Законопроект о местных выборах был отправлен на подпись Президенту Петру Порошенко 24 июля. А уже через три дня после этого общественные активисты обвинили спикера Рады Владимира Гройсмана в фальсификации документа. Депутат Львовского облсовета Александр Ганущин 27 июля опубликовал в сети Интернет версию законопроекта, которую, по его словам, ему предоставил один из нардепов. А на официальном сайте Рады этого документа до сих пор нет.
Законопроект о местных выборах был отправлен на подпись Президенту Петру Порошенко 24 июля. А уже через три дня после этого общественные активисты обвинили спикера Рады Владимира Гройсмана в фальсификации документа. Депутат Львовского облсовета Александр Ганущин 27 июля опубликовал в сети Интернет версию законопроекта, которую, по его словам, ему предоставил один из нардепов. А на официальном сайте Рады этого документа до сих пор нет.
Александр Ганущин сказал РБК-Украина, что он опубликовал текст документа, который был разослан нардепам после того, как законопроект был направлен на подпись главе государства. Ганущин также направил информационный запрос в секретариат парламента с просьбой предоставить информацию о том, какие правки были внесены в закон перед голосованием во втором чтении.
По словам Ганущина и общественного активиста Александра Солонтая, в документе, который пошел на подпись Президенту, в частности, фальсифицировано количество депутатов местных советов и информация о кандидатах в бюллетенях.
А Александр Солонтай в своем блоге подчеркнул, что правка по уменьшению количества нардепов была внесена именно по требованию "Самопомичи". Он сослался на сравнительную таблицу двух версий законопроекта, сделанную с помощью компьютерной программы.
"Однако больше всего шулеры постарались со статьей, которая фиксирует вид избирательного бюллетеня в многомандатном избирательном округе, для кандидатов в депутаты. Подопечные господина Гройсмана взяли и просто вычеркнули из проголосованного второго абзаца части седьмой статьи 74 норму о том, что в избирательном бюллетене должны обязательно отражаться все сведения о кандидате в депутаты, выдвинутом в территориальном избирательном округе - о годе рождения, образовании, партийности, основном месте работы (род занятия), месте проживания. По замыслу тех, кто это сделал, в бюллетене теперь достаточно будет партийности и фамилии, имени и отчества кандидата", - написал Солонтай.
Позиция нардепов
Ни один из нардепов, опрошенных РБК-Украина, не поддержал активистов. Секретарь последнего заседания профильного комитета, которое состоялось перед голосованием за закон во втором чтении, нардеп от "Самопомичи" Руслан Сидорович заявил, что ознакомился с версией законопроекта, которая была направлена на подпись Президенту.
"Он соответствует тому законопроекту, за который мы голосовали. В том голосовании был подготовлен текст с результатами в первом чтении. Вместе с тем, путем долгих политических консультаций, нам удалось достичь ряда важнейших поправок к первоначальной редакции. В частности, это уменьшение количества депутатов местных советов, ликвидация блоков, выборы мэра в два тура, институт отзыва депутата местного совета по народному волеизъявлению. Все эти вещи прошли голосования в профильном комитете, членом которого я являюсь, то есть комитет по вопросам правовой политики и правосудия, и они были зачитаны соответственно под стенограмму", - сказал РБК-Украина народный депутат.
Аналогичную версию озвучил нардеп от Радикальной партии Игорь Попов. "Поскольку это была принципиальная позиция на политических переговорах, прежде всего фракции "Самопомич", то решения подстраивались именно под такие сокращения, то есть, принципиальная договоренность была, а поправка последнего текста шла прежде всего на заседании профильного комитета, а на последнем заседании комитета я не был, ибо оно шло во время пленарного заседания", - сказал РБК-Украина Игорь Попов.
Стенограммы заседаний
Корреспондент РБК-Украина просмотрел стенограммы заседаний комитета 2 и 14 июля. И обнаружил, что во время этих заседаний не обсуждалось конкретное количество депутатов в соответствии с количеством избирателей населенных пунктов. Однако, на заседании комитета обсуждались более общие вещи.
"Усовершенствована процедура образования одномандатных территориальных избирательных округов. В частности, конкретизирован порядок определения ЦИК количества одномандатных избирательных округов, которые должны быть образованы соответствующими территориальными избирательными комиссиями. В связи с увеличением сроков формирования отдельных территориальных избирательных комиссий организовано сроки образования одномандатных территориальных избирательных округов. Предусмотрено, что при образовании территориальных избирательных комиссий на выборах областных советов - это то, что я говорил. Следует учитывать, что состав областных советов, количественное представительство городов и районов не может превысить 20% от общего состава соответствующего совета", - зачитал правку на заседании председатель комитета Руслан Князевич.
