Начиная с субботы, 10 января, участники конкурсной комиссии по определению кандидатур на пост председателя Антикоррупционного бюро (АКБ) заседают в ежедневном режиме. Девять человек приходят в Администрацию Президента и часами рассуждают над тем, каким должно быть содержание объявления о проведении конкурса на замещение вакантной должности. В качестве факультатива они высказывают свое мнение по поводу закона об АКБ, при этом самостоятельно, без рассмотрения вопроса в Верховной раде, внося в него изменение, трактуя его положения так, как считают правильным.
Валерий Калныш, специально для РБК-Украина
Начиная с субботы, 10 января, участники конкурсной комиссии по определению кандидатур на пост председателя Антикоррупционного бюро (АКБ) заседают в ежедневном режиме. Девять человек приходят в Администрацию Президента и часами рассуждают над тем, каким должно быть содержание объявления о проведении конкурса на замещение вакантной должности. В качестве факультатива они высказывают свое мнение по поводу закона об АКБ, при этом самостоятельно, без рассмотрения вопроса в Верховной Раде, внося в него изменение, трактуя его положения так, как считают правильным.
Трудовые выходные
В воскресение, 11 января, на заседании разгорелась дискуссия по двум вопросам одного предложения из п.2 ст. 6 "директором Національного бюро може бути громадянин України, який має вищу юридичну освіту, стаж роботи за фахом не менше ніж 10 років...". А именно: может ли быть главой АКБ иностранец или нет; и в какой сфере должен быть стаж, позволяющий возглавлять Антикоррупционное бюро.
Казалось бы, содержащееся в законе положение дало однозначный ответ на этот вопрос - АКБ должен возглавить гражданин Украины. Но члены конкурсной комиссии всерьез задумались над тем - должен ли кандидат быть украинцем. Смысл для такой постановки вопроса есть. Ты можешь быть, скажем, венгром, принимать участие в конкурсе, победить и только после этого вступить в украинское гражданство. А можешь и не вступить, если конкурс не выиграешь.
Любопытно, что против допуска иностранцев выступил итальянец Джованни Кесслер (делегирован в комиссию по квоте Верховной Рады), по мнению которого "в конкурсе не могут принять участие те, кто не отвечают предусмотренным критериям", первым из которых является наличие украинского гражданства. В итоге долгих обсуждений комиссия сошлась на новой редакции: "Кандидат иностранец также может принять участие в конкурсе, добавив к необходимому пакету документов ходатайство на имя Президента Украины о получении гражданства". Александра Яновская (квота правительства), во время обсуждения этого положения с возмущением отметила, что "мы (комиссия - В.К.) как бы рисуем схему под что-то".
Стоит напомнить, что сторонником назначения на пост главы АКБ является Президент Петр Порошенко, который, собственно и будет выбирать кандидата из тех трех, которые ему предложит комиссия. После этого он отправляет соответствующее представление в парламент и, если народные депутаты голосуют за кандидата, которого определил Президент, глава государства издает соответствующий указ и утвержденно-избранный приступает к исполнению своих обязанностей. 27 ноября, выступая в парламенте, Петр Порошенко сказал следующее: "Имею конкретное предложение ко всем, кто причастен в соответствии с процедурой, выписанной в законе, к назначению руководителя этой чрезвычайно важной институции (АКБ - В.К). Я предлагаю пригласить на эту должность человека из-за пределов Украины. У него будет преимущество - отсутствие связей в украинской политической элите. Никто никому не является кумом, сватом".
К этим словам мы еще вернемся.
Что касается 10 лет работы по специальности, то тут тоже оказалось все непросто для членов комиссии. По только им понятной причине они решили уточнить, что, когда говорится о стаже, то слова "10 лет" касаются именно области права. То есть, мало закончить ВУЗ (в том числе и за пределами Украины) и получить юридическое образование, необходимо еще не менее 10 лет проработать юристом. Кесслер и тут остался верен себе, отметив, что "комиссия во второй раз самовольно изменила закон".
Кандидатский минимум
Профессор кафедры правосудия Киевского национального университета им. Т. Шевченко Александра Яновская, возможно, сама того не ведая, попала в точку, когда предположила, что комиссией выписываются правила или, как говорят в бизнесе, "условия конкурса под одного покупателя". Смею предположить, что свой выбор Президент Петр Порошенко уже сделал. С точки зрения украинских традиций это, к сожалению, нормальная практика, когда сначала определяется победитель, а потом проводятся конкурсы, слушания, голосования, которые легитимируют этот выбор.
