После трагического дорожно-транспортного происшествия в Харькове, власти заговорили о необходимости ужесточить штрафы за нарушение ПДД и ограничить скорость езды в населенных пунктах до 50 км/ч.
После резонансного ДТП в Харькове, унесшего жизни шестерых человек, чиновники задумались о необходимости ужесточить контроль за поведением водителей на дорогах и санкции за нарушение правил дорожного движения. Министр инфраструктуры Владимир Омелян заявил о необходимости "снизить смертность на дорогах до нуля", пообещав водителям "драконовские штрафы" и ограничение скорости езды в городах до 50 км/ч. А министр внутренних дел Арсен Аваков вообще намерен остановить "войну на дорогах" и ввести обязательную автоматическую видеофиксацию нарушений.
Кроме того, правительство работает над Национальной программой по профилактике ДТП. Пока чиновники заняты разработкой своих инициатив, эксперты их оценивают скептически, отмечая, что пока предложения министров выглядят нереалистичными, а действия правительства в вопросе ПДД - непоследовательными. Подробнее - в материале РБК-Украина.
В среду вечером, 18 октября, в центре Харькова 20-летняя Алена Зайцева на автомобиле Lexus RX 350 на скорости "влетела" в толпу пешеходов, ожидавших на тротуаре, когда загорится "зеленый" и можно будет перейти дорогу по пешеходному переходу. В результате аварии шесть человек погибло и пять получили ранения разной степени тяжести. Зайцева задержана полицией, ее подозревают в нарушении правил дорожного движения – проезде на "красный свет" и превышении скорости, что привело к гибели людей. Если вина водителя будет доказана, ее ожидает от 5 до 10 лет лишения свободы.
Авария вызвала широкий резонанс в Украине. Советник главы МВД Антон Геращенко выложил на своей странице в Facebook видео с места преступления и отметил, что водитель превысила скорость и проехала на желтый мигающий свет светофора. "За последние два года, водитель "Лексуса" восемь раз задерживалась патрульной полицией Харькова за нарушение правил дорожного движения. Начиная от проезда на красный свет, превышения скорости и заканчивая нарушением правил парковки. Каждый раз ей выписывались штрафы в размере 255-510 гривен. Однако, это не оказало никакого воспитательного эффекта. Вывод - нужно коренным образом менять систему наказания за нарушения ПДД в сторону их ужесточения", - подчеркнул Геращенко.
Статистика Нацполиции лишь подтверждает серьезность ситуации. Так в 2016 году (данные за этот год пока не обнародованы) в Украине произошло почти 160 тыс. ДТП, а это на 15% больше, чем в 2015 году. Во время аварий погибло 3,5 тысячи человек, а в позапрошлом году жертв было больше - около четырех тысяч человек.
После трагедии в Харькове о необходимости ужесточить контроль за ездой на дорогах заявили сразу два высокопоставленных чиновника – министр инфраструктуры Владимир Омелян и министр внутренних дел Арсен Аваков.
Омелян на заседании Межведомственной рабочей группы по реформированию государственной системы безопасности дорожного движения заявил, что в 2018 году на реформу системы будет выделено 2 млрд гривен. По его словам, правительство планирует целый комплекс мер, которые помогут улучшить ситуацию на дорогах. "Мы впервые разрабатываем Национальную программу по повышению безопасности на автодорогах. 5% Дорожного фонда будет направлено на эти цели, это 1,5 млрд гривен. Также мы имеем 400 млн гривен секторальной поддержки ЕС для оборудования мест наибольшей концентрации ДТП по стране", - цитирует Владимира Омеляна пресс-служба его ведомства.
Национальная программа, реализация которой, по мнению Омеляна, должна привести к "снижению смертности на дорогах до нуля", предусматривает введение обязательной автоматической фото - и видеофиксации нарушений. Кроме того, в Мининфраструктуры, совместно с МВД и Нацполицией определили главные места концентрации ДТП в Украине, которые находятся в пяти областях. Правительство обещает принять меры, чтобы уменьшить аварийность на этих участках. В том числе, для этого предложат инженерные решения.
