На этой неделе в парламенте должен быть зарегистрирован законопроект о статусе крымскотатарского народа в Украине. В нем предлагается закрепить за Автономной Республикой Крым статус национальной территориальной автономии крымских татар в составе унитарной Украины. За крымскими татарами закрепляется четкое представительство в Верховом Совете АР Крым, городских и райсоветах на полуострове - не менее трети от всех депутатов. Часть норм сможет действовать только после деоккупации Крыма, другие можно точечно отрабатывать на местах компактного проживания крымских татар на материковой части Украины. Один из основных авторов законопроекта - народный депутат Рефат Чубаров - надеется, что закон может быть принят к 18 мая, годовщине депортации крымских татар с полуострова. Однако этому могут помешать политические спекуляции, в том числе, и на теме коренных народов в Украине.
На этой неделе в парламенте будет зарегистрирован законопроект о статусе крымскотатарского народа. В проекте закона, с которым РБК-Украина удалось ознакомиться, крымскотатарский народ называется неотделимой частью украинского народа. В свою очередь, Украина признает крымских татар коренным народом государства. В документе, кроме четких определений терминов, что такое "коренной крымскотатарский народ", Курултай и Меджлис, выписаны общие права крымских татар.
Предусматривается, что Украина будет способствовать добровольному возвращению крымских татар на историческую родину, потому что этот процесс еще не окончился. По словам основного автора законопроекта народного депутата Рефата Чубарова (БПП), речь идет приблизительно о 100 тыс. крымских татар, большинство из которых проживает в Узбекистане. Но будут ли они возвращаться, зависеть от многих факторов, в том числе, и от деоккупации полуострова. Среди прав этого народа указано и то, что Украина будет возвращать исторические топонимические названия населенным пунктам в Крыму. Отметим, что ранее из-за законов о декоммунизации парламент уже проголосовал о возвращении прежних названий 75 населенным пунктам в Крыму. Однако сменят их только после освобождения полуострова.
Чубаров ожидает много дискуссий вокруг одной из статей законопроекта. В ст.7 Автономная республика Крым признается национальной территориальной автономией крымскотатарского народа, созданной в границах полуострова в составе унитарной Украины. Эта норма должна соотноситься с разделом №10 Конституции Украины "Автономная Республика Крым" (ст. 134 гласит: "Автономная Республика Крым является неотъемлемой составной частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решает вопросы, отнесенные к ее ведению"), поэтому необходимо будет выписать ее таким же образом и в Конституции. По словам Рефата Чубарова, со стороны администрации президента работа по внесению правок в основной документ страны затягивается, хотя в прошлом году Петр Порошенко дважды, в своих публичных выступлениях, заявлял об обязанности конституционной комиссии провести необходимую работу.
"Я несколько раз обращался о создании рабочей группы, но безрезультатно, - рассказал РБК-Украина автор документа. - Если эта статья будет тормозом в принятии этого закона, мы можем тогда согласиться на то, чтобы в переходных положениях было прописано, что эти статьи требуют изменений Конституции".
В законопроекте выписано обязательное представительство крымских татар в советах разных уровней. Что касается Верховной Рады, то разработчики документа предлагают, в случае сохранения мажоритарной системы выборов и прежнего количества округов (до аннексии в Крыму их было 10), создать на территории Крыма несколько крымскотатарских избирательных округов. В них участие в голосовании принимают лишь крымские татары, которые большинством голосов выбирают своего представителя в парламенте.
Предлагается создать реестр избирателей крымскотатарского народа. "Этот реестр будет составляющей государственного реестра, вести его будет Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В реестр могут быть внесены крымские татары и члены их семей вне зависимости от их национальности, которые имею право голоса, являются гражданами Украины и проживают на территории страны или за ее границами", - уточнил Чубаров. При этом "слабым" местом этой нормы он назвал привязку сугубо к мажоритарной системе.
В других странах мира также есть практика гарантированного представительства в парламентах определенных национальных меньшинств или этносов, под них даже создаются специальные округа, рассказал РБК-Украина заместитель главы ЦИК Андрей Магера. В качестве примера он назвал Финляндию, в парламенте которой гарантировано представительство депутата от малонаселенных Аландских островов. Что касается специального реестра, то для того, чтобы вносить в него крымских татар и членов их семей должен быть определенный идентификатор, который позволит отделить их от других избирателей. "Если этот идентификатор парламент найдет, то не исключаю, что можно думать над этой идеей. На сегодня пока это сделать невозможно по существующему законодательству", - отметил Магера.
Также авторы законопроекта предлагают гарантированное представительство крымских татар в Верховном Совете Крыма, городских и райсоветов полуострова. По словам Рефата Чубарова, оно должно быть не менее трети от всего количества депутатов. "Но есть такие места, в которых вопрос такого количества крымских татар в советах может быть дискуссионным, например, та же Ялта или Севастополь - их просто туда раньше не пускали и их там очень мало", - напоминает народный депутат.
Эти опасения разделяет и член Меджлиса Эскендер Бариев. По его мнению, в таких советах необходимо гарантировать хотя бы пропорциональное представительство. То есть, если крымские татары составляют 5% от всего населения на определенной территории, то не менее 5% депутатов должны быть крымскими татарами в местных советах. "Кроме того, сейчас в Крыму всего в нескольких населенных пунктах крымские татары составляют около 40%, в целом по полуострову - не более 22-23%. Но в этом случае опять же нужно использовать право вето для коренных народов", - отметил Бариев. Он предлагает также прописать и право вето на решения Верховного Совета Крыма представителей коренных народов, если их права такими решениями ущемляются. "Подобная практика есть в мире, и она очень позитивная", - отметил он.
