Международный валютный фонд (МВФ) согласовал Украине очередной транш кредита. Ожидается, что 1 млрд долларов мы получим уже к концу марта. Власть радуется, поскольку сможет перевести дух и залатать "бюджетные дыры". При этом многие скептически относятся к такому "подарку". К примеру, на днях ряд экономистов раскритиковали политику властей, назвав ее непрофессиональной и губительной для страны. Среди них и Валерий Коновалюк – в прошлом депутат Верховной Рады, а ныне – лидер общественного движения "Новая Украина", эксперт в экономических вопросах. О так называемой "кабале" МВФ, будущем Украины и ее долгах перед кредиторами, "точке невозврата" страны, а также о том, чем Коновалюк занимался после Майдана, с ним поговорили журналисты.
- Валерий, сразу хотелось бы напомнить ваши слова: "Ради очередного транша МВФ Кабмин готов снять последнюю рубашку с украинцев". Не кажется, что вы слишком сгущаете краски? Неужели все так плохо с кредитом МВФ?
- Вопрос не просто в кредите, а в том, как его использовать и что отдавать взамен. У нас уже критический уровень внешнего долга, который превышает ВВП на душу населения. За ближайшие три года нам, гражданам страны, надо погасить – 32 млрд долларов США в условиях полной экономической стагнации.
Я понимаю, что сегодня власти нужно показать свою "работу" – мол, все под контролем, зарплаты и пенсии выплачиваются. А что дальше? Почему никто не задумывается, что миллиарды долларов просто проедаются и разворовываются? Да и в целом, у нас очень безответственное отношение к кредитам МВФ – мы радуемся, когда их получаем, но абсолютно не задумываемся, чем будем их отдавать. Скажу больше – вот вы лично знаете хоть одну страну, которая была бы успешной, выполняя все требования МВФ?
- Думаю, это больше вопрос к вам, доктору экономических наук?
- Так вот я отвечу – нет таких стран. Например, Филиппины с 1962 по 2000 год очень тесно сотрудничали с МВФ – выполнили целых 23 программы, рекордное количество. Что они имеют в итоге? Государство до сих пор является одним из аутсайдеров в регионе.
А то, как Международный валютный фонд ведет себя по отношению к Украине, очень напоминает его политику относительно стран Латинской Америки в 1980-х годах. И что – на каком этапе развития они находятся сегодня?
Поймите, МВФ – это же не благотворительный фонд, а валютный. Более того – он часто выступает не как экономический субъект, а как политический. Даже диктуя то, что суверенно должны определять исключительно только граждане Украины.
- Кстати, пока, вроде бы, речь не идет о повышении пенсионного возраста.
- Вы правильно сказали, ключевое слово тут – "вроде бы". Парадоксально, но до сих пор мы не знаем условий, под которые получим этот миллиард. Правительство отказывается показать меморандум и объяснить обществу ради чего мы должны повышать пенсионный возраст, продавать землю, перекладывать на себя бремя завышенных тарифов и т.д.
Я, кстати, недавно увидел видео выступления Арсения Яценюка на одном из ток-шоу – еще тех времен, когда он был в оппозиции. Суть выступления сводилась к тому, что требование Международного валютного фонда по повышению тарифов – неприемлемо и преступно перед украинцами. Что мы видим в итоге? За эти годы тарифы в среднем выросли в 3-4 раза.
При этом, по опросу 2016 года, 81% украинцев заявили, что не могут оплачивать коммунальные услуги при нынешних расценках! 44% граждан уже получают субсидии и по прогнозам эта цифра будет расти еще. Только за прошлый год коммунальных долгов накопилось на 12,5 млрд гривен! Какие еще нужны цифры, чтобы понять, что система выживания за счет внешних долгов не работает?
- Но сегодня у власти уже другие люди, а не Яценюк...
- Правильно, люди другие, а подходы те же. Они рассматривают любой транш, как способ заткнуть дыры, а что будет через 5-10 лет – их уже не волнует. Это подход временщиков и безответственных людей, а не профессионалов. Эта власть повторяет те же ошибки, что и предыдущая.
Поймите, МВФ, как структура, ориентированная на постоянную прибыль, заинтересован в том, чтобы Украина была вечным должником. Там прекрасно понимают – бедная страна, даже в теории, не сможет выполнить их условия, поэтому уже изначально настроены на то, чтобы основную часть транша вернуть путем урезания социальных стандартов и повышения тарифов на все, что можно.
