До начала следующего отопительного сезона осталось около трех месяцев, но он может не начаться вовремя (15 октября) в тех населенных пунктах, которые не рассчитаются с ДК «Газ Украины» за газ, потребленный на протяжении прошлой зимы. Так, по информации МинЖКХ, задолженность предприятий коммунальной теплоэнергетики составляет около 2,5 млрд грн. Ситуацию с подготовкой к осенне-зимнему периоду осложняет и задолженность по зарплате на предприятиях отрасли жилищно-коммунального хозяйства в объеме свыше 160 млн грн. О ходе подготовки к отопительному сезону, об основных направлениях реформирования ЖКХ, а также о новшествах в сфере тарифообразования в интервью РБК-Украина рассказал министр по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины Юрий Хиврич.
РБК-Украина: Юрий Егорович, первый вице-премьер Андрей Клюев на одном из совещаний говорил о том, что все долги за газ, потребленный в прошлом отопительном сезоне, должны быть погашены до 1 октября 2010 г. Если предприятия коммунальной теплоэнергетики не выполнят это поручение и не рассчитаются с долгами в определенный период, означает или это, что в этих населенных пунктах не начнется вовремя отопительный сезон?
Юрий Хиврич: Да. Тем более что мы сейчас пошли на определенные уступки в отношении расчетов за газ и позволили пока отложить оплату задолженности, возникшей вследствие разницы в тарифах в четвертом квартале 2009 г. и первом квартале 2010 г., за прошлый отопительный сезон, а это около 940 млн грн. То есть, можно сказать, что мы реструктуризировали эту задолженность.
Задолженность предприятий теплоснабжения за потребленный в прошлом отопительном сезоне газ, без учета этих реструктуризированных 940 млн грн, составляет примерно 1,5 млрд грн. Для погашения этой задолженности все предприятия теплоснабжения должны были составить графики и предоставить их в НАК «Нафтогаз Украины». 78% предприятий предоставили такие графики, а 22% - не предоставили. Если они не предоставят эти графики или не выполнят их, то такие предприятия не получат лимитов газа на 15 октября и отопительный сезон в этих населенных пунктах будет сорван. Это зависит от городского головы, ведь именно он должен рассмотреть финансовое состояние предприятия теплоснабжения в своем населенном пункте и определить, что необходимо сделать и как обеспечить расчеты за газ.
Отмечу, что основная проблема в вопросе расчетов за газ заключается в значительной задолженности населения за жилищно-коммунальные услуги. Мы, как министерство, все сделаем для того, чтобы ликвидировать задолженность за коммунальные услуги учреждений и организаций, финансируемых из местных бюджетов, а это почти 600 млн грн, и из государственного - около 300 млн грн. После принятия государственной сметы эти долги понемногу выплачиваются. А относительно задолженности населения необходимо работать с каждым отдельно.
РБК-Украина: Значит, лимиты газа будут выделены предприятиям теплокоммунэнерго (ТКЭ) только после погашения долгов перед ДК «Газ Украины» за прошлый отопительный сезон?
Ю.Х.: Да. И не только лимиты. Мы в этом году хотим ввести новые договора на поставку газа между ДК «Газ Украины» и предприятиями ТКЭ. Еще в прошлом году постановлением Кабинета министров был утвержден типовой договор, но НАК «Нафтогаз Украины» не хотел его вводить. Поэтому ДК «Газ Украины» может относить платежи за газ, которые сейчас осуществляются, на первый квартал 2009 г., т.е. отопительный сезон 2008-2009 гг., поскольку действует один договор. А когда мы введем новый договор, то платежи, которые будут осуществляться в октябре-ноябре 2010 г., будут учитываться именно за указанный период. Таким образом, ДК «Газ Украины» не сможет зачислять платежи октября-ноября в качестве погашения задолженности за предыдущие годы.
Если предприятия ТКЭ и ДК «Газ Украины» не подпишут новый договор, не будут выделены лимиты газа, то в этих регионах не начнется вовремя отопительный сезон.
РБК-Украина: Когда будут подписываться новые договора?
Ю.Х.: Они будут подписываться где-то в сентябре. Мы договорились начать договорную кампанию с 1 сентября. Сначала ДК «Газ Украины» подпишет соглашения с теми предприятиями, которые полностью рассчитаются за газ, потребленный в прошлом отопительном сезоне.
РБК-Украина: Когда Вы прогнозируете создание Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг?
Ю.Х.: Мы прогнозируем, что до конца этой сессии Верховной Рады соответствующий законопроект о создании комиссии будет принят в первом чтении. Потом мы внесем определенные изменения, поскольку к этому законопроекту есть замечания юридического и других отделов. А на следующей сессии, где-то в сентябре, этот проект закона должен быть утвержден.