Часть норм предлагаемого закона смогут действовать только после деоккупации Крыма. Но, по словам Чубарова, уже сейчас можно говорить о соблюдении прав крымских татар, а именно развитие культуры, образования, подготовке учебников и учебных программ, возращении крымскотатарской топонимики, а также наработке законов, которые должны быть сразу применены после возвращения Крыма.
В качестве пилотного проекта можно было бы запустить квотное представительство крымских татар в местных органах власти и самоуправления в местах компактного их проживания в Херсонской области, заявила РБК-Украина координатор группы по разработке закона, эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика Наталия Белицер. "Например, на юге Херсонской области в Новоалексеевке или в Геническе, где очень активная крымскотатарская община, и у них хорошо налажено сотрудничество и с мэром этого города, и с райсоветами", - предложила Белицер.
Кроме того, также сейчас заканчивается работа и над проектом закона о коренных народах Украины, к которым предлагают относить крымских татар, крымчаков и караимов. По словам Белицер, если бы оба закона были приняты раньше, то у Украины было бы больше "козырей" в отстаивании своих прав в Международном уголовном суде в Гааге против России. Например, в Декларации ООН о правах коренных народов есть статья, согласно которой, любые военные действия невозможны без осознанного согласия представительских органов коренных народов, которые проживают на определенной территории ."Никакого согласия Меджлиса или Курултая не было, никаких консультаций с ними не проводилось. В этом контексте и дело о запрете Меджлиса выглядело бы в совсем другом свете. Среди огромного перечня нарушенных норм международного права, была бы еще конкретная линия нарушения прав коренного народа", - отметила эксперт.
Работа над законом о статусе крымскотатарского народа в Украине началась еще в 1996 году. Однако шансов на его принятия не было, в том числе, и в связи с тем, что в стране действовали силы, которые навязывали образ крымских татар как экстремистов и потенциальных террористов, отмечает Белицер. В этом отличилась, в том числе, и СБУ Крыма, большая часть сотрудников которой после аннексии перешла на сторону России.
Были попытки принятия этого закона сразу после оккупации полуострова. Так, в марте 2014 года подобный законопроект был зарегистрирован Геннадием Москалем, тогда народным депутатом от "Батькивщины", а сейчас главой Закарпатской облгосадминистрации. В комментарии РБК-Украина Москаль заявил, что тогда не было политической воли принять такой закон. Но сейчас, по его словам, надо не торопиться, а проводить консультации и экспертизы с украинскими и международными организациями. Именно вопрос национальных меньшинств, кто из народов коренной в Украине, а кто нет, может вызвать новую волну возмущений внутри страны и подогреваться разными, как внутренними политическими силами, так и извне. "А мы тут кто? А мы разве не хозяева на этой земле?" начнут кричать наши ура-патриоты. Большинство в Украине - украинцы. Поэтому, в первую очередь, на законодательном уровне надо определить, кто они. Украинцы - титульная нация или коренной народ? Пока мы этого не сделаем не надо идти дальше. Мне все равно или я титульный, или я коренной, или не коренной, или я москаль! Мне это до лампочки! Но есть люди, которым это тоже до лампочки, но они будут использовать это в политических целях однозначно. И мы можем получить проблемы на ровном месте", - утверждает Геннадий Москаль.
По словам Натальи Белицер, у представителей власти, включая министерства и Верховную Раду, настолько искривлены представления о правах коренных народов и результатах принятия подобных документов, что необходимо проводить "массовый ликбез". "Украинцы - это государствообразующая нация, титульный этнос. Это большинство населения, и по всем подходам к определению никаким образом не могут называться коренным народом, потому что этот статус дают меньшинствам, которые не в доминантном положении и не имеют национального государства. Из-за ряда причин они в более уязвимом положении по сохранению собственной идентичности, чем государствообразующий этнос и национальные меньшинства, которым помогают свою идентичность собирать другие государства", - объясняет эксперт Института демократии имени Пилипа Орлика.
По словам первого заместителя парламентского комитета по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношения Валерия Пацкана (БПП), принимать закон о статусе крымскотатарского народа все равно необходимо. Все относящиеся к Крыму законы могут "поднять дух проживающих там людей в отношении скорейшего возвращения полуострова Украине". "Чтобы избежать спекуляций, необходимо будет проговорить его с общественностью на круглых столах, на эфирах и брифингах, чтобы никто не смог "передергивать" предложенные нормы", - сказал РБК-Украина Пацкан.
Если Украина хочет вообще вернуть Крым, то она должна четко "нарисовать" саму модель Крыма и периода деоккупации не надо ждать, отметил Бариев. "Мы однозначно должны дать часть гарантий для развития, в том числе, и политического, для коренных народов. А также национальным меньшинствам, в том числе, и русским, чтобы они понимали, какую модель мы им предлагаем", - заявил Бариев.
Будет ли принят закон о статусе крымскотатарского народа в Украине, зависит от политической воли и в долгих дискуссиях он не нуждается, заявил РБК-Украина Рефат Чубаров. По его словам, хорошо, если бы он был принят до 18 мая - годовщины депортации крымских татар с полуострова в 1944 году. "Если кто-то не понимает важность этого закона для крымских татар, то тогда они должны подумать о важности или неважности этого закона для Украины. Но это важно для страны, для усиления ее позиции", - считает Чубаров.