможенное оформление и продают за границу уже по 100 долл. за тонну. Этот бизнес России также выгоден", - резюмировал бывший заместитель министра энергетики Украины.