Напомним, сейчас минимальный штраф для водителей составляет 170 грн. Он предусматривается за управление незарегистрированным автомобилем либо транспорт без номерного знака, а также за превышение количества пассажиров в машине. Автомобилист, превышающий установленную скорость более, чем на 20 км, должен заплатить 255 гривен штрафа. Строже всего наказывают за вождение в нетрезвом виде и употребление наркотиков. Штраф составляет более 20 тыс. гривен. За повторное нетрезвое вождение или отказ от экспертизы на алкоголь, санкции еще серьезнее - более 40 тыс. гривен.
В свою очередь, министр внутренних дел Арсен Аваков заявил о необходимости принять законопроекты, которыми предлагается радикально ужесточить наказания за вождение в пьяном виде и ввести повсеместную автоматическую видеофиксацию нарушений, а также – "жесткие штрафы". "Все поправки и уточнения к действующим законам, позволяющие реально радикально остановить "войну на дорогах" уже нами внесены и согласованы с профильным комитетом Верховной Рады. Почему применил термин "война"? Судите сами… За 9 месяцев 2017-го на дорогах погибло 2317 и травмировано двадцать пять тысяч наших граждан!!!", - заявил Аваков на своей странице в соцсети.
Чиновник также отметил, что эффективность видеофиксации подтверждает пример Польши. Благодаря этой процедуре, по его словам, полякам удалось почти в полтора раза сократить количество смертей на дорогах. "Они поставили всего-то пятьсот камер на всю страну. Камеры в Польше стоят только на трассах. В год полякам рассылают миллион "писем счастья", штрафы оплачивает примерно четыреста тысяч человек. И не все у них в порядке и с сетью камер, и с дисциплиной граждан, но! - даже это дисциплинировало водителей и спасло тысячи жизней", - заявил министр. Аваков пообещал, что в Украине только на первом этапе будет установлено около четырех тысяч камер по всей стране.
Как отмечает редактор сайта dtp.kiev.ua, автомобильный эксперт Влад Антонов, ограничение скорости в городах действительно могло бы снизить количество смертей на дорогах. "Участники ДТП в Харькове ехали на большой скорости, даже если представить, что их скорость была семьдесят километров в час, все равно столкновение привело бы к печальным последствиям. Зато если бы машины двигались со скоростью 40 километров в час, то они бы так не разлетелись от столкновения, и машина, скорее всего, не вылетела бы на тротуар", - сообщил РБК-Украина Антонов.
Но автоэксперт отмечает, что без ужесточения контроля за дорожным движением, ограничения скорости будут бессмысленными. Сейчас скорость ограничена до 60км/час, но водители не придерживаются этих правил. По словам Антонова, на автомагистралях беспрерывного движения ехать с такой скоростью физически невозможно. "На таких участках люди едут со скоростью восемьдесят-девяносто километров. Если ты едешь медленнее, то тебя обгоняют, тебе "бибикают" и элементарно могут даже разбить "задник". Но если дорогу перебегает собака, или вдруг лопнуло колесо - происходит ДТП", - говорит эксперт.
Для того, чтобы обеспечить порядок на дорогах, необходимо усилить полномочия полиции, уверен Антонов, а также правоохранительным органам запустить систему автоматической фиксации, чтобы водители понимали, что в случае превышения скорости придется платить серьезный штраф.
Одобряет правительственную инициативу с внедрением Национальной программы безопасности на дорогах и председатель общественной организации "Общественный комитет транспортной безопасности" Юрий Папировый. По его словам, действие последней программы, разработанной правительством, закончилось в 2008 году, и после этого деньги на подобные нужды не выделялись.
"Конечно, чтобы было меньше аварий, нужно хотя бы отремонтировать дороги, поставить отбойники. Для этого органы местного самоуправления должны разрабатывать программу по профилактике ДТП, но они не делают этого, так как нет государственной политики в этой сфере," - уточнил Папировый РБК-Украина.
