Кабинет министров предлагает снизить допустимую скорость движения в населенных пунктах до 50 км/ч и увеличить штрафы за другие нарушения правил дорожного движения.
В ближайшем будущем автомобилистам-нарушителям правил дорожного движения придется серьезно раскошелиться. Кабмин поддержал предложения МВД об ужесточении подобных проступков. Среди прочего предлагается увеличить штрафы за вождение без прав в 20 раз. Кроме того, предлагается на практике внедрить фото- и видео-фиксацию нарушений ПДД, в городах снизить предельную скорость движения с 60 до 50 км/час в населенных пунктах, а водителям, которые впервые получили права и в течение двух лет два или более раз нарушали правила, придется подтвердить свое право быть водителем. Подробнее - в материале РБК-Украина.
Сегодня, 10 ноября, Кабинет министров на своем заседании поддержал несколько предложений министра внутренних дел Арсена Авакова, касающихся усиления ответственности водителей за нарушения правил дорожного движения.
"Каждый день от дорожно-транспортных происшествий погибает восемь человек, каждый день от ДТП травмируется 92 человека. Тысяч погибают каждый год, десятки тысяч попадают в ДТП. Эта проблема стала чрезвычайно большим вызовом для нас. Поэтому очень важно сделать несколько шагов, которые позволят системно решить эту проблему", - объяснил необходимость жестких мер премьер-министр Владимир Гройсман.
По словам главы правительства, с этой целью Кабмин будет направлять на усиление безопасности движения 5% от расходов на модернизацию дорог, повышать ответственность и контроль за соблюдением ПДД, а также патрульной службы национальной полиции и тех, кто проводит экзамены по получению водительских прав. По данным Мининфраструктуры, в следующем году на меры по безопасности дорожного движения планируется выделить 1,5 млрд гривен.
МВД предложило ввести ограничение скорости движения в населенных пунктах до 50 км/ч. "Установлено, что при уменьшении максимально допустимой скорости в населенных пунктах с 60 до 50 километров в час количество ДТП, в частности, с тяжелыми последствиями, уменьшается на 80%. Поэтому в большинстве стран Европы, США, максимально разрешенная скорость составляет 50 километров в час", - заявил в ходе заседания правительства Арсен Аваков. По данным его ведомства, при скорости 60 км/ч остановочный путь составляет 55 метров, а вероятность летального исхода при столкновении с пешеходом - 82%. Зато при скорости 50 км/ч - остановочный путь составит 40 метров, а вероятность летальных исходов снизится до 20%.
Кроме того, предлагается в несколько раз предлагается увеличить размеры штрафов за некоторые административные правонарушения. В частности, за превышение максимально разрешенной скорости движения более чем на 50 км/ч штраф будет повышен с 510 до 3400 гривен. В 20 раз - с 510 гривен увеличивается размер штрафа за управление транспортом без водительских прав - он составит 10,2 тыс. гривен, а за повторное нарушение - 40,8 тыс. гривен. Еще больше вырастет штраф для лиц, лишенных прав на вождение, - с 510 гривен до 20,4 тыс. гривен, а за повторное совершение этого нарушения в течение года - до 40,8 тыс. гривен.
Если водитель скроется с места аварии, предлагается повысить штраф с 255 до 3400 гривен и предусмотреть возможность лишения права управления транспортным средством на срок до шести месяцев.
Кроме того, правительство инициирует изменения в Уголовный кодекс с целью ужесточить ответственность водителей, которые в нетрезвом состоянии нарушили ПДД, что привело к нанесению потерпевшим увечий средней тяжести. Для них предлагается установить наказание в виде лишения свободы на срок до 3 лет с лишением прав на вождение от 3 до 5 лет. А за нарушения, которые привели к смерти потерпевшего или к нанесению тяжелый увечий, предлагается лишать свободы от 7 до 12 лет и прав на вождение от 5 до 10 лет.
Также в МВД планируют внедрить фото- и видео-фиксацию нарушений ПДД. "Мы считаем, что внедрение системы фото- и видеофиксации нарушении ПДД наиболее действенным, эффективным, безальтернативным механизмом борьбы с нарушениями и их профилактикой. Такая система на сегодня работает в большинстве стран ЕС и развитых странах мира. Причем их опыт свидетельствует - внедрение системы радикально изменило ситуацию по безопасности на дорогах в лучшую сторону", - заявил Арсен Аваков.
Озвученные Арсеном Аваковым инициативы прописаны в законопроекте об усилении ответственности за отдельные правонарушения в сфере безопасности дорожного движения, а также в трех проектах постановлений Кабинета министров.
Окончательная версия поддержанных на заседании правительства документов может быть дополнена. В частности, министр инфраструктуры Владимир Омелян предложил поддержать законопроект об автоматической фиксации грузового контроля и об аудите безопасности дорог, а также направлять штрафы за перегрузку в Государственный дорожный фонд. Министр финансов Александр Данилюк считает, что полиции нужно предоставить право останавливать машины, водители которых нарушают правила временного ввоза автомобилей. А народный депутат Игорь Диденко ("Самопомич") предложил снизить уровень превышения максимально допустимой скорости, за которую не штрафуются водители, с 20 до 10 км.
