Желаемого отклика Филарет не получил – священнослужители и Украинской православной церкви Киевского патриархата, и Русской православной церкви по-разному трактовали это обращение.
Письмо Киевского патриарха Филарета, зачитанное на Соборе Русской православной церкви, в котором он призвал Московский патриархат к примирению, вызвало резонанс как в Украине, так и в России. Само обращение Филарета стало неожиданностью и причиной для множества домыслов о возможном диалоге с РПЦ и признании автокефалии УПЦ КП. Эксперты считают, что Москва и Киев хотят таким образом возобновить политические переговоры. Примечательно, что в Киевском и Московском патриархате эти события трактуют совершенно по-разному. Но, по мнению религиоведов, в обеих конфессиях существуют группы влияния, заинтересованные в примирении. Подробнее - в материале РБК-Украина.
Письмо патриарха Украинской православной церкви Филарета (Денисенко) руководству Русской православной церкви получило серьезный резонанс, особенно среди верующих в Украине и России. В нем Филарет призвал к примирению между православными христианами и к окончанию противостояния между Киевским и Московским патриархатом: "Желая прекратить разделения и распри между православными христианами, восстановить евхаристическое и молитвенное общение, как это положено единой святой соборной и апостольской церкви, ради достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами обращаюсь к вам с призывом принять соответствующие решения, благодаря которым будет положен конец существующему противостоянию", - говорится в письме.
Патриарх УПЦ КП также призвал к прощению и попросил его сам: "Пусть же приблизится день, когда по слову богослужения Пасхального торжества "друг друга обнимем; скажем: "Братья!" - и ненавидящим нас, все простим ради воскресения". И я, как ваш собрат и сослужитель, прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем".
Но желаемого отклика Филарет не получил – священнослужители и Украинской православной церкви Киевского патриархата, и Русской православной церкви по-разному трактовали это обращение. По версии, озвученной в УПЦ КП, Филарет написал письмо не по собственной инициативе. Все началось с того, что накануне Собора РПЦ, который состоялся 30 ноября, к Киевскому патриарху обратился первоиерарх Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Илларион (Капрал). Он сообщил, что руководство РПЦ желает пойти на сближение с Киевским патриархатом. Стоит отметить, что раньше представителей РПЦЗ в Москве считали раскольниками (как сейчас считают священнослужителей УПЦ КП), но переговорный процесс между епархиями завершился сближением.
11 ноября делегация УПЦ КП в Москве провела переговоры с митрополитом РПЦ Илларионом (Алфеевым). Он предложил Киевскому патриархату подготовить письмо от имени Филарета, которое могли бы зачитать на Соборе. Стоит отметить, что на следующий день представители Киевского патриархата служили литургию в одном из храмов Московского патриархата в Подмосковье. В связи с тем, что РПЦ не признает УПЦ КП, это можно считать значительной уступкой. 16 ноября Филарет написал письмо на имя патриарха Кирилла и епископата РПЦ, которое и стали в дальнейшем по-разному трактовать в Москве и Киеве. В Россию его привезла делегация из трех архиереев Киевского патриархата, а 30 ноября оно было зачитано на Соборе РПЦ. Тогда же Собор постановил начать официальные переговоры с Киевским патриархатом и сформировал для этого комиссию. Ее возглавит митрополит РПЦ Илларион (Алфеев), а в состав войдут представители РПЦ и Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Позже СМИ растиражировали сообщение с сайта Русской православной церкви, где приводились лишь некоторые цитаты из письма и краткий вывод о том, что Киевский патриархат намерен возобновить связи с УПЦ. "Архиерейский Собор с удовлетворением воспринял обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью", - говорится в сообщении РПЦ. Некоторые российские журналисты даже восприняли такое заявление как "возвращение" Филарета в лоно РПЦ. Украинский религиовед Дмитрий Горевой указывает на то, что даже митрополит РПЦ Илларион (Алфеев) сделал замечание изданию Интерфакс-Религия, которое первым подало интерпретацию письма, а не сам факт его существования. "Интересно, что это "карманное" СМИ РПЦ. Поэтому критика Иллариона говорит о том, что Русская православная церковь неоднородна, в ней существуют разные группы влияния: одни хотят примирения с Киевским патриархатом, а другие – нет", - рассказал РБК-Украина член Молодежной ассоциации религиоведов Дмитрий Горевой.
