Традиционная нехватка средств на финансирование госпрограмм в секторе ЖКХ за пять месяцев текущего года стала критической. По итогам мая, выделено около 10% предусмотренных в госказне средств. Регионы и предприятия отрасли до сих пор не получили субвенции на компенсацию тарифной разницы. Реализация многих госпроектов по-прежнему не восстановлена.
Традиционная нехватка средств на финансирование госпрограмм в секторе ЖКХ за пять месяцев текущего года стала критической. По итогам мая, выделено около 10% предусмотренных в госказне средств. Регионы и предприятия отрасли до сих пор не получили субвенции на компенсацию тарифной разницы. Реализация многих госпроектов по-прежнему не восстановлена.
На официальном сайте Минрегионстроя и ЖКХ обнародованы результаты финансирования бюджетных программ и отраслевых субвенций за пять месяцев 2015 года. Из предусмотренных на январь-май 981,96 млн грн, направлено и освоено 9,65% (94,81 млн грн).
В апреле выплаты осуществлялись чуть более системно - тогда госбюджет направил в отрасль 80,44 млн грн, что составляет почти 17% от заложенных на январь-апрель сумм. В мае объем дотаций в отрасль существенно снизился по сравнению с апрелем.
В частности, январе-мае планировалось выделить 505 млн грн на развитие городской инфраструктуры и мероприятия в сфере централизованных тепло- и водоснабжения в Николаеве и Черновцах (в рамках проекта Всемирного Банка "Развитие городской инфраструктуры"). На координацию и реализацию развития городских систем теплоснабжения было заложено 3,6 млн грн. Обе программы за указанный период профинансированы на 18,6% и 13,6%, соответственно.
Но ни копейки из запланированных сумм не было выделено на выплату компенсации разницы в тарифах на тепловую энергию для населения. Государство должно компенсировать более 2 тыс. грн за каждую 1 тыс. куб. м газа.
Местные бюджеты тоже пять месяцев не получали субвенцию по выплате тарифной разницы. Им компенсируется разница между действующими тарифами на коммунальные услуги (тепло и воду) и их экономически обоснованной стоимостью.
В профильном министерстве подобную ситуацию объясняют отсутствием соответствующих нормативно-правовых документов, предусматривающих порядок выплаты госсубвенций. "По двум бюджетным программам касательно компенсации разницы в тарифах на производство тепловой энергии, проблема заключается в порядке использования денег. Как только такой порядок будет рассмотрен и утвержден Кабмином, деньги смогут быть использованы", - пояснили РБК-Украина в пресс-службе Минрегиона.
Всего в госбюджете-2015 запланировано около 4,7 млрд грн на финансирование программ и выплату субвенций в секторе ЖКХ. По сравнению с предыдущими периодами, в текущем году статьи расходов на отрасль серьезно сократились. Из перечня актуальных госпрограмм исчезли затраты на реформирование отрасли, реконструкцию сектора питьевого водоснабжения, реализацию национальной стратегии модернизации теплоснабжения.
При этом, ситуация с финансированием строительной отрасли намного лучше, чем расходы на нужды ЖКХ. По данным Минрегиона, в январе-мае было выделено 44% запланированных сумм или 113 млн грн. Эти средства освоены не в полном объеме - отрасль к июню израсходовала лишь 102,2 млн грн.
В Минрегионе сокращение объема расходных статей объясняют результатами децентрализации. "Поскольку сегодня идет процесс децентрализации финансовых ресурсов, подготовка, к примеру, к отопительному сезону осуществляется не за средства госбюджета, в котором они уже не предусматриваются, а за счет местных бюджетов", - отметили в пресс-службе ведомства.
Более успешные показатели распределения госсредств продиктованы дотацией сферы жилищного строительства. "Это все - бюджетные программы прошлых лет, по которым на сегодняшний день государство выполняет свои обязательства. Там порядки уже систематизированы, понятны, и поскольку за ними стоят граждане - финансирование этих программ ведется систематически и в нужном объеме", - заверили РБК-Украина в Минрегионе.
Речь о программах частичной компенсации процентных ставок по ипотечным кредитам и удешевления стоимости ипотечных кредитов (по доступному жилью). Обе статьи расходов финансируются из госбюджета с 2012 года.
"В строительном блоке на сегодня есть одна бюджетная программа, которая пока не финансируется - это реализация чрезвычайной кредитной программы для Украины. Речь идет о кредите ЕИБ на восстановление Донбасса. На данный момент по этой программе отбираются проекты, которые могут быть предложены банку для предоставления этого кредита", - пообещали в профильном ведомстве.
Эксперты уверены, что проблема систематического недофинансирования ЖКХ заключается в сложности бюрократических процедур и отсутствии политической воли к реформам. В Общественном совете при Минрегионе объясняют, что существенная разница между предусмотренными в госбюджете и выделенными суммами, объясняется отсутствием денег.
"Все эти цифры существуют лишь на бумаге. В реальности средств на нужды отрасли нет, а отчеты о расходовании средств - не более чем, популизм", - заявила РБК-Украина член правления Общественного совета при министерстве, глава комитета по вопросам ЖКХ Анна Шишман.
В комитете Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ сложившуюся ситуацию объясняют низким уровнем управленческих решений и безынициативностью местных органов власти.
"Нельзя отрицать, что проблема связана с уровнем управленческих решений самого Минрегиона. В то же время, министерство регулярно жалуется на местные власти, которые не спешат готовить под конкретное финансирование технические проекты, - сообщила РБК-Украина замглавы комитета Алена Бабак. - Вместе с тем, местные власти не знают, что и как готовить, поскольку ежегодно меняются приоритеты финансирования отраслевых госпрограмм, а также порядки и механизмы выделения средств на их реализацию".
Депутат отметила, что и механизм предоставления госфинансов весьма затянут. "Минрегион до полугода медлит с принятием решения о направлении средств в регионы. Те, в свою очередь, долго не могут составить запрос. В результате, лишь к сентябрю местные бюджеты получают средства, которые не успевают эффективно и полноценно использовать до конца года", - пояснила Алена Бабак.
Затягивание решений о выделении средств стало традиционной чертой работы чиновников, утверждают в Ассоциации городов Украины (АГУ) "История из жизни: мэр одного небольшого города целый год не мог добиться выделения запланированных в госбюджете средств на финансирование жилищно-коммунальных проектов. В итоге Госказначейство перечислило 5 млн грн 29 декабря. В 22:00 мэру позвонили и сказали, что до утра 30 декабря он должен эти средства потратить по целевому назначению. И такие ситуации случаются повсеместно", - сказал РБК-Украина эксперт по вопросам бюджета АГУ Александр Слобожан.
Финансирование проектов за счет средств ЕБРР и ЕИБ затягивают в Минрегионе и в Минфине. Здесь решения о предоставлении государственных или муниципальных гарантий принимают по 6-8 месяцев. Но и на уровне облгосадминистраций не умеют работать с проектной документацией.
"Процесс децентрализации существенно улучшил ситуацию. Если раньше в Бюджетном кодексе не было указано сроков, за который Минфин должен согласовать проект, то теперь они обязаны это сделать за 30 дней. Если ответа нет - вступает в силу принцип молчаливого согласия. В результате, если раньше в программах международных банков или в госбюджетных проектах участвовали 16 украинских городов, то сейчас финансирование получают 182 населенных пункта", - уточнил Александр Слобожан.
Он подчеркнул, что до сих пор проблемой является отсутствие инвентаризации госпрограмм в коммунальном секторе, а также отметил необходимость формирования государственных приоритетов и порядков финансирования.