На текущий момент в Украине более половины рынка алкоголя является нелегальным. Это не только огромные потери для государственного бюджета, которые как минимум составляют 18 млрд гривен в год. Это также и огромный риск для здоровья людей. Покупая алкогольную продукцию в магазине или ресторане, никто из нас не знает - легальная и безопасная ли она. И никакой возможности для проверки продукта, с целью своей защиты, у нас нет.
На текущий момент в Украине более половины рынка алкоголя является нелегальным. Это не только огромные потери для государственного бюджета, которые как минимум составляют 18 млрд гривен в год. Это также и огромный риск для здоровья людей. Покупая алкогольную продукцию в магазине или ресторане, никто из нас не знает - легальная и безопасная ли она. И никакой возможности для проверки продукта, с целью своей защиты, у нас нет.
Есть ли выход из данной ситуации? Ведь даже в западном обществе, при низком уровне коррумпированности налоговых органов, есть в продаже нелегальные алкоголь и табачные изделия. В реальной жизни, идеальные подделки бумажных акцизных марок появляются уже через три недели после введения в государствах новых марок.
Цивилизованный мир не сидит сложа руки и движется в сторону использования современных технологий. В частности, происходит переход на электронные акцизные марки в табачной отрасли и это зафиксировано в директивах ЕС, в который мы так хотим вступить. Выбор табачной отрасли связан с тем, что в отличие от Украины, в Европе основная проблема сосредоточена именно в этом сегменте, а не в алкогольной сфере.
В Украине еще с 2013 года есть наработки и протестирована работа с электронными марками по технологии Codentify, но этот проект тормозится властью. То есть, при наличии реального желания у правительства и налоговой можно его запустить за несколько месяцев, а мгновенный положительный эффект от внедрения составит десятки миллиардов гривен в год. Причем, на какое-то время их можно ввести параллельно текущих бумажных марок для преодоления сопротивления фальсификационной мафии, которая говорит о рисках уменьшения поступлений по акцизу в государственный бюджет в случае их введения.
Принцип их действия в том, что прямо на готовое изделие, а также на ящик, наносится уникальный код. Этот код имеет 12 символов (цифр и букв), в котором зашифрована информация о товаре. Он дает возможность проследить все движение товара от производителя до магазина.
Но основной особенностью является то, что с помощью этого кода каждый покупатель когда угодно (через программу в смартфоне, бесплатный СМС или звонок) может проверить легальность происхождения продукта, на который этот код нанесен.
Следовательно, государство получает огромный штат добровольных и мотивированных контроллеров. И еще что важно, этот метод "бьет по основному": забирает покупателей у контрафактников. Потому что люди обычно не покупают заведомо контрафактные лекарства, еду и напитки. В отличие от промтоваров, то, что принимается внутрь, может легко убить.
Привлечение граждан к таким процессам очень хорошо зарекомендовало себя в мире. Например, система общественного контроля фискальных чеков в Словении оказалась настолько эффективной, что власть отменила фискальные кассовые аппараты, так как тот контроль теперь оказался лишним.
В частности, там внедрена государственная лотерея для тех, кто регистрирует чеки. И это также является существенной возможностью при внедрении Codentify в Украине. Такие системы также уменьшают затраты государства на администрирование налогов, позволяя существенно сокращать штат государственных налоговых служб.
Отдельно хочу подчеркнуть весомые преимущества именно системы Codentify в сравнении с альтернативными разработками:
1.Эта система является разработкой и собственностью крупнейших табачных компаний мира, которые уже много лет используют ее в своей деятельности для борьбы с контрабандой сигарет в мире. То есть, она уже имеет широкое практическое применение;
2.С целью большей популяризации, владельцы системы не только готовы предоставить ее Украине в пользование полностью бесплатно, а и даже готовы покрыть все затраты государства, которые возникнут при ее запуске, включая компьютерное оборудование и обучение;
3.Так как электронная акцизная марка - это только надпись на товаре без дополнительных защитных элементов, то их себестоимость в конечном продукте является очень низкой, что также является выгодным для общества, которое сейчас оплачивает стоимость акцизных марок из своего кармана.
За последний год много украинцев впервые услышали о системе электронных закупок Prozorro, которая путем привлечения общества к контролю государственных закупок нанесла серьезный удар по коррупционерам. Продолжая в этом же духе, внедрение Codentify для подакцизных товаров способно даже превзойти успехи Prozorro, реформировать подакцизные отрасли, и вывести Украину на передовые рубежи мира по контроля за движением подакцизных товаров и борьбе с фальсификатом.
Майданы и АТО уже не раз показали, что украинцы могут и готовы принимать непосредственное участие в реформировании страны. А электронные акцизные марки - это один из реальных и мощных инструментов, который дает возможность каждому влиять на изменения в стране и самим строить свое будущее. Сами такие инструменты, а не выборы раз в 4-5 лет, нам нужны для реальных изменений.