А остальные затраты возмещать в том числе и за счет природных ресурсов, продажи земли, леса. Кстати, скорее всего, условием получения нового кредита, вероятно, будет снятие моратория на продажу земли, что абсолютно недопустимо.
Все очевидно – страной-должником очень легко управлять. Более того, принимая такие условия, Украина фактически теряет любой шанс на промышленное и экономическое развитие. Зачем промышленность, если нас рассматривают исключительно, как сырьевой придаток? В любых условиях МВФ изначально заложена ловушка – при минимальном развитии экономики, обязательства Украины возрастают в геометрической прогрессии.
То есть МВФ делает все, чтобы Украина не была заинтересована в собственном развитии. Экс-министр финансов Наталья Яресько даже договорилась о том, что если с 2021 до 2040 год рост ВВП составит 3-4% в год, то кредиторы получат дополнительно 15% от этого прироста. А если рост ВВП превысит 4% – заплатим уже целых 40%! Иначе, как налогом на экономическое развитие, или даже репарациями, это не назовешь.
- Звучит не очень оптимистично. Какой выход из ситуации видите вы?
- Прежде всего – мы должны признать, что страна почти приблизилась к точке невозврата. Если раньше мы просто катились с горы, то сейчас перед нами огромная пропасть. Если и дальше довольствоваться экономической политикой этого Правительства и обеспечивать рост экономики 1,5-2% в год, то нам необходимо 12-15 лет, чтобы только вернуться на уровень 2013 года! Весь мир движется в будущее, осваивает новые технологии, а мы безнадежно отстаем.
Все развитые страны борются за три ценности: интеллект, сырье и рынки сбыта. А за что боремся мы? За повышение количества субсидий? Это же смешно и глупо.
Мы везде проиграли, стали завоеванным рынком сбыта для других стран. Более половины потребляем того, что завозим по импорту. Такой себе сырьевой придаток, торгующий ресурсами, а не продукцией. Это не стыдно признать, стыдно ничего не делать, чтобы исправить ситуацию. И выход только один – кардинально изменить приоритеты в развитии страны, начать новую индустриализацию, развивать мелкотоварное промышленное производство, опираться прежде всего на внутренние ресурсы.
- Если допустить, что вы правы в своей критике МВФ, что тогда взамен - идти "в объятия" России?
- Да не нужно ни к кому в объятия! "Россия нам поможет" – это такой же манипулятивный и откровенно вредный миф, как и надежда на благотворительность Запада. Давайте говорить откровенно – им обоим выгодно иметь здесь "серую зону" со слабой экономикой. Ведь бедными легче управлять. Поэтому сначала нам нужно самим стать сильными, а потом уже выстраивать равные отношения с партнёрами – исходя из своих национальных интересов.
- Вы критикуете политиков, но, в конце концов, вы сами трижды были депутатом Верховной Рады, а значит – тоже причастны к нынешнему состоянию страны?
- Во-первых, когда я был депутатом, такого бардака в стране, все-таки, не наблюдалось, да и уровень жизни был значительно выше. А, во-вторых, за каждый день работы в парламенте могу отчитаться: Трудовой кодекс, Бюджетный Кодекс, законопроект "О государственном казначействе", подготовка кардинальной реформы системы здравоохранения в стране – первое, что вспоминается. Зайдите на сайт Верховной Рады, там есть список разработанных мною законопроектов на разные темы – более 150-ти документов.
- Вы еще и внештатным советником президента Виктора Януковича были?
- Верно, но в какой период?
- Напомните?
- Свои полномочия советника я сложил в 2012 году, когда окончательно понял, что ни Януковичу, ни его окружению мои советы не нужны. Вместо реформ и развития государства, они исключительно занимались личным обогащением.
Некоторые нынешние представители власти в то время, извините, еще Януковичу в рот заглядывали, а я открыто, задолго до Майдана заявил, что его политика ведет к кризису и банкротству страны.
Я всегда призывал Партию регионов остановить этот беспредел, эту порочную и губительную систему. Моя позиция всегда была честной и принципиальной. Кстати, советником меня назначили одним указом вместе с Виталием Кличко.
- Чем, кстати, вы занимались все это время?
