ua en ru

Всем труба: Владимиру Гройсману предложено подчинить НАК "Нафтогаз Украины" себе

Всем труба: Владимиру Гройсману предложено подчинить НАК "Нафтогаз Украины" себе Премьеру Владимиру Гройсману предстоит придумать, как управлять НАК "Нафтогаз Украины"

Перед премьер-министром Владимиром Гройсманом стоит непростая задача - в максимально кратчайшие сроки разрешить конфликт между газовым монополистом НАК "Нафтогаз Украины", Минэкономразвития и оператором украинской ГТС, компанией "Укртрансгаз". Главе правительства стоит поторопиться, поскольку до начала отопительного сезона осталось меньше месяца, а слушания по "транзитному делу" в Стокгольмском арбитраже начнутся в конце этой недели. Поэтому уже в четверг, 22 сентября, Кабинет министров должен принять решение о том, кто в дальнейшем будет управлять НАКом. Скорее всего, это решение будет в пользу Кабинета министров, в чьей компетенции теперь будет управление активами НАК "Нафтогаз Украины", исключив Минэкономразвития из этого процесса. Предстоит Владимиру Гройсману разобраться и во внутреннем конфликте между "Укртрансгаз" и НАКом. Президент УТГ Игорь Прокопив обвиняет правление "Нафтогаз Украины" в препятствовании независимой деятельности компании и блокировании тендеров на закупку необходимого оборудования. В причинах и последствиях конфликта разбиралась Мария Цатурян.

Перебрасывая полномочия

"Если солдат обратился с проблемой не к командиру своего отделения, а к замкомвзвода, - он нарушил устав. Но, если солдат обратился к командиру отделения, а он не реагирует - солдат имеет право обратиться к вышестоящему руководству", - так объяснил президент ПАО "Укртрансгаз" (УТГ) Игорь Прокопив свои действия, когда он, "через головы" своего непосредственного руководителя -главы правления НАК "Нафтогаз Украины" Андрея Коболева и первого заместителя министра экономического развития и торговли - главы набсовета НАК Юлии Ковалив, предложил первому вице-премьеру-министру экономики Степану Кубиву передать "Укртрансгаз" в управление Минэкономразвития.

"Это было мое предложение Степану Кубиву, которое также обсуждалось с профильным вице-премьером Владимиром Кистионом. Скорее всего, премьер был уведомлен", - рассказал журналистам Игорь Прокопив.

Результатом такого шага стало появление приказа Минэкономразвития №1478 от 7 сентября, которым ведомство изменило устав "Нафтогаза". Газовый монополист, который является 100% акционером "Укртрансгаза", лишился полномочий управления компанией, был отстранен от контроля за финансовой деятельностью и госзакупками оператора ГТС. Против этого решения выступил не только НАК, но и международные кредиторы, а также Секретариат энергосообщества Европейского союза.

Помимо внешнего неприятия такого решения, Кубива не поддержали и его непосредственные заместители - Юлия Ковалив, Максим Нефьодов и Наталья Микольская. Они открыто заявили, что не причастны к изменениям устава "Нафтогаз Украины", и не знали о готовящемся решении. Но, по словам Ковалив, внутреннего конфликта в министерстве нет: "Есть модель unbundling, утвердженная решением Кабмина (разделения компании по видам деятельности, - ред.) НАКа. Мы работаем над ее реализацией".

Премьер-министру Владимру Гройсману пришлось выступить третейским судьей в этой ситуации. И уже в понедельник, 19 сентября, он отменил решение МЭРТ и вернул "Нафтогаз Украины" полномочия в управлении и контроле за деятельностью оператора ГТС.

Основных аргументов у НАК "Нафтогаз Украины", к которым прислушался премьер, по информации РБК-Украина, было два. Во-первых, несогласованность решения о переподчинении УТГ с кредиторами газового монополиста ставит под угрозу займ ЕБРР в 300 млн долларов, полученный Украиной на закачку газа в хранилища. Кроме того, это - вероятная причина, по которой Всемирный банк может отказать в кредите "Нафтогаз Украины" на сумму 500 млн долларов.

Во-вторых, под угрозой оказалась позиция НАКа в Стокгольмском арбитраже, где 25 сентября должны начаться слушания по "транзитному делу" против российского "Газпрома". Украина требует компенсации в 12 млрд долларов, гарантий объемов транзита и право перевести контракт на нового оператора. "Если "Нафтогаз" не является оператором ГТС и не контролирует оператора ГТС, то трибунал может решить, что НАК утратил юридический интерес в отношении внесения изменений в транзитный контракт и откажет в удовлетворении иска по формальным причинам", - объяснили РБК-Украина в НАКе.