Сейчас обсуждаются две кандидатуры на пост главы АКБ. Это гражданин США Богдан Витвицкий и гражданин Грузии Михаил Саакашвили (на фото). Примечательно, что пока никто из "украинских украинцев" не отметился, благодаря журналистским источникам, в списке кандидатов. Богдан Витвицкий - американец украинского происхождения. Он специализировался на экономических преступлениях, был федеральным прокурором и помощником генерального прокурора США, работая в соответствующем подразделении министерства юстиции США. Сам Витвицкий подтвердил, что его кандидатура рассматривается на этот пост. В комментарии агентству "Укринформ" он сказал: "То, что переговоры происходят, - это правда, что я был несколько дней в Киеве на прошлой неделе по этому вопросу - тоже правда".
Шансы у господина Витвицкого (на фото) не велики. Источники в Администрации Президента отмечают, что юридическая подготовка бывшего федерального прокурора блестящая, но мало применимая к украинским реалиям, поскольку США и Украина живут в абсолютно разных юридических системах. В частности, у нас отсутствует прецедентное право - одна из основ американской юриспруденции.
Если Богдану Витвицкому откажут, то, естественно, не по этой причине. Возможному кандидату уже более 65 лет и тем самым он не вписывается в возрастной ценз, предусмотренный законом об Антикоррупционном бюро ч. 4 ст. 6 которого гласит, что достижение 65-ти летнего возраста является основанием для снятия с должности (а никак не условием назначения - В.К). Хотя членам конкурсной комиссии ничего не мешает ходатайствовать перед народными депутатами об изменении этой нормы и, если вдруг это произойдет, станет понятно под кого она корректируется.
Михаил Саакашвили (на фото) тоже юрист. Он закончил факультет международного права КНУ им. Т. Шевченко, магистр права, учился и работал по профилю не только в Украине и Грузии, но и в Норвегии и США, в частности, в компании Patterson, Belknap, Webb & Tyler. Был министром юстиции Грузии в 2000 году. Источники в АП утверждают, что именно на нем остановил свой выбор Петр Порошенко. И его не останавливает даже то, что Саакашвили все же повязан в Украине кумовством: в ноябре 2006 года тогдашний Президент Виктор Ющенко и балерина Нино Ананиашвили стали крестными родителями второго сына Михаила Саакашвили - Николоза. Бывший Президент Грузии во главе Антикоррупционного бюро Украины это очень красивый имиджевый ход. Человек, с чьим именем ассоциируется борьба со взяточничеством в Грузии теперь будет бороться с этим порочным явлением в Украине. Это рассуждения по типу "уж он-то знает как!"
Саакашвили в своих публичных комментариях дает понять, что соглашаться занять должность в Украине он не собирается. В конце декабря прошлого года, в эфире грузинского телеканала "Рустави-2" он заявил: "Были парадоксальные предложения, в том числе, чтобы занять высокие официальные посты, как открыто, так и в личных беседах, но у меня, понятно, нет таких планов. Советами, всем чем смогу помогу, но то, что они должны сделать, мы не сможем сделать, а им надо делать быстрые реформы".
Против назначения Саакашвили играет сразу несколько причин. Стоит начать с того, что бывший Президент может не пройти проверку люстрационным законом ст. 33 которого предусматривает ряд запретов на занятие должности для тех, кто имел отношения с советским КГБ. Там есть норма, которую при желании можно "привязать" к бывшему Президенту Грузии, а именно: "...был студентом или участником курсов в специальных партийных, политических школах или курсах и школах ФСБ, КГБ, КПСС на территории СССР или СНГ".
С 1989 по 1990 гг. Михаил Саакашвили служил в рядах пограничных войск КГБ СССР и, наверняка, проходил соответствующие курсы. Бывший руководитель пограничного департамента Грузии Валерий Чхеидзе, бежавший после избрания Саакашвили Президентом сначала в Украину, а потом в Россию, вспоминает со ссылкой "на украинских коллег": "Они мне рассказали, что Саакашвили служил у них - сначала на контрольно-пропускном пункте Чоп на границе с Венгрией, а затем в Бориспольском аэропорту, поскольку он владел иностранными языками. Его бывшие начальники сообщили, что характеризовался он положительно, ничего "крамольного" не совершал.
