Спикер Рады Андрей Парубий заявил, что осенью депутаты должны принять новый закон о языке, учитывая, что после отмены Конституционным судом скандального закона Колесниченко-Кивалова в Украине нет нормативной базы, регулирующей вопросы использования государственного языка. В Раде уже зарегистрировано пять законопроектов о языке. Но в депутатском корпусе нет единого мнения насчет того, какой из них будет в итоге принят. И чем ближе к рассмотрению проектов в зале парламента, тем больше будет споров вокруг них, прогнозируют собеседники в Раде. Подробнее о том, какие законопроекты о языке депутаты планируют рассмотреть этой осенью - в материале РБК-Украина.
С началом новой парламентской сессии народные депутаты планируют вновь вернуться к языковому вопросу. На прошлой неделе глава Верховной рады Андрей Парубий заявил, что парламент этой осенью должен принять закон о языке. После того, как Конституционный суд отменил так называемый закон Колесниченко-Кивалова (№ 9073 "Об основах государственной языковой политики"), образовался законодательный вакуум, который необходимо заполнить, пояснил спикер. По словам Парубия, в Раде зарегистрировано пять законопроектов о языке, большинство из которых уже рассмотрены парламентским комитетом по вопросам культуры и духовности. Теперь фракциям предстоит обсудить все эти документы, чтобы парламент смог определится с одним законопроектом, сказал спикер.
Принятый по инициативе "Партии регионов" в июле 2012 года закон "Об основах государственной языковой политики" существенно расширял использование региональных языков. Фактически закон устанавливал возможность официального двуязычия в регионах, где численность национальных меньшинств превышала 10%, а в некоторых случаях и меньше 10%. После принятия этого документа ряд областных и местных советов на юге и востоке Украины предоставили русскому языку статус регионального. В населенных пунктах западных областей региональными стали венгерский, молдавский и румынский языки.
Сразу после Революции достоинства в конце февраля 2014 года Верховная рада проголосовала за отмену этого документа. Но тогда и.о. президента и по совместительству глава Верховной рады Александр Турчинов не подписал решение Рады об отмене скандального закона, чтобы не повышать градус напряжения в юго-восточных областях страны, где на то время нарастали сепаратистские настроения.
Закон Колесниченко-Кивалова утратил силу только в феврале этого года, когда Конституционный суд признал его неконституционным. Свое решение КС аргументировал тем, что рассмотрение и принятие закона сопровождалось системными нарушениями. К примеру, суд указал, что ко второму чтению не была подготовлена сравнительная таблица и вывод профильного комитета парламента, а также не было обсуждения законопроекта в зале парламента и голосование проходило не персонально. Кроме того, некоторые депутаты блокировали выступающих, а также физически препятствовали голосованию.
В повестке дня сессии парламента числится пять законопроектов о языке. Некоторые депутаты фигурируют в авторском коллективе сразу нескольких проектов. Первый документ - №5556 "О языках в Украине", был зарегистрирован еще в декабре 2016 года. Он же и наиболее либеральный среди всех документов. Инициаторы этого проекта - более 30 народных депутатов в основном из "Блока Петра Порошенко" и "Народного фронта". Еще два проекта - №5669 "О функционировании украинского языка как государственного и порядке использования других языков в Украине" и №5670 "О государственном языке", были зарегистрированы в один день в январе 2017 года.
В июне 2017 года профильный комитет ознакомился с трема законопроектами, но решил подготовить и внести в парламент доработанный проект, который бы объединил отдельные положения документов. Этим проектом стал документ № 5670-д "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного". Под ним поставили свои подписи почти 80 парламентариев из разных фракций, в том числе председатель профильного парламентского комитета Николай Княжицкий.
Впрочем, комитет рекомендовал Раде рассмотреть в первом чтении все четыре законопроекта.
В отличие от законопроектов №5669 и №5556, проекты №5670 и №5670-Д регулируют исключительно использование государственного языка. В то же время первые два документа затрагивают вопросы не только государственного, но и языков национальных меньшинств, предполагая ряд "поблажек" для населенных пунктов, где проживают коренные народы. Тогда как авторские коллективы проектов №5670 и №5670-Д предлагают прописать права нацменьшинства в отдельном законе.
Все четыре редакции проектов усиливают статус украинского языка в государственном и общественном секторе. Согласно всем внесенным документам, госслужащий обязан владеть украинским языком или усовершенствовать свои знания в течение полугода с начала действия закона. Судьи и военнослужащие обязаны будут использовать украинский язык, следует из всех проектов.
Также предусмотрено, что языком сферы образования, науки и культуры будет украинский. В общественных заведениях - ресторанах, салонах красоты, медицинских учреждениях, магазинах языком документооборота и общения с клиентов станет украинский язык. Кроме того, обслуживание в транспорте также должно проходить на украинском языке. Впрочем, по желанию клиента возможен и другой язык общения, который согласуют стороны. Географические названия, таблички с названиями улиц, станций и тому подобное также будут обозначены на украинском языке. Кроме того, все четыре проекта предполагают распространение украинского языка в СМИ и в телевещании.