Сразу после принятия закона в целом мы, как профильное министерство, будем устанавливать тарифы на услуги, которые предоставляют предприятия государственной формы собственности, ведь для них сейчас никто не устанавливает цены. В Украине около 40 таких предприятий. Также министерство будет устанавливать тарифы на услуги предприятий совместной собственности местной общины и областного совета. Таких предприятий тоже около 40, и законодательством не предусмотрено, какой орган власти - местный или областной - должен устанавливать для них тарифы. Таким образом, министерство будет устанавливать стоимость услуг 70-80 предприятий.
В законе о госбюджете на 2011 г. будут предусмотрены средства на создание единого регулятора. По нашим расчетам, Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг начнет работать с 1 июля 2011 г. Именно этот срок предусмотрен в законопроекте о создании такого органа. И тогда комиссия будет устанавливать тарифы на услуги почти всех предприятий теплоснабжения и водопроводно-канализационного хозяйства.
РБК-Украина: Значит, с 1 июля 2011 г. тарифы на теплоснабжение, водоснабжение и водоотвод будет устанавливать Национальная комиссия регулирования рынка коммунальных услуг. А стоимость содержания домов и придомовых территорий, как и сейчас, будут устанавливать местные органы власти?
Ю.Х.: Тарифы на содержание домов останутся на местном уровне, их будут утверждать местные советы.
РБК-Украина: Означает ли это, что с момента создания комиссии, тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут приведены к экономически обоснованному уровню?
Ю.Х.: Другого выхода нет. Потому что нужно уменьшать убытки предприятий отрасли. Сейчас вопрос установления тарифов слишком заполитизирован, поэтому мы убираем его из политической плоскости, создавая единый регулятор.
РБК-Украина: Когда Вы прогнозируете принятие постановления правительства об автоматической корректировке тарифов на жилищно-коммунальные услуги в связи с изменением стоимости энергоносителей и повышением зарплаты?
Ю.Х.: Проект этого документа согласован всеми заинтересованными ведомствами, а сейчас окончательный вывод должно предоставить Министерство юстиции. Если Минюст в течение 10 дней, как это предусмотрено законодательством, предоставит нам свои выводы, мы сразу же вынесем этот проект постановления на рассмотрение заседания Кабмина.
РБК-Украина: Это постановление будет действовать до создания Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг?
Ю.Х.: Это постановление будет действовать не только до момента создания регулятора, ведь оно нужно и для работы комиссии. Например, если вырастет стоимость газа или электроэнергии, то сразу будет сделана корректировка тарифов на коммунальные услуги. Это механизм улучшения процедуры прохождения регуляторного акта. Такой документ нужен и местным властям, и нашему регулятору.
РБК-Украина: Есть ли ответ Минтопэнерго на предложение МинЖКХ по неначислению пени и штрафов предприятиям ТКЭ за несвоевременные расчеты за энергоносители, пока пени и штрафы не будут установлены для населения за несвоевременную оплату коммунальных услуг?
Ю.Х.: Минтопэнерго нам отказало, поскольку типовой договор на поставку газа между ДК «Газ Украины» и предприятиями ТКЭ предполагает наличие штрафных санкций. Но мы подготовили законопроект о списании начисленных пеней и штрафов с предприятий теплоснабжения, а их на сегодня уже начислено 760 млн грн. Сейчас этот документ проходит согласование в различных ведомствах, однако не все министерства соглашаются на наши предложения. Отмечу, что законопроект предусматривает списание начисленных пеней и штрафов также и с предприятий газового хозяйства - облгазов и горгазов.
Думаю, что этот закон будет принят уже в этом году. И, таким образом, мы освободим предприятия от бремени, компенсация которого не предусмотрена и не заложена ни в себестоимости, ни в тарифах.
РБК-Украина: Поддерживаете ли Вы установление одинаковых цен на газ для предприятий теплокоммунэнерго и населения, использующего газ для отопления?
Ю.Х.: Мы не только поддерживаем, но и подымаем этот вопрос, потому что не может такого быть, что на производство тепла для населения газ идет по одной цене, а для населения, которое установило индивидуальное отопление, - совсем по другой. Отмечу, что в Европе цена на газ для населения примерно в 1,5 раза выше, чем для предприятий, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги. Поэтому, например, в Польше и Германии централизованное отопление выгоднее, чем индивидуальное.
РБК-Украина: Когда в Украине может быть выравнена цена на газ для предприятий ТКЭ и населения, которое пользуется системами индивидуального отопления?
Ю.Х.: Это вопрос к НАК «Нафтогаз Украины».
РБК-Украина: Будет ли введен специальный режим взимания НДС для предприятий отрасли жилищно-коммунального хозяйства?