Владимир Гройсман был более радикален. "Все те, кто помогает незаконному получению водительских прав за деньги, - уголовная ответственность. Поймали правоохранители - два года, иди в тюрьму. Потому что ты приводишь человека, который несет опасность жизни на дорогах другим людям", - пояснил он свою инициативу. Премьер также порекомендовал усилить ответственность за дачу и поучение взятки представителям патрульной службы.
Кабмин принял решение поддержать эти документы с трехдневной доработкой предложений, которые прозвучали в ходе заседания. "Будем просить украинский парламент, чтобы мы эти решения приняли совместно в ближайшие пленарные недели", - пообещал Гройсман.
Инициативы Кабмина могут не оказать должного эффекта. Партнер юридической фирмы B.Glyadyk & Partners Богдан Глядик заявил, что одно только увеличение штрафов не изменит ситуацию.
Похожего мнения придерживается заместитель председателя координационного совета общенационального Форума безопасности дорожного движения Владимир Караваев, который считает, что увеличение штрафов не повлияет на безопасность движения. "Эффективность будет нулевая. Существует мировая практика, которая говорит о том, что снижение аварийности происходит на протяжении первых трех месяцев после того, как санкции введены. Но потом, в период от трех до шести месяцев, количество аварий приближается к той точке, с которой они снижались. И по истечении шести месяцев все возвращается на круги своя. Увы, но такова мировая практика, и Украина исключением не будет", - считает эксперт.
Не питает иллюзий Владимир Караваев и относительно эффективности снижения максимальной скорости. "Многие европейские эксперты говорят о том, что практически во всей Европе установили ограничение скорости 50 км/час, а только в Украине - 60 км в час "плюс 20". Нам предлагают применить европейский шаблон. Но, опять же, насколько это повлияет на снижение аварийности? На снижение аварийности это никак не повлияет. Сегодня Киев является самым аварийным городом в Украине. Количество аварий и, соответственно, жертв в Киеве больше, чем в других городах страны. Но средняя скорость движения по Киеву составляет от 18 до 20 км в час, - отмечает он. - Мы сегодня говорим о 50 км, и мы задаем вопрос, а повлияет ли это на аварийность, если у нас сегодня по факту средняя скорость 18-20 км в час и самая высокая аварийность в Украине? По-моему, ответ очевиден".
Владимир Караваев добавляет, что у нас сегодня полиция физически лишена возможности контролировать скорость. "Ей физически нечем контролировать скорость. Согласно закону о Национальной полиции (статья 40 закона о Национальной полиции, - ред.), полиция для контроля правил дорожного движения может использовать технические средства, работающие в автоматическом режиме. А теми "трукамами" (TruCAM - измеритель скорости, - ред.), которые остались после ГАИ, полиция не пользуется в силу формулировки в законе", - рассказал он.
Автоадвокат Вадим Володарский считает, что у автофиксации нарушений ПДД в Украине нет будущего. "Насколько можно судить по озвученным инициативам, в Кабмине планируют наступить на старые грабли и штрафовать не тех, кто был за рулем в момент нарушения ПДД, а собственника машины. По этому поводу есть решение Конституционного суда от 2010 года, которым признано незаконным соответствующая статья Кодекса об админнарушениях", - говорит он. Поэтому, по его словам, если нечто подобное введут и сейчас, то рассылка "писем счастья" со штрафами от полиции приведет к тому, что люди будут обжаловать их в судах, ссылаясь на решение Конституционного суда.
"На самом деле, по моему мнению, если не удастся автоматические распознавать лица водителей на фотографиях в момент нарушения ПДД, чего достаточно сложно технически достичь, то во всех остальных случаях у автофиксации нет будущего в Украине", - считает Вадим Володарский.
Сомневаются эксперты и по поводу необходимости пересдачи экзаменов водителями, которые получили права и совершили в последующие два года больше двух нарушений ПДД. Владимир Караваев напоминает, что когда-то такая практика была в Советском Союзе. "Она себя не оправдала. Кроме того, что через два года с людей собирали очередные взятки, как и в первый раз, как у нас сегодня происходит, никакой эффективности не было", - говорит эксперт.
По его словам, в ЕС другие условия допуска водителей к управлению транспортными средствами. "Человек сначала изучает теорию, причем для этого необязательно идти в автошколу, он может делать это самостоятельно. После этого вы приходите сдавать теоретический экзамен, и когда сдали - получаете статус "кандидат в водители". Только при наличии статуса вы имеете право обучаться вождению с инструктором. После этого вы идете к независимому экзаменатору (он может теорию спрашивать, может с вами ездить по городу), который принимает решение готов ли человек к безопасному управлению транспортными средствами. И он тогда ставит свою подпись. На основании его подписи человеку выдается водительское удостоверение. И на будущее экзаменатор несет персональную ответственность", - пояснил Караваев.