Первый заместитель министра регионального развития Вячеслав Негода в блиц-интервью РБК-Украина рассказал о том, на каком этапе сегодня находится подготовка реформы местного самоуправления, реально ли провести эту реформу до местных выборов, которые ожидаются осенью 2015 г., и какие особенности будут в проведении реформы на территории Донбасса.
Первый заместитель министра регионального развития Вячеслав Негода в блиц-интервью РБК-Украина рассказал о том, на каком этапе сегодня находится подготовка реформы местного самоуправления, реально ли провести эту реформу до местных выборов, которые ожидаются осенью 2015 г., и какие особенности будут в проведении реформы на территории Донбасса.
РБК-Украина: Удастся ли провести реформу местного самоуправления до выборов в местные советы, которые должны состояться следующей осенью?
Вячеслав Негода: Мы очень хотим, чтобы все ключевые реформы, а это, прежде всего, изменения в Конституцию, налоговая реформа, межбюджетная реформа в части децентрализации местного самоуправления, в части земельных отношений, произошли до очередных местных выборов, которые, согласно Конституции, должны быть проведены осенью 2015 г.
Если мы выберем местные органы власти на старой основе, то мы этим фактически их законсервируем на пять лет. Поэтому очень важно их выбирать на новой территориальной основе, на основе новых полномочий.
РБК-Украина: Какую часть реформ придется проводить уже после того, как состоятся выборы в местные советы?
Вячеслав Негода: Много вещей еще надо будет сделать. Например, целый комплекс реформ в сфере здравоохранения, благодаря чему местное самоуправление получит дополнительные полномочия в предоставлении услуг на муниципальном уровне - первичная медицинская помощь, вторичная медицинская помощь. Но под это надо иметь ресурсы, под это надо иметь соответствующие полномочия. Здесь речь идет уже о проведении отраслевой реформы, которую должно делать Министерство здравоохранения.
Следующий блок - это реформа в сфере образования. Дошкольные учебные заведения и школы сегодня есть не во всех территориальных общинах, ими занимаются районы и города областного значения. Мы должны иметь полноценные школы с соответствующим набором услуг, которые предоставляются там. Это еще одна отраслевая реформа.
РБК-Украина: Можно ли успеть провести реформу местного самоуправления еще до выборов, учитывая, что предварительно в рамках коалиционных переговоров речь шла о том, чтобы проект изменений в Конституцию рассматривать на второй сессии новоизбранного парламента?
Вячеслав Негода: Вполне реально, потому что вторая сессия будет проходить весной. Если будет политическая воля и желание всех, то это реально сделать в первые дни сессии. У нас весь пакет законов по самоуправлению, по администрациям готов - и буквально через месяц можно принять законы.
Проект закона о местных выборах также уже есть в первой редакции, и поэтому его можно принимать. Если мобилизовать усилия, то это реально, а если ничего не делать, то даже через 5 лет не будет реально. С точки зрения технологии - это реально.
РБК-Украина: Не будет ли сдерживать реформу такой подход, что для укрупнения территориальным общинам предлагается добровольно объединяться? Ведь этот процесс может проходить очень медленно. Например, в Польше центральные власти сами осуществили новое административное деление.
Вячеслав Негода: Я с вами не могу не согласиться в том, что во многих демократических странах, на которые мы ориентируемся, такие решения принимаются парламентами или правительствами достаточно быстро и с учетом мнения, и нет такого, что общины сами решают, с кем объединяться.
У нас законопроект "О добровольном объединении территориальных общин" принят в первом чтении, второе чтение должно быть повторным. А сейчас он (законопроект), согласно регламенту, будет еще раз рассматриваться парламентом - по новой процедуре. Этот законопроект, как и закон "О сотрудничестве территориальных общин", разработан в рамках действующей Конституции. Если мы внесем изменения в Конституцию, то, конечно, надо будет другой закон принимать. И тогда мы сможем продолжить наш разговор.
Если будет принят этот законопроект (о добровольном объединении территориальных общин), то с 1 января, если несколько территориальных общин объединятся, они сразу выходят на прямые межбюджетные отношения, они сразу получают дополнительные налоги, они получают дополнительные полномочия, то есть они выходят из-под управления районной администрации. Это является неплохим мотиватором, потому что психология человека такова, что он не хочет иметь над собой начальника.
После объединения они получат дополнительные ресурсы, которые отдельно не могут получить сегодня, потому что невозможно в рамках небольшого села организовать школу, эффективное медицинское обслуживание. Это можно сделать, только объединив усилия. Когда же будут внесены изменения в Конституцию, то тогда надо будет вносить изменения в закон или принимать новый закон.
Я бы очень хотел, чтобы с точки зрения организации это было сделано быстро, оперативно, качественно. Так, как поляки делали - они долго не обсуждали. Поляки изменили воеводства, гмины, повяты - и они развиваются. А мы ходим и рассказываем, что исчезнет какое-то село. Село не исчезнет, потому что село - это населенный пункт, оно как стояло, так и будет стоять. Другое дело, что может исчезнуть некий глава сельсовета или часть депутатов, которые сегодня не знают, чем заняться во многих селах.
РБК-Украина: Что будет с законом об особом статусе некоторых районов Донбасса, который Президент хочет отменить?
Вячеслав Негода: Этот закон принят Верховной Радой.
РБК-Украина: Как будет происходить реформа местного самоуправления с учетом ситуации на Донбассе? Будут ли в законодательстве какие-то дополнительные положения о проведении децентрализации в зоне АТО?
Вячеслав Негода: Украина - это единая территория и в ней не должно быть отдельных зон. Поэтому должен быть один закон. Нас интересует децентрализация не в отдельных точках, а на всей территории Украины.
РБК-Украина: Но де-факто на оккупированной территории Донбасса децентрализации не состоится.
Вячеслав Негода: Децентрализация - это принятие целого ряда законов, которыми определяются полномочия, распределение ресурсов и прочее, и она распространяется на всю территорию Украины. Если парламент примет какое-то другое законодательство, которое будет говорить об особенностях управления на той или иной территорией, то тогда будет действовать такой закон. Сегодня у нас нет других законов, которые бы регулировали особый статус.
РБК-Украина: Скажите, в рамках проведения децентрализации Киеву оставят 50% с налога на доходы физических лиц, которые сейчас забирают в центральный бюджет?
Вячеслав Негода: Законопроект о межбюджетных отношениях сейчас в парламенте. Я думаю, что во время его дополнительной проработки и принятия в первом и втором чтении эти вещи можно учесть. Минрегион- не Министерство финансов, и мы не имеем регламентного права подавать такие законы. Мы можем иметь свое мнение, но Киев - это, в первую очередь, территориальная община, которая должна иметь не меньшие права, чем другие общины. Вместе с тем, Киев как столица, имеет дополнительные столичные функции, и это также должно быть учтено при формировании бюджета.
Беседовала Татьяна Шпайхер