Всемирный банк и Европейский союз приняли решение приостановить финансирование проектов по оказанию Украины консультационной помощи в разработке законодательства о госзакупках. Об этом заявил глава представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра.
Всемирный банк и Европейский союз приняли решение приостановить финансирование проектов по оказанию Украины консультационной помощи в разработке законодательства о госзакупках. Об этом глава представительства ЕС в Украине Жозе Мануэль Пинту Тейшейра заявил на круглом столе по вопросам европейской интеграции Украины, передает корреспондент РБК-Украина.
"К сожалению, в закон о госзакупках хотят внести поправки, и мы совместно со Всемирным банком будем наблюдать за этим процессом", - заявил Ж.Тейшейра, выразив обеспокоенность попытками внести изменения в закон о государственных закупках, которые не соответствуют в целом концепции данного закона.
Напомним, 26 октября 2010 г. Еврокомиссия (ЕК) и Всемирный банк (ВБ) выступили против подготовленных Министерством экономики поправок в закон о госзакупках. ЕК и ВБ, в частности, не поддерживают выведение естественных монополий из-под действия закона и расширение возможностей использования закупки у одного участника.
В письме и.о. директора ВБ по Украине, Белоруссии и Молдавии Мариуса Висмантаса и главы представительства ЕС в Украине Жозе Мануэла Пинту Тейшейры к премьер-министру Николаю Азарову, они раскритиковали поправки в закон "О совершении госзакупок", подготовленные Минэкономики.
Международные эксперты обеспокоены возможностью принятия поправок в тендерный закон, что станет "серьезным шагом назад с точки зрения соблюдения Украиной стандартов ЕС".
В ЕК и ВБ также обратили внимание на предложение вывести из-под действия закона естественные монополии, а также на то, что до сих пор не приняты специальные законы, которые должны регулировать тендерные процедуры в различных сферах, например в ЖКХ. "Закон отводил Кабмину месяц на то, чтобы подготовить и передать на рассмотрение Верховной Рады соответствующие документы (закон о госзакупках вступил в силу в июле)", - отмечено в письме. Не согласны европейские эксперты также со сроками обнародования информации о проведении торгов (30 дней), дискриминационными поправками в отношении иностранных участников торгов (все документы предложено составлять только на украинском языке).
Правительству рекомендовано пересмотреть поправки, так как они могут негативно повлиять на возможность получения финансовой помощи от этих структур и повлиять на дальнейший ход переговоров с ЕС о создании зоны свободной торговли.
Отметим, 4 октября с.г. Кабинет министров Украины подготовил предложения по изменению закона о госзакупках. По словам министра экономики Василия Цушко, Кабмин предложил вывести из-под действия закона закупки, производимые агрофондом и госрезервом. Также предусмотрено, что местные обладминистрации будут давать разрешение на проведение закупок у одного покупателя на местном уровне. "Мы сохраняем за собой методологию Минэкономики и предусматриваем децентрализацию. Вводятся изменения в статистику, то есть получатель бюджетных денег делает план закупок и отправляет его в начале года в госстатистику. Госстатистика, согласно перечню, мониторит цены, для того чтобы определить, какие цены на рынке, чтобы была информация у тех, кто покупает и тех, кто проверяет, т.е. в КРУ и других органах", - сказал В.Цушко.
Министр тогда отметил, что часть изменений в закон, которые одобрили 4 октября на Кабмине, согласована со Всемирным банком. "Сейчас есть поручение доработать с Всемирным банком и Еврокомиссией, и потом подать законопроект в Верховную Раду", - сказал он.
Напомним, что 1 июня Верховная Рада (ВР) Украины приняла в новой редакции закон "Об осуществлении государственных закупок". Тогда юристы говорили о том, что этот закон не предусматривает существенных изменений в процедуре проведения торгов и не способен серьезно повлиять на сложившийся механизм закупок. Некоторые эксперты критиковали этот закон из-за того, что он открывает широкие возможности для коррупции. Положительным, по мнению некоторых юристов, в этом законе было то, что функции уполномоченного органа в сфере госзакупок и органа обжалования должны выполнять разные структуры. Так, на Минэкономики были возложены задачи нормотворчества, установления правил, контроля, а задачи, связанные с рассмотрением жалоб, были возложены на Антимонопольный комитет Украины.