- Работал, занимался различными инвестиционными проектами, участвовал в различных международных мероприятиях, вместе с моей супругой Валерией занимались благотворительностью – без официоза. В последние годы я осознанно отдалился от публичной политики, поэтому, возможно, и не так часто появлялся в СМИ.
С единомышленниками мы развивали нашу общественную организацию "Новая Украина". Но больше всего уделял время общению с экономистами, руководителями предприятий, лидерами профсоюзов. Честно скажу – это та работа, которая мне очень нравится. Общение с профессионалами дает и самому возможность расти.
Мы создали определенную экспертную среду, которая готовила детальный анализ программ и решений правительства, законопроектов, разрабатывали свои инициативы. Вместе мы подготовили серьезный документ – План перезапуска экономики Украины.
- Расскажите детальнее, что именно вы предлагаете?
- Если рассказывать детально, то одного интервью точно не хватит... Это серьезная стратегия, основанная на глобальной аналитической работе, с цифрами и четкой аргументацией. Очень скоро мы ее представим широкой аудитории. А если говорить кратко, то это программа действий, направленная на формирование новой политики страны – индустриальной.
И ключевая задача – поддержка национального производителя. На ближайшие 5 лет она должна стать государственным приоритетом. Пора уже обеспечивать госзаказами украинские, а не зарубежные предприятия.
К примеру, в прошлом году Киев закупил более 100 белорусских автобусов МАЗ. Деньги, а следовательно – добавленная стоимость и зарплаты, пошли в экономику Беларуси, при наличии собственных украинских производителей. Почему так?
- А у вас есть решение, как можно иначе?
- Без перезапуска экономики мы станем европейской… Сомали. Поэтому мы должны реализовать инфраструктурные проекты — строительство дорог и коммуникаций. Это не только создаст новые рабочие места, но и приведет к экономическому росту в смежных отраслях.
Например, Израиль в начале своего государственного становления строил системы водоснабжения, дороги, электрические сети, дома, фабрики и заводы. И подобные проекты реализовывали во времена Великой Депрессии многие нынешние успешные страны.
При этом новая инфраструктура становится основой для новых промышленных кластеров. В эти кластеры мы должны позвать добросовестных и долгосрочных инвесторов. Мы создадим для них такие условия работы, которые были бы выгодны и им, и стране. Давайте мыслить стратегически. Например, Украине нужен Банк развития, который будет поддерживать производство и торговлю – предоставлять дешевые кредиты для долгосрочных проектов в реальном секторе экономики.
Кроме этого, нужна реформа Национального Банка Украины – чтобы он стал не только регулятором денежной массы и контролером инфляции, а учреждением, помогающим развивать украинскую экономику. Нельзя забывать и о пересмотре политики приватизации – вместо бездумной продажи за бесценок стратегических предприятий, лучше заняться усилением их менеджмента.
- То есть, вы выступаете за полноценный государственный протекционизм?
- Конечно! Только рациональный, а не бездумный. Мы в своей среде экспертов называем это – "экономический национализм". Высокие пошлины на некоторые импортные товары и на экспорт нашего сырья, защита собственного производителя.
Он должен получать преференции на производство товаров с высокой добавленной стоимостью. Если сказать по-простому, то Украине пора уже торговать оборудованием, а не металлоломом; макаронами, а не зерном; мебелью, а не лесом-кругляком.
- Вы же видите, что Европа наоборот заинтересована в том, чтобы мы и дальше продавали сырье. Обещают 600 млн за снятие моратория на вырубку леса.
- Именно поэтому я и сказал в самом начале, что мы интересны МВФ как сырьевой придаток, и Европа тут не исключение. Но мы же хотим работать на перспективу своей страны, а не других, правда? Значит – просто обязаны отстаивать свои интересы. Тем более, что откладывать уже нельзя.
Еще немного времени, и мы окончательно закрепимся как отсталая аграрная страна, откуда постоянно уезжают высококвалифицированные специалисты. Я лично против этого.
- Реализацию Плана перезапуска экономики от Коновалюка сложно представить без политической поддержки. С кем и как вы планируете вернуться в политику?
- План перезапуска экономики – это не билет в политику. Это мое видение развития страны, с которым солидарны ведущие экономисты и промышленники. И этого уже достаточно для того, чтобы План имел право быть реализованным.
Если желание помочь Украине появится и у политических сил, я буду это только приветствовать. В конце концов, у меня двое взрослых и двое маленьких детей. И я хочу, чтобы они жили в своей, а не чужой Украине.