Не звучала информация по конкретных цифрах относительно количества депутатов и во время пленарного заседания Рады 14 июля, когда был принят во втором чтении закон о местных выборах.
"Установление законом количества депутатов местных советов, в зависимости от количества избирателей согласно административно-территориальной единицы, в этом случае, что определенное количество депутатов районного совета будет меньшим, чем количество сельских, поселковых, городских, городов районного значения, советов на территории соответствующего района, состав районного совета будет равен этому количеству советов. Количество территориальных избирательных округов в многомандатном округе должно равняться общему составу соответствующего совета", - зачитал Руслан Князевич, представляя законопроект с трибуны Рады.
Поэтому изменения относительно конкретного количества депутатов в соответствии с количеством избирателей, возможно, были внесены в текст законопроекта секретариатом профильного комитета, и депутаты могли с ними ознакомиться.
В законопроекте, отправленном на подпись Президенту, может быть зафиксирована норма, которая была в первом чтении: в населенных пунктах с количеством избирателей до 500 общий состав совета должен составлять 10 депутатов, до 1000 - 12 депутатов и т.д. В версии законопроекта ко второму чтению минимальное количество депутатов местного совета такое: до 1 тыс. избирателей - 16 депутатов, до 3 тыс. избирателей - 20 депутатов, и т.д.
Согласно со стенограммой заседания профильного комитета Рады, по информации о кандидате в бюллетене принято следующее решение: указывается название партии, в скобках первый номер в списке партии, а также имя, фамилия и отчество кандидата. Руслан Сидорович сказал, что это было сделано для сокращения длины избирательного бюллетеня.
"Если бы мы в бюллетене предусмотрели вписывание широкой информации о подходящем кандидате, то бюллетень имел бы размер, наверное, 5 м, а может и 10 м. Тот бюллетень, который утвержден нами на сегодняшний день, по заключению ЦИК, он будет иметь размер около метра, в отдельных случаях может иметь больше", - пояснил Сидорович.
На заседании комитета и пленарном заседании парламента речь шла о том, чтобы в отдельных случаях в бюллетенях добавить еще информацию о должности кандидата. "Перечень сведений, которые указываются в избирательном бюллетене для голосования в едином одномандатном округе, идет речь о село и поселок, одномандатном округе, дополнен позицией "должность"", - зачитал с парламентской трибуны Князевич.
Оправдаются ли подозрения
Один из авторов законопроекта, нардеп от "Блока Петра Порошенко" (БПП) Вадим Денисенко считает, что все подозрения исчезнут, как только Президент подпишет закон и он будет обнародован. "Там нет никаких проблем, о которых надо говорить, о которых можно даже говорить", - заверил Денисенко РБК-Украина.
Представитель гражданской сети "ОПОРА" Ольга Айвазовская сказала, что имеет несколько версий законопроекта с разных этапов его подготовки. Но делать выводы, был ли он сфальсифицирован, можно будет только после обнародования. "Нет последней версии, которая была проголосована, есть стенограмма заседания Верховной Рады и профильного комитета", - заявила Айвазовская РБК-Украина.
В "Самопомичи" надеются, что закон выйдет из стен Администрации Президента в том виде, в котором поступил туда за подписью Владимира Гройсмана. "Мы понимаем текст, который был направлен на подпись Президенту. Но мы не можем быть уверены, каким образом этот закон выйдет из стен Администрации Президента. Хотя мы надеемся, что столь важный общественный закон не будет подвергнут каким-либо существенным правкам в стенах Администрации Президента", - сказал Руслан Сидорович.
Игорь Попов ("Радикальная партия") и Сергей Соболев ("Батькивщина") считают, что закон стоит сверять со стенограммами заседаний комитета и пленарного заседания. "Я не получил официальной версии, в которой бы было написано, что это именно то, что подписал председатель ВР. Именно поэтому, я слежу за этой дискуссией, но для этого надо иметь официальный документ", - в частности, заверил РБК-Украина Игорь Попов, который является соавтором законопроекта о местных выборах.
А нардеп от "Народного фронта" Леонид Емец подчеркнул, что работа депутатов над законопроектом завершается на этапе голосования. "До этого работает комитет, до этого работают депутаты, после этого уже даже, если принято решение о технико-юридических правках, это уже работа аппарата ВР, то есть, там уже депутаты не принимают участия", - заверил Емец.
Впрочем, по мнению общественности и журналистов, чтобы не возникали такие подозрения, надо вовремя публиковать документы на сайте Рады, а правки в них вносить в онлайн-режиме - чтобы все желающие могли в любой момент ознакомиться с ними.