Кабинет министров намерен на этой неделе внести в Верховную Раду законопроект по единому социальному взносу (ЕСВ). Об этом РБК-Украина в субботу, после заседания Кабмина, сообщил замминистра финансов Игорь Уманский. Эксперты считают, что надо пересматривать принцип налогообложения физических лиц.
Кабинет министров намерен на этой неделе внести в Верховную Раду законопроект по единому социальному взносу (ЕСВ). Об этом РБК-Украина в субботу, после заседания Кабмина, сообщил замминистра финансов Игорь Уманский. Эксперты считают, что надо пересматривать принцип налогообложения физических лиц.
Наталья Непряхина
"По ЕСВ отдельный закон. В понедельник или, скорее всего, в среду на Кабмин будем выносить отдельный закон", - сказал Уманский.
С 1 января 2015 года действует ряд критериев для работодателей, соблюдение которых дает возможность бизнесу применять понижающий коэффициент 0,4 к ставке ЕСВ (таким образом, средняя ставка снижается с 41% до 16,4%). Но по факту соблюсти эти условия, которые были приняты за несколько дней до Нового года, практически невозможно.
В частности, сейчас работают следующие критерии:
1. База начисления должна в 2,5 раза превышать средний показатель начисления ЕСВ за 2014 год.
2. Среднюю зарплату на предприятии необходимо увеличить минимум на 30%, по сравнению с 2014 годом.
3. Средний платеж на одного застрахованного сотрудника должен составить не менее 700 грн.
В Минфине признают, что идея со снижением нагрузки не сыграла. Ставку в большей степени сделали на теневые зарплаты, при этом, не предложив снижения давления на фонд оплаты труда для легального бизнеса. Премьер-министр Арсений Яценюк также отмечал, что эксперимент не удался и, возможно, стоит пересмотреть нормы законодательства.
Депутаты коалиции, согласовав свои предложения с Государственной фискальной службой (ГФС), в январе зарегистрировали законопроект №863 с изменениями в закон "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное соцстрахование", предусматривающий более лояльные нормы. Например, условие повышения зарплаты для применения понижающего коэффициента к ставке ЕСВ может быть снижено с 30% до 20%, а размер ЕСВ на одного наемного сотрудника предложено уменьшить до 450 грн. Базой начисления может стать не общий фонд оплаты труда по предприятию, а на одного застрахованного сотрудника. На 2016 год предусмотрены более-менее понятные правила уплаты ЕСВ. Если бизнес и в дальнейшем хочет снижать нагрузку на фонд оплаты труда, то может применять уже коэффициент 0,6.
По словам Игоря Уманского, предложенная депутатами редакция изменений в закон о ЕСВ приведет к потерям доходов Пенсионного фонда и увеличению его дефицита. На 2015 год бюджет ПФУ еще не утвержден, но, по словам министра социальной политики Павла Розенко, он может достичь 90 млрд грн.
"Поэтому с учетом предложений депутатов будем делать свою редакцию. Она будет отличаться тем, что потерь не будет. По подсчетам, в 2016 году 57 млрд грн может быть дополнительных потерь к тому дефициту, который есть", - пояснил Уманский.
Изначально идея правительства заключалась в том, поясняет глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей Юлия Дроговоз, чтобы вывести бизнес с теневыми зарплатами на легальный уровень.
"Те, кто был в тени и получал минимальную зарплату (1218 грн, - РБК-Украина), необходимо в 3,6 раза увеличить зарплату, чтобы соответствовать критериям. Если это сделают, то уже не смогут показать зарплату ниже", - отметила Дроговоз.
Для малого бизнеса такое предложение обременительное. Чтобы уплатить взнос в размере 700 грн, зарплата должна быть более 4 тыс. грн. Сейчас малый и средний бизнес закрывается - и повышать доходы никто не будет. Поэтому те, у кого есть наемные работники, не воспользуются схемой по ЕСВ и оформят на каждого сотрудника ЧП. Для бизнеса, который находится на едином налоге, ежемесячная сумма уплаты ЕСВ не изменилась - чуть более 422 грн.
"Хотя именно они (малый и средний бизнес, - РБК-Украина) и могли бы выйти, предложи им правительство более выгодные условия", - подчеркнул глава комиссии по вопросам экономической политики Украинского союза промышленников и предпринимателей.
Но, если даже найдутся желающие работать в русле действующих норм по ЕСВ, снижение нагрузки на них перекроется ростом ставки на доходы физлиц - на 15-20%, в зависимости от объема доходов. "Очевидно, что ожидаемого эффекта (от понижающего коэффициента ЕСВ, - РБК-Украина) не будет", - убеждена управляющий партнер аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева.
Также, отметила она, сдерживающим фактором является недоверие к государству и власти. "Повысив зарплату на 30%, вы условно признаете, что ранее имела место оптимизация. Поэтому предприниматели боятся попасть в такой список нарушителей. Именно эти психологические факторы, а также наличие альтернативной и более выгодной системы налогообложения будет мешать достижению целей, которые ставил законодатель", - подчеркнула Елена Макеева.
Поэтому она уверена, что упрощенную систему необходимо отменять и реформировать сферу налогообложения НДФЛ. "Это непопулярные вещи, но мы к этому придем, так как ни одна страна ЕС не имеет таких налоговых преференций, как в Украине. Ведь в Грузии все получилось, потому что там не было упрощенной системы и абсолютное все имели равные обязательства перед законом", - сказала аудитор.
Отметим, одним из условием получения кредита от МВФ министр финансов Наталья Яресько называла увеличение прогрессивности налогообложения доходов граждан. Однако она заверила, что в 2015 году изменений в системе не будет.
Исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко признает, что реформа ЕСВ за чуть более месяц работы результата не дала (мало кто пошел на соблюдение критериев). Но, в то же время, по ее словам, так часто менять законодательство - ненормально.
"Зачем вообще принимать такие законы, которые несколько раз год будут изменены? Бизнес всегда говорил, что не так страшны ставки налогов, как постоянные изменения - невозможно просчитать бизнес-планы", - сказала Деревянко, отметив, что есть предприятия, которые пошли на предложенные условия.