Проблемы решать акционеру

Решение премьер-министра, ставшего на сторону НАКа, не устроило первого вице-премьера Степана Кубива. Поэтому он предложил Владимиру Гройсману выйти из ситуации по-другому и принять решение о передаче управления НАК "Нафтогаз Украины" напрямую Кабинету министров, который является ее акционером.

Сейчас управление газовым монополистом находится в компетенции не всего правительства, а одного из министерств - экономического развития и торговли. Такое решение, по словам Игоря Прокопива, правительству предстоит принять уже в четверг, 22 сентября. В тоже время, в повестке заседания Кабмина такого вопроса пока нет.

"Премьер поддержал это предложение и международные доноры тоже. Ведь у всех сторон есть понимание, что оператор ГТС должен быть независимым от влияния трейдера НАК "Нафтогаз Украины", - объяснил президент УТГ. - При этом, передавая управление УТГ Кабмину или Минэкономики, мы не вредим делу в Стокгольме. Поскольку НАК остается акционером и получает дивиденды".

Определить, как будет работать новая система управления НАКом, а также ускорить последующее за решением Стокгольмского суда разделение компании по видам деятельности (unbundling), должна рабочая группа во главе с профильным вице-премьером по вопросам энергетики Владимиром Кистионом. В нее вошли представители всех сторон, а также Минэнергоугля и международных организаций.

Но пока окончательного понимания, как Кабмин будет управлять "Нафтогаз Украины", и предстоит ли в будущем наблюдательному совету компании выносить свои решения на заседание правительства, у чиновников нет. "Если это произойдет, и устав НАКа будет изменен, то правительству придется принимать множество операционных решений, поскольку все значительные правоотношения и сделки должны быть подтверждены акционером. А таких у НАКа очень много. Сегодня это - компетенция Минэкономразвития, а Кабмин - это коллегиальный орган, поэтому безусловно необходимо ведомство, которое будет готовить такие решения. Нужно хорошо продумать, как система будет работать, если управление "Нафтогазом" перейдет правительству", - заявила РБК-Украина Юлия Ковалив.

По ее словам, последние два дня рабочая группа работает над поиском компромисса. "На совещаниях обсуждается, в первую очередь, как ускорить начатый процесс реформирования корпоративного управления НАКа и unbundling (разделение компании по видам деятельности, - ред.). Эта система должна обеспечить "Нафтогазу" возможность эффективно осуществлять функции акционера, но при этом решить системный конфликт, который возник у оператора ГТС, и поставщика на рынке газа. Мы провели совместную встречу с вице-премьером Владимиром Кистионом, и набсовет НАКа готов принимать активное участие в том, чтобы система управления работала без сбоев на переходный период (до решения Стокгольмского абитража, - ред.)", - рассказала она.

Внутривидовая борьба

Переподчинение "Нафтогаз Украины" правительству не решит другую проблему - глубокий внутренний конфликт между руководством газового монополиста и оператора ГТС. То, что он существует, и длится несколько месяцев публично признал президент УТГ Игорь Прокопив.

Корни конфликта, по его мнению, в разности подходов к стратегии развития "Укртрансгаза". Себя и свою команду Прокопив называет "производственниками", а команду Коболева в НАКе - "инвестбанкирами".

"НАК "Нафтогаз Украины" работает на рынке как трейдер. Мы два года слажено и плодотворно работали. Была договоренность, что НАК занимается переговорами о внешней деятельности, занимается улучшениями законодательной базы, а мы - осуществляем транзит и транспортировку газа. Но с 1 января мы стали оператором ГТС. И трейдер не может указывать оператору, как ему работать", - заявил Прокопив.

По его словам, обратиться к Степану Кубиву его подтолкнула близость предстоящего отопительного сезона и "ворох" неразрешенных с НАКом спорных вопросов. ""Нафтогаз" снизил нам финансовый порог для сделок без согласования с МЭРТ до 200 млн гривен. При этом, за июль-август НАК заблокировал УТГ 84 платежа по 18 контрагентам на сумму 105 млн гривен, - пожаловался Прокопив. - Кроме того, НАК не подписывает нам акты о том, что мы отпустили газ облгазам и теплокоммунэнерго. У нас в итоге небаланс на сумму 924 млн гривен. Мы уже выиграли у "Нафтогаза" суд первой инстанции по этому вопросу".