Ю.Х.: Мы, как министерство, подготовили такие предложения, но я не думаю, что государство, в частности, Рада пойдет на то, чтобы выделять нашу отрасль и сделать ее льготником. Считаю, что это вряд ли получится.
РБК-Украина: Поддерживаете ли Вы законопроект, одобренный предыдущим правительством, согласно которому планируется вводить государственных управляющих на предприятиях тепло- и водоснабжения, если руководители этих предприятий вместе с местной властью не обеспечивают предоставление услуг населению на должном уровне?
Ю.Х.: Введение государственных управляющих на предприятиях коммунальной формы собственности, собственниками которых являются органы местного самоуправления, является незаконным.
Мы сейчас ставим вопрос таким образом: если человек, который управляет коммунальной собственностью, неправильно эту собственность использует, не справляется с обязанностями, то местные власти должны менять такого руководителя. А МинЖКХ сегодня не будет вмешиваться в собственность органов местного самоуправления. Если руководитель предприятия не справляется с выполнением своих обязанностей, то пусть местные органы власти меняют такого руководителя.
РБК-Украина: Как Вы оцениваете деятельность Государственной жилищно-коммунальной инспекции?
Ю.Х.: Инспекция сейчас выполняет большой объем работы по рассмотрению жалоб населения, особенно относительно состояния жилищного фонда, и заставляет предприятия жилищно-коммунального хозяйства тщательнее выполнять свои обязанности.
РБК-Украина: Планируете ли определенные изменения в работе инспекции?
Ю.Х.: Мы подготовили законопроект, которым предусматривается включение Государственной жилищно-коммунальной инспекции в перечень государственных инспекций и предоставление ей права накладывать штрафные санкции на собственников жилья, систем теплоснабжения и других предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Сейчас этот документ находится в ВР. Надеюсь, что на этой или на следующей сессии парламента он будет принят.
Кроме того, мы сейчас пересматриваем положение о жилищно-коммунальной инспекции и планируем предоставить ей полномочия проверять ход выполнения местными органами власти требований закона о реформировании ЖКХ.
РБК-Украина: Какие принципиальные отличия между программой реформирования ЖКХ, которая вошла в программу реформ Президента Украины Виктора Януковича, и программой реформирования ЖКХ, утвержденной Радой в прошлом году?
Ю.Х.: Отличий нет никаких. Необходимость реформирования отрасли назрела давно. Первые шаги по ее подготовке были сделаны еще во времена, когда Виктор Янукович возглавлял правительство. Поэтому в программе реформ Президента реформированию ЖКХ уделено значительное внимание.
Сейчас министерство работает в рамках Общегосударственной программы реформирования ЖКХ на 2009-2014 гг., которая была утверждена Радой в прошлом году.
У нас четко прописано, что реформирование ЖКХ осуществляется в направлении определения владельца жилого фонда, перехода владельца дома на договорные отношения с предприятиями, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги - по тепло- и водоснабжение, обслуживание лифтов, вывоз мусора и т.д. Также программа реформирования предусматривает модернизацию коммунальной теплоэнергетики, водоснабжения и водоотведения, и, на последнем этапе - достижение безубыточности и стабильной работы предприятий отрасли. Это основные направления реформирования ЖКХ.
РБК-Украина: Сколько объединений совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), согласно с программой реформирования, планируется создать к 2015 г.?
Ю.Х.: Общегосударственная программа предусматривает создание ОСМД в 50% домов. Мы пошли демократическим путем и записали в этом документе, что 50% владельцев приватизированного жилья имеют право создать объединение совладельцев многоквартирного дома. Подчеркну, что в домах, где созданы ОСМД, задолженность за жилищно-коммунальные услуги значительно меньше, чем в других, поскольку в ОСМД существует ответственность соседа перед соседом. Также программа предусматривает передачу 70% жилья в управление компаниям негосударственной формы собственности, т.е. на 70% мы планируем отойти от ЖЭКов, к которым население сегодня имеет отрицательное отношение.
Для поддержки движения по созданию ОСМД средства на ремонт домов из госбюджета будут предоставляться только для тех домов, в которых созданы объединения совладельцев. В этом году выделено 155 млн грн на ОСМД, в частности, 45 млн грн - на ремонт лифтов и 110 млн грн - на ремонт домов, в которых созданы ОСМД. Каждое ОСМД в этом году получит примерно 120-130 тыс. грн. Также в бюджете на 2010 г. предусмотрены 80 млн грн на установку тепловых счетчиков и 20 млн грн - на установку приборов учета воды. Но эти счетчики будут устанавливаться прежде всего в домах, где созданы ОСМД.
Беседовала Ирина Мартынюк