В альбоме (фотоальбом, подарок который Чхеидзе сделал Саакашвили - В.К.) присутствовала даже черно-белая фотография, где он был представлен как отличник боевой и политической подготовки, оформляющий рейс из Киева то ли во Франкфурт, то ли еще куда-то".
Еще одной причиной, по которой Михаил Саакашвили может не согласиться номинироваться на пост главы Антикоррупционного бюро - выборы. Имеются ввиду выборы Президента Грузии. Побыв главой государства на протяжении двух сроков, господин Саакашвили не мог выдвигать свою кандидатуру на третий срок. Сейчас пост главы грузинского государства занимает Георгий Маргелашвили, представляющий партию "Грузинская мечта-Демократическая Грузия". Партию, созданную противником Саакашвили - Бидзиной Иванишвили. Соратник бывшего Президента Грузии - Давид Бакрадзе - занял на выборах 2013 г. второе место (62,11% - 21,73%).
Следующие выборы в 2018 г. и, вполне возможно, Михаил Саакашвили намерен принять в них участие. Так что вопрос с переходом из одного гражданства в другое может негативно сказаться на его шансах снова возглавить Грузию.
"Третий нужный"
В любом случае, будь кандидатом Ветвицкий или Саакашвили процесс избрания, как представляется, движется в неправильном направлении. Во главе АКБ должен находиться не имиджмейкер или убеленный сединами патриарх от юриспруденции, а "следак". Человек плоть от плоти следственного дела, тот, кто знает, как ведется расследование, тонкости оперативного дела. Хорошим организатором процесса является тот, кто хорошо разбирается в нюансах работы своих подчиненных. Можно сколько угодно сетовать на порочность украинской правоохранительной системы, но, как представляется, есть все же люди, которые знают следственное дело, принципиальны, смелы и ответственны.
В 2012 г. в одном интервью Арсений Яценюк - премьер-министр, а тогда глава партии "Фронт змин", отвечая на вопрос как намерен вести борьбу с коррупцией, сказал: "Необходимо выработать четкие полномочия для чиновников. Сейчас они априори коррупционеры, поскольку от них зависят все решения. Поэтому первое, что мы сделаем - ограничим полномочия чиновников и их влияние на жизнь простого гражданина. Это не мы придумали, это наработки Кахи Бендукидзе, я изучил грузинский опыт. Второй блок - это, конечно же, создание специального органа по борьбе с коррупцией. Сегодня этой борьбой занимаются все, кому не лень,- МВД, прокуратура, СБУ - и таким образом они же и возглавляют коррупцию. Наша задача - отобрать у них эту функцию и создать подконтрольное парламенту национальное антикоррупционное бюро. Это должна быть самостоятельная структура. Здесь тоже ничего нового - структура по типу ФБР 30-х годов прошлого века, когда его создавал Эдгар Гувер. По-другому мы ничего не сделаем".
Эдгар Гувер, рядовой сотрудник министерства юстиции США, впоследствии возглавивший ФБР начинал с того, что возглавил соответствующее подразделение по борьбе с радикалами. Вот что пишет о Гувере в своей книге "ФБР. Правдивая история" журналист, лауреат Пулитцеровской премии Тим Вернер: "В его ведении были сотни агентов и осведомителей, работающих на Бюро расследований.
Он мог потребовать ареста почти любого человека по своему выбору. Он начал организовывать в масштабах страны кампанию против врагов государства. Ему было всего лишь 24 года. ...Гувер изучил механику массовых арестов и задержаний в течение своего первого года работы в министерстве юстиции. В департаменте имелся список из 1400 политически подозрительных немцев, проживавших в Соединенных Штатах на день объявления войны. 98 из них были посажены в тюрьму незамедлительно, 1172 человека сочли потенциальной угрозой национальной безопасности страны и могли арестовать в любой момент".
Уже сейчас, по имеющейся информации на чиновников I и II категории заведено и расследуются органами прокуратуры почти 400 уголовных дел, которые, с момента начала работы АКБ, а это предположительно произойдет в апреле, будут переданы сотрудникам Бюро. Можно, естественно, утверждать, что поскольку всю "черновую" работу ведут заместители руководителя, те, кто отвечает конкретно за расследование, то и