Игорь Прокопив уверяет, что неоднократно объяснял правлению "Нафтогаз Украины" необходимость проведения тендеров на закупку оборудования перед отопительным сезоном, говорил о проблеме изношенности труб и неготовности системы к зиме. Но в ответ получал "у вас есть 120 дней на подготовку, проверки и непонимание". В результате, по словам Игоря Прокопива, долг "Нафтогаз Украины" перед оператором ГТС сейчас составляет 7,5 млрд гривен.

В НАКе от комментариев отказались. "Пока мы не комментируем ситуацию", - сообщили РБК-Украина в пресс-службе "Нафтогаз Украины". Но, по словам источника издания в правительстве, знакомого с конфликтом УТГ и НАКа, у газового монополиста возникли вопросы в отношении тендеров оператора ГТС.

""Укртрансгаз" оказался лидером по "пожарным" закупкам до запуска электронной системы Prozorro. За последнюю неделю марта было объявлено 406 тендеров на 5,1 млрд гривен. Компания Deloitte проводила аудит закупок и высказала замечания по ряду контрагентов - их около 20. В частности, речь шла о завышении цены, прописывании условий тендера под одного контрагента, необоснованное объединение стандартных предметов закупки в "комплекты", которые делают такой заказ якобы уникальным, - сообщил РБК-Украина источник, близкий к НАК. - Кроме того, во многих конкурсах участвовали две-три компании, связанные между собой, причём в некоторых случаях тендерные предложения двух участников отличались одной цифрой".

По его же словам, НАК уже начал служебное расследование и проверяет контракты на сумму 185 млн гривен: "Платежи на начало проверки составили 105 млн гривен. Это - мизерная доля общего бюджета УТГ. К тому же срок расчета по многим платежам еще не наступил".

После вмешательства в конфликт правительства, деятельность "Укртрансгаза" проверит Госфиниспекция. По информации Минэкономразвития, аудит займет около двух недель. До окончания проверки "Нафтогаз Украины" не может снять с поста президента УТГ Игоря Прокопива. По имеющейся информации, на его увольнение премьер наложил мораторий.

Но даже, если текущие споры будут разрешены, то УТГ и "Нафтогаз Украины" могут конфликтовать в будущем из-за разного представления о том, как должен быть разделен газовый монополист. НАК считает, что в результате этого ГТС должно быть передано в управление независимой компании-оператору, с привлечением в нее иностранных акционеров "для обеспечения гарантий прозрачности работы".

"Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев видит ситуацию как инвестбанкир. Условно говоря, трубу надо передать в управление инвестору, а подземные газовые хранилища, по его мнению, это - убыточный бизнес, на который может влиять олигархат. То есть, по логике НАК, лучшее забрал и продал. Но оно так работать не будет. Наши трубы – не молоды. Без сервисных компаний, которые обслуживают ГТС, система работать не будет. Система хранилищ огромна и четыре фирмы обслуживают ее эксплуатацию. Это нельзя вычленить или ликвидировать", - говорит Игорь Прокопив.

По его словам, у компании "Укртрансгаз" должен быть переходный период до 2018 года. За это время ее президент рассчитывает подготовить ГТС к приходу инвестора. Для этого планируется укрупнить и оптимизировать имущественный комплекс компании, а также избавиться от неликвидных активов. ""Северный поток" забрал у нас 30 млрд кубометров транзита. Беларусь после проведения у себя модернизаций - еще 8 млрд кубометров. Потребление внутри страны падает, и в итоге мы оказываемся обладателями слишком больших мощностей. Около 30% компрессорных станций неликвидны и подлежат ликвидации", - объяснил Игорь Прокопив.

Пока главы газовых компаний спорят между собой, а правительство разбирается в ситуации, приближается дата начала отопительного сезона. По закону, включить подачу тепла энергетикам придется, как только среднесуточная температура в течение трех дней будет меньше 8 градусов Цельсия. Правительство при этом несколько раз меняло свое решение по объемам закачанного в хранилища газа, с которыми страна должна "войти в зиму". Изначально, по расчетам "Нафтогаз Украины", запасы должны были составлять 14,5-15 млрд кубометров, УТГ - 15,3 млрд кубометров, но Кабмин потребовал от НАКа 17 млрд кубометров на 1 ноября.

"Мы смогли убедить правительство в том, что такой объем невозможно закачать в сжатые сроки без российского газа. И сейчас 17 млрд кубометров - уже не требование, а рекомендация, - объяснил Прокопив. - Если зима будет не очень холодной, а реверс будет работать на полную - 45 млн кубометров в сутки, то тогда нам газа хватит". По информации РБК-Украина, на 10 сентября, в подземных хранилищах газа было 13,1 млрд кубометров.