После того, как в СМИ начали на свой лад трактовать слова Филарета, пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря) обнародовал копию письма патриарха на своей странице в Facebook.
В то же время, Евстратий (Зоря) уточнил, что это была общепринятая христианская формулировка. При этом у Филарета нет повода каяться перед РПЦ, потому что он не виноват в том, в чем его обвиняют. "Прощать и просить прощения лично - обязанность каждого христианина", - подчеркнул архиепископ.
Как отмечает религиовед Дмитрий Горевой, переписка между церквями уходит корнями во времена Византийской империи, а священнослужители до сих пор используют словесные обороты в духе той эпохи. "За красивыми словами прячут суть, которая может быть прочитана по-разному. Филарет в письме предлагает забыть взаимные обиды, в том числе и те, которые Киевскому патриархату нанес Московский патриархат. Подобная практика и раньше существовала между конфессиями, когда сто-двести лет продолжались распри, а потом они подписывали мировое соглашение, в котором предлагалось считать прошлые конфликты недействительными. Например, так было в отношениях между РПЦ и Русской православной церковью заграницей", - рассказал РБК-Украина член Молодежной ассоциации религиоведов Дмитрий Горевой.
Эксперт также пояснил, почему патриарх, подписывая письмо, не стал указывать свой сан и даже не поставил знак креста перед именем, который обычно используют архиереи. По его словам, Филарет использовал очень грамотную формулировку. "Называя себя "Ваш собрат" патриарх ничего не утратил в глазах своей паствы, так как все руководители православных церквей называют друг друга "собратьями". В то же время, он пошел на дипломатическую уступку РПЦ, которая не признает его титулов, и таким образом дал возможность ее представителям приступить к рассмотрению письма", - рассказал представитель Молодежной ассоциации религиоведов.
Глава Киевского патриархата Филарет публично опроверг свое покаяние перед российской церковью. Он заявил журналистам, что УПЦ КП не будет подчиняться РПЦ, а "независимая Украина имеет полное право на независимую церковь". По его словам, в Москве перекрутили значение письма. Епархии планировали начать диалог о признании Киевского патриархата, а вместо этого его выставили человеком, который пришел с покаянием.
После заявлений Филарета складывалось ощущение, что в возможном диалоге с российскими церковниками поставлена точка. Но позже в интервью епископа УПЦ КП, главы Информационного управления Киевской патриархии Евстратия (Зори) "Укринформу", содержался намек, что продолжение истории возможно. Но только если Москва выполнит два условия: снимет анафему с Филарета и признает автокефалию УПЦ КП. "Мы готовы рассматривать возможность для тех архиереев и приходов, которые категорически не желают быть в составе украинской церкви, но остаются в составе российской церкви и готовы прекратить враждебное отношение к КП, существование определенной структуры РПЦ в Украине, но уже именно как Русской православной церкви. Так же, как РПЦ признала автокефалию Православной церкви в Америке, но сохранила за собой право на существование патриарших приходов РПЦ", - подчеркнул Зоря.
5 декабря УПЦ Московского патриархата также публично изложили свою версию происходящих событий. По словам заместителя главы отдела внешних церковных связей УПЦ МП Николая (Данилевича), Филарет написал письмо по собственной инициативе. Но позже, под давлением окружения, а возможно, и украинских властей, отказался от своих слов, считает Николай (Данилевич).
Глава синодального информационно-просветительского отдела УПЦ архиепископ Климент (Вечеря) в свою очередь отметил, что архиерейская комиссия рассматривает исключительно текст самого письма, а не те комментарии к нему, которые позже дал Филарет, другие представители Киевского патриархата и религиоведы. "В этом письме есть абсолютно четкие предложения о восстановлении евхаристического единства с Русской православной церковью и через это - со всем мировым православием. Оно наполнено стремлением к миру и прекращению вражды между "единоверными и православными христианами" и между народами", - отметил Климент. Представители УПЦ МП подчеркнули, что в обращении Филарета нет ни слова об автокефалии.