Кроме того, законопроекты №5669, №5670, как и №5670-Д предлагают внедрение новых институтов для регулирования языковой политики - Национальной комиссии по стандартам государственного языка, Центра украинского языка, который будет проводить тестирование и выдавать сертификаты на знание украинского, а также Терминологического центра украинского языка и Уполномоченного по защите государственного языка. Документ №5669 предполагает, что к компетенции Уполномоченного будет отнесена также защита языков национальных меньшинств и региональных языков.
Вместе с тем, проекты №5670 и №5670-Д вводят новшество в виде языковых инспекторов, которые будут подчиняться Уполномоченному по защите государственного языка. Именно эта норма вызвала оживленные дискуссии среди общественности. Таких инспекторов по всей Украине будет 27 человек, и только они смогут штрафовать нарушителей закона о языке. Законопроектами №5670 и №5670-Д прописана даже уголовная ответственность, которая наступает в случае публичного унижения или оскорбления государственного языка, или же за попытки "внедрения в Украине официального многоязычия".
Несмотря на жесткость норм, доработанный комитетский документ - №5670-Д "Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного", получил довольно широкую поддержку общественности. Принятие данного документа поддерживают Министерство культуры, Министерство образования, Министерство молодежи и спорта, Госкомтелерадио, фракция "Народного фронта", а также примерно 70 общественных организаций, о чем они заявили публично.
По мнению народного депутата от БПП Оксаны Юринец, комитетский законопроект получился наиболее взвешенным, потому именно он, по ее прогнозам, будет базовым при рассмотрении в парламенте.
"Несмотря на сложность его положений, он дает реальную возможность развивать и популяризировать государственный язык", - говорит Юринец, которая также является соавтором доработанного законопроекта. "Мы пытались сделать согласованный вариант законопроекта, но если в авторском коллективе нет всех соавторов предыдущих трех документов, то значит, нам не удалось согласовать полностью все", - поясняет парламентарий.
Позитивно оценивает законопроект №5670-д и руководитель проектов "Бесплатные курсы украинского языка" и "Є-мова" Анастасия Розлуцкая. РБК-Украина она рассказала, что этот документ был разработан общественностью и согласован с органами исполнительной власти. "Мы в процессе его разработки получали выводы научных инстанций и министерств", - уточнила эксперт, добавив, что у документа самые высокие шансы быть одобренным в сессионном зале. "Такого комплексного подхода в других законопроектах, как в законопроекте №5670-д, мы не наблюдали. Гражданское общество должно объединиться вокруг одного законопроекта. Дискуссия будет, конечно, будут манипуляции. Языковой вопрос - вопрос разных политических сил, тем более перед выборами. Каждая сторона будет "тянуть на себя одеяло" и политизировать языковой процесс. Но, я полагаю, Верховная рада скоро примет языковой законопроект, и брешь в законодательстве будет устранена", - уверена Розлуцкая.
Пятый документ, о котором упомянул Парубий, - предположительно законопроект №8550 "Об общих основах и принципах реализации языковой политики в Украине" авторства Евгения Мураева (внефракционный), зарегистрированный в июле этого года. Профильный комитет его пока не рассматривал.
Комитетский проект имеет больше всего шансов на одобрение парламентом, считает первый заместитель главы фракции НФ Андрей Тетерук. По его словам, документ разрабатывался совместно с общественностью, c привлечением большого количества специалистов и языковедов.
"Мы должны определить, что Украина является государством с украинским государственным языком. Все остальные языки имеют право на развитие, существование и использование. Но государство должно создать все необходимые условия для того, чтобы мы употребляли именно украинский язык. Заложенные смыслы в данном законопроекте позволят это реализовать. А в процессе доработки мы просто усовершенствуем некоторые позиции", - сказал Тетерук РБК-Украина.
В то же время народный депутат от БПП Ирина Суслова, которая входит в авторский коллектив либерального варианта законопроекта о языке - №5556 "О языках в Украине" - критически оценивает комитетский документ. Она считает, что норма о внедрении языковых инспекциях неприемлема.
"Если мы хотим, чтобы граждане Украины общались на украинском языке, чтобы они его любили, изучали, совершенствовали - необходимо постепенно прививать любовь к языку. Но ни в коем случае мы не можем обязать людей использовать язык, и, тем более, отправлять какие-либо инспекции, которые по непонятным критериям будут создаваться и которые будут мониторить общественные места и заведения", - полагает Суслова.
Принуждение граждан к использованию украинского языка может стать одним из факторов, который способен создать межнациональный конфликт на почве языка, допускает депутат. "Когда мы будем навязывать и осуществлять контроль, то мы можем получить очень мощное сопротивление. Авторы законопроекта должны были в первую очередь учитывать это", - рассуждает Суслова. По ее прогнозам, в парламенте будет большая дискуссия вокруг законопроектов о языке. "Думаю, что дискуссия будет настолько мощная, что, как мне кажется, обсуждение закона об антикоррупционном суде покажется "цветочками" по сравнению с языком", - предположила депутат.