Заместитель председателя координационного совета "Общенациональный форум безопасности дорожного движения" Владимир Караваев рассказал изданию, что в Европейском Союзе подходы к безопасности дорожного движения жестче регламентированы, чем в Украине. Но главное отличие состоит в том, что в странах ЕС четко прописано законодательство в этой сфере. В Украине - ПДД можно трактовать по-разному, а иногда они даже противоречат законодательству. "Например, водители не понимают, как ездить на перекрестках с круговым движением", - пожаловался Владимир Караваев.
Кроме того, в Евросоюзе обозначены принципы государственного управления системой безопасности дорожного движения и за нарушениями ведется строгий контроль. В Украине же ответственность размыта. С одной стороны, за дорожное движение отвечает полиция. Но с другой - она не может полностью обеспечить безопасность, ведь она зависит еще и от состояния дорог, дорожных знаков, переходов и светофоров. За них уже отвечает Министерство инфраструктуры. "Конечно, можно ввести ограничение скорости в пятьдесят километров, но без ужесточения контроля это не даст никакого результата", - считает Караваев.
Влад Антонов также подчеркнул, что в Европе автоматизированные системы контроля на дорогах запустили более 30 лет назад, и можно убедиться, что система успешно работает. При этом, Караваев считает, что бороться с нетрезвыми водителями с помощью выборочных остановок и проверок – малоэффективно. По его словам, разумнее применить европейскую практику, когда содержание алкоголя в крови проверяют только у тех водителей, которые уже попадались на подобных нарушениях. "В Европе это происходит так: едет полицейский и перед ним монитор, у него есть доступ к базе нарушителей. Правоохранитель видит, что в этом автомобиле уже задерживали водителя в алкогольном опьянении. Тогда он перепроверяет, тот ли это водитель и проводит тест. Нет необходимости останавливать подряд всех водителей", - резюмировал эксперт.
Автомобильный адвокат Вадим Володарский считает, что предложение чиновников ограничить скорость езды в населенных пунктах до 50 км/ч – "вредный шаг". По его мнению, если такое нововведение будет внедрено, то водители вряд ли будут его соблюдить и получится, что де-юре большинство украинцев за рулем станут нарушителями.
Адвокат также отмечает, что введение автоматической фиксации вообще противоречит Конституции. Он напомнил, что 22 декабря 2010 года Конституционный Суд признал неконституционными некоторые статьи Кодекса об административных правонарушениях. С тех пор органы, контролирующие дорожное движение, не имеют права пользоваться приборами "Визирь" и другими средствами автофиксации. Дело в том, что раньше на основе показаний этих приборов за нарушения привлекали владельцев автомобилей, хотя точно установить, кто был за рулем, было практически невозможно.
"Нельзя возлагать ответственность на человека только потому, что на него зарегистрировано транспортное средство. Ответственность нужно привязывать к совершению конкретного преступления конкретным лицом. Не доказав, кто именно был за рулем, штраф назначить невозможно", - подчеркнул Володарский.
Если все-таки власти вернут так называемые "письма-счастья", эксперт прогнозирует, что их будут массово обжаловать в судах. Водители легко будут выигрывать подобные дела, поскольку решение Конституционного суда обязательно к исполнению.
В целом юрист считает действия правительства непоследовательными. Ведь, чтобы планировать меры по уменьшению аварийности, нужна объективная статистика, которая покажет самые распространенные причины ДТП. По словам эксперта, у госорганов нет достоверных данных на этот счет. "У нас бардак в системе расследования ДТП. Случаев, когда неправильно определяют виновников и причины аварий очень много. Например, очень часто, даже когда пешеходы переходят дорогу в неположенном месте, виновными делают все равно водителей. Такое ДТП должно было попасть в категорию произошедших по вине пешехода, но вместо этого попадает в другой раздел статистики", - резюмировал адвокат. Он добавил, что пока не будет наведен порядок с расследованиями, серьезно улучшить ситуацию на дорогах не удастся.