В Московском патриархате также заявили, что "не питают больших иллюзий" по поводу перспектив диалога с УПЦ КП, но готовы воспользоваться даже минимальной возможностью, чтобы "положить конец церковному расколу".
По мнению религиоведов, существует несколько версий того, кто, и с какой целью начал диалог. Возможно, стороны преследовали сразу несколько целей. Дмитрий Горевой считает, что инициатива исходила не от Филарета, а от Москвы, либо даже - от российских властей. Он поясняет, что влияние Московского патриархата на украинское общество и СМИ в последние время ослабло. В то же время, позиции УПЦ КП на сегодня сильны, как никогда, за все годы независимости Украины. О том, что РПЦ готова пересмотреть отношение к Киевскому патриархату также свидетельствует риторика митрополита Иллариона (Алфеева). "Показательно, что митрополит Илларион в своих заявлениях говорит уже не "раскольник" или "анафемат" Филарет, а "бывший митрополит Киевский", - пояснил РБК-Украина Горевой.
Также возможно, что Россия ищет возможности для политического диалога с Украиной. Либо РПЦ решила действовать на упреждение и не допустить, чтобы Киевский патриархат признали в Константинополе без ее участия. Как известно, переговоры УПЦ КП с Вселенским патриархом длятся еще с 2000-х годов. Если он признает автокефалию, позиции Московского патриархата в Украине серьезно пошатнутся. Ведь сейчас некоторые украинцы отказываются поддерживать УПЦ КП только из-за того, что это - неканоническая церковь. Пока этого не случилось, России выгодно признать "киевскую" автокефалию на собственных условиях.
В то же время, и для Киевского патриарха диалог с Москвой открывает дополнительные возможности. Даже если не удастся договориться с РПЦ о признании, это даст дополнительный повод для дискуссии с Вселенским патриархом. "Делегация Киевского патриархата будет аргументировать, что неоднократно обращалась к Москве, вопрос о признании рассматривала комиссия, но ничего не вышло. Поэтому давайте уже будем с вами разговаривать", - уточнил Горевой.
В свою очередь, религиовед Людмила Филипович настаивает, что независимо от того, кто начал диалог, он выгоден обеим сторонам. По ее словам, восстановление евхаристического служения и единства с другими православными церквями действительно важно для Киевского патриархата и в дальнейшем может привести к признанию его каноничности. Поэтому Филарет решил пойти на некоторые уступки. "Филарет был под давлением светской власти, и знает, что это такое, когда приходят и говорят: "Или церковь, или ты сделаешь то-то и то-то". Видимо, он неоднократно шел даже на какие-то соглашения со своей совестью только ради того, чтобы уберечь церковь", - рассказала РБК-Украина религиовед Людмила Филипович. Она добавила, что диалогу, скорее всего, помешали российские и украинские политики, вмешавшиеся в переговоры между УПЦ КП и РПЦ.
Религиоведы отмечают, что, несмотря на разные трактовки событий и взаимные обвинения конфессий, дальнейший диалог между УПЦ Киевского патриархата и РПЦ все же возможен. "Диалог точно будет, но скорее всего, даже сами стороны пока еще не знают, чем он закончится. После всех этих медийных кампаний должна состояться хотя бы одна встреча. Пока церкви наблюдают за реакцией в обществе и СМИ в Украине и России. Исходя из этого, они будут корректировать свои позиции", - поясняет Горевой. Он также отмечает, что эти межконфессиональные переговоры напоминают политические взаимоотношения Украины и России. "Киевский патриархат настаивает, что единственная цель переговоров - признание автокефалии и восстановление молитвенного единения, чтобы священники могли вместе служить литургию. В Москве ситуацию видят совсем по-другому: "вначале вы каетесь, а потом уже будем рассматривать вопрос". Это напоминает Минские договоренности, когда есть определенные широко сформулированные пункты, и у каждой стороны есть собственная трактовка и толкование последовательности этих пунктов", - отмечает представитель Молодежной ассоциации религиоведов.
В свою очередь, Людмила Филипович считает, что продолжение переговоров стоит ожидать не ранее, чем через несколько месяцев. Тогда эмоции сторон утихнут после взаимных претензий, и они будут искать новые точки соприкосновения.