Среди украинских военных, охраняющих трассы, которые ведут в зону АТО, зреет недовольство.
Александр Мазур
Среди украинских военных, охраняющих трассы, которые ведут в зону АТО, зреет недовольство. По их словам, в сторону непризнанных ДНР и ЛНР из Украины движется поток фур с продуктами, алкоголем, запчастями, дизель-генераторами. И с 3-го ноября 12-й батальон территориальной обороны по собственной инициативе закрыл фурам и автобусам дорогу на Луганск.
По словам Андрея, бойца одного из батальонов терробороны, в документах грузов, которые идут на ЛНР и ДНР, указывается, что они идут в какой-нибудь населенный пункт под контролем Украины. "Пишут, что фура направляется в какой-нибудь поселок на нашей территории, например Беловодск. А как мы проверим? Понятно, что мы же не "погранцы" и не таможенники. Полномочий у нас никаких - если оружия и боеприпасов не везет, и есть документы - обязаны пропускать. Но мы же видим, что это контрабанда. Звоним начальству, те связываются со своими начальниками. Приходит ответ из штаба - пропустить, мол, на верху все согласовано", - утверждает боец.
Он отметил, что однажды в разговоре с водителем грузовика, который просил его пропустить, прозвучало название компании, занимающейся перевозками. "Он сказал: "Ребята, да у нас все легально, мы же серьезная компания - "Мист-Экспресс". Но мы все-таки дождались команду пропустить его. А в качестве презента водила дал нам бутылку хорошего вискаря, мол, хочет подружиться - на будущее", - говорит Андрей.
Заместитель гендиректора киевской транспортной компании Геннадий Евлах отметил, что спрос на перевозки в зоне АТО растет. "Но это же криминал. Сейчас бандиты на Донбассе налаживают производство контрафактных сигарет, алкоголя и т.д. В Украине с подпольными цехами хоть как-то борются, а там - бандитская вольница. Можешь заниматься незаконными вещами почти открыто, не забывай только отстегивать налоги браткам из ЛНР и ДНР. Причем рынок сбыта в Украине их особо не интересует: они нацелены на Восточную Европу. Поэтому "подкатывают" к тем фирмам, кто имеет солидный опыт работы с контрабандой и может решить эти вопросы на таможне", - сказал Евлах.
По мнению некоторых специалистов рынка логистики, упоминание бойцом батальона компании "Мист-Экспресс" может иметь под собой реальную почву, поскольку эта компания, кроме "Укрпочты", - единственная в Украине, кто имеет право работать в области международного обмена почтой.
"Схема завоза товарной партии под видом почтовых посылок - классика контрабанды. Товар перепаковывается в мелкие почтовые отправления, что дает право завозить их без уплаты пошлины (с недавних пор в Украине не облагаются пошлинами посылки стоимостью до 150 евро, ранее - 300 евро)", - пояснил на правах анонимности сотрудник "Укрпочты".
В самой компании "Мист-Экспресс" заверили, что они работают строг в рамках правового поля Украины и пообещали дать развернутый ответ на запрос после проработки его профильным специалистом.
Впрочем, по мнению экономических экспертов, вероятность массовой контрабанды в зоне АТО чрезвычайно велика.
"Контроль над границей с российской стороны отсутствует, и российская сторона по этому поводу не особенно обеспокоена. Со стороны, обращенной к Украине, думаю, тоже не слишком жесткий контроль... Да и людям, которые там живут (в зоне АТО) чем-то нужно зарабатывать... Тут можно вспомнить Приднестровье, которое в большой степени живет контрабандой", - считает президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило.
С ним солидарен президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко. "Есть очень большой риск, что у нас зона АТО может превратиться в Приднестровье-2. По некоторой неофициальной информации, часть контрабанды, которая проходит через зону АТО, пропускается по следующей схеме: берется компания, которая переуступает товар другой, в результате этот товар по документам завезен в Украину на компанию, которая находится в оккупированной территории. В результате, она налоги заплатила, но непонятно кому и где. Это, конечно, смешно, но кто же поедет ее проверять в Донецк", - сказал Охрименко.