Пока депутаты в Верховной Раде дорабатывают бюджетную резолюцию на следующий год, правительство решило обновить основные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2016 год. На их основе будет сформирован проект госбюджета, который Кабмин обязан подать в сентябре. Оценку реального ВВП Минэкономразвития не меняет - по оптимистическим ожиданиям рост составит 2%. Инфляция составит 12%, а показатель безработицы останется на нынешнем уровне - более 10%. К 2019 году рост экономики составит почти 5%.
Пока депутаты в Верховной Раде дорабатывают бюджетную резолюцию на следующий год, правительство решило обновить основные макропоказатели экономического и социального развития Украины на 2016 год. На их основе будет сформирован проект госбюджета, который Кабмин обязан подать в сентябре. Оценку реального ВВП Минэкономразвития не меняет - по оптимистическим ожиданиям рост составит 2%. Инфляция составит 12%, а показатель безработицы останется на нынешнем уровне - более 10%. К 2019 году рост экономики составит почти 5%.
В распоряжении РБК-Украина оказался проект постановления Кабмина об основных прогнозах экономического и социального развития в 2016 году и на среднесрочную перспективу (см. документ в конце статьи).
В пятницу этот документ, подготовленный Минэкономразвития, был вынесен на рассмотрение правительственного комитета по вопросам экономического развития и европейской интеграции. Но членами Кабмина он утвержден не был из-за замечаний Минфина.
В Минфине отметили, что прогноз на 2016 год рассчитан без учета нормы о прекращении действия спецрежима по НДС для аграриев. А Минфин настаивает на отмене льготных правил с 1 января, ссылаясь на требования МВФ , и уже подал соответствующие изменения в Налоговый кодекс в Верховную Раду.
Также на заседании правительственного комитета оценкой уровня безработицы и количества занятого в экономике населения были недовольны профсоюзы.
Согласно проекту постановления, по оптимистическим прогнозам, рост реального ВВП в 2016 году составит 2%. Такие ожидания заложены и в проекте бюджетной резолюции, которая 16 июня парламентом была отправлена на доработку в комитет по вопросам бюджета.
На такой же рост экономики в следующем году рассчитывает и МВФ. Источники в Минфине подтверждают, что Фонд своих прогнозов не пересматривал.
МВФ ухудшил свои ожидания только на 2015 год - падение ВВП составит 9%, инфляция - 46%.
Нацбанк же прогнозирует падение экономики до 9,5% при инфляции 47,8%. Согласно утвержденным макропрогнозам на текущий год, эти показатели составят 5,5% и 26,7% соответственно.
Пессимистические прогнозы МЭРТ на 2016 год рассчитаны на замедлении темпов падения ВВП - до 0,3%. Номинальный ВВП может составить 2,262 трлн грн (оптимистический сценарий) или 2,245 трлн грн (пессимистический). В бюджетной резолюции заложен показатель в 2,1 трлн грн.
Старший аналитик Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь уверен, что предпосылки к росту экономики Украины есть, прежде всего, за счет низкой базы сравнения. "Определенные сигналы к оживлению во втором полугодии 2015 года уже есть. Многие считают, что Украина достигла дна или достигнет в ближайшее время. Но нужно понимать, что это оживление не значит, что будет существенная активизация внутреннего спроса. Просто ожидание того, что не будет обвального падения", - сказал Александр Жолудь.
"Показатели МЭРТ более-менее совпадают с нашими показателями. Даже без каких-либо изменений можно выйти в такой рост, как минимум за счет низкой сравнительной базы", - согласился с коллегой директор центра "CASE-Украина" Дмитрий Боярчук.
По данным Госстата, падение ВВП в I квартале составило 17,2%, промпроизводство в январе-мае сократилось на 21,2%.
О своих ожиданиях на II квартал в МЭРТ не говорят. Но Нацбанк прогнозирует снижение темпов падения экономики на 15,3%, в III квартале - на 8,9%, а в VI квартале - рост на 2,5%.
"Сохраняются риски агрессии со стороны России, социальных протестов осенью, но впринципе ситуация стабилизируется. По сравнению с тем, что было даже несколько месяцев назад, сейчас есть понимание и перспектива куда движемся, - сказал Дмитрий Боярчук. - Если брать Украину без Донбасса, то мы чувствуем себя вполне неплохо, даже есть какой-то определенный рост. Кроме того, дефицит счета текущих операций около нуля, сотрудничество с МВФ, приток валюты будет достаточным, чтобы обеспечить стабильность валюты и дать возможность платить по долгам. Но возможное объявление технического дефолта даст некоторое послабление гривны, в худшем случае, в пределах 23-25 грн/1 долл. Это уже переживали. По бюджету доходы достаточно серьезные, хотя и благодаря инфляции. Но могло бы быть и хуже".
По данным аналитиков, из общего падения ВВП в 1 квартале в 17%, около 14-15% - из-за ситуации на Донбассе. "В других регионах есть падение по отраслям, но меньше, чем если учитывать Донбасс. За два года без Донбасса экономика упала на 10%", - сказал эксперт Института экономических исследований и политических консультаций Виталий Кравчук.
По сравнению с бюджетной резолюцией, правительство Арсения Яценюка несколько ухудшило прогноз инфляции. По оптимистическим ожиданиям она рассчитывает на 12% (в резолюции - 9%), по пессимистическим - 14,7%.
Прогноз безработицы может остаться на нынешнем уровне - более 10%.
Рассчитывают в правительстве и на оживление внешнеэкономической деятельности в 2016 году. В лучшем случае, экспорт-импорт может вырасти на более, чем на 7%, в худшем - на 3,8% и 3,1%, соответственно.
Старший консультант Национального института стратегических исследований Иван Ус считает, что, с учетом нынешнего падения экспортно-импортных операций в пределах 30%, стоит рассчитывать на небольшой рост в следующем году.
"Если в 2014 году не был понятен ареал конфликта, то есть, ограничится он Донбассом или нет, и вкладывать инвестиции было рискованно, то сейчас можем говорить, что на Одессу, Запорожье, Днепропетровск он не распространится. И в западных, центральных регионах уже можно говорить об определенной активизации", - поясняет эксперт.
Также, по его словам, внешнеэкономические операции и в 2015 году могли бы быть более активными - с учетом преференций для экспорта украинских товаров в ЕС. Но бизнес оказался не готов - продукция в большинстве случаев не соответствовала техническим регламентам ЕС. Именно нетарифные барьеры сегодня выступают в роли главного ограничителя в развитии экспорта в страны ЕС.
Аналогичные проблемы и с другими торговыми партнерами-США, Канадой, Японией.
Иван Ус добавил, что до сих пор нет обоснованных расчетов потерь на переход украинской экономики на новые европейские стандарты. По предварительным данным НИСИ, предприятиям потребуется около 3 млрд евро.
"Здесь не только вопрос в государстве. Производителям нужно было что-то делать в этом направлении, - резюмировал Ус. - Но тот бизнес, который был ориентирован на ЕС, их товар и пошел в Европу".
Кроме того, правительство рассчитывает, что в среднесрочной перспективе рост экономики будет более динамичным, и к 2019 году составит уже 4%. Номинальный ВВП превысит 3 трлн грн, а среднемесячная номинальная зарплата сотрудников составит более 6,8 тыс грн.
Эксперты отметили, что это требование законодательства рассчитывать прогнозы на среднесрочную перспективу, но особо на эти данные никто не ориентируется.