В среду премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости введения санкций в отношении поставок российских нефтепродуктов. К чему приведет такой шаг с точки зрения наличия топлива и цен на него?
Как сообщает "РБК-Украина", В среду премьер-министр Арсений Яценюк заявил о необходимости введения санкций в отношении поставок российских нефтепродуктов. К чему приведет такой шаг с точки зрения наличия топлива и цен на него?
"…Мы ввели ряд санкций против РФ. Однако один из ключевых элементов – закупка нефтепродуктов в РФ - почему-то не попал в санкционный список. Я прошу Министерство экономики проработать механизм запрета приобретения нефтепродуктов у страны-агрессора, коей является РФ. И в пятницу чтобы мы вынесли и то, и другое решения на внеочередное заседание правительства", – заявил глава Кабинета министров.
Прежде всего отметим, что в первую очередь речь идет о дизельном топливе как крупнейшей товарной позиции среди российских нефтепродуктов. Бензин из России к нам никогда особо не поступал, так как в самой РФ периодически ощущается его нехватка.
Многим интересно будет узнать, что последние полгода мы де-факто жили без российского дизельного топлива. В начале октября 2015 года заслон на пути этого топлива в Украину поставила Федеральная служба по техническому и экспортному контролю РФ (ФСТЭК), озаботившись тем, не идет ли российская "солярка" на нужды украинской армии. Служба затребовала у экспортеров широкий перечень новых документов, что остановило поставки. Возобновился экспорт лишь недавно, пару недель назад. Первой чистилище ФСТЭК прошел "Лукойл".
В первой половине 2015 года россияне занимали до 30% рынка ДТ в Украине. После решения российского регулятора большой трагедии не произошло: трейдеры переориентировались как на альтернативные сухопутные источники (Беларусь, Литва, Польша), так и морские.
Поскольку запрет на поставки в Украину российского ДТ уже был, подведем итоги. Пострадали ли от этого российские компании? С одной стороны, наш рынок более выгодный для российских нефтяных компаний по сравнению с другими экспортными направлениями, и его потеря нежелательна. Особенно учитывая стагнацию отрасли, вызванную снижением мировых цен на нефть. Но с другой стороны стратегическим рынком Украину назвать сложно - не те объемы.
Теперь о нас. Без российского ДТ полгода прожили и проживем дальше. Есть лишь один нюанс: после исчезновения с рынка русских, конкуренты сразу подняли цены. Если в период пика российских поставок летом прошлого года торги с "Белорусской нефтяной компанией" шли вокруг цены, предусматривающей премию 5 долларов на тонне максимум (некоторые наглецы, сидящие на российском ресурсе, вообще требовали скидку), то в минувшем феврале украинские компании размели белорусский дизель с премией $25-27/т к уровню "морских" поставок. А на рынке ходили разговоры, что под весеннюю посевную кампанию премия может вырасти до $45/т, выйдя на паритет с ценами на продукт, который приходит в Украину через южные порты.
Поэтому значение российского продукта в Украине заключается собственно не столько в его стоимости, сколько во влиянии на цены всех остальных поставщиков. В денежном выражении это экономия в диапазоне 75-100 млн долларов в год. В нынешней экономической ситуации деньги абсолютно не лишние.
Но суть даже не в этом. Даже отказавшись от прямых российских поставок, Украина все равно продолжит платить России. Ведь нефтепродукты из Беларуси, Литвы, Польши и Венгрии, составляющие 80% поставок в Украину, изготовлены из российской нефти. Природа этого продукта также российская. Только цена его выше на размер добавленной стоимости в размере $25-40/т, полученной на белорусских и европейских НПЗ. Соответственно, 75-80% выручки за свои нефтепродукты страны-поставщики топлив в Украину транслируют в Россию.
И вот тут возникает главный вопрос: если украинские деньги в любом случае попадают в Россию, то не лучше ли платить меньше или выбрать меньшее из двух зол?
В любом случае момент для введения подобных санкций выбран крайне неудачно, так как идет подготовка к посевной, а возобновившиеся российские поставки сбили цену и снизили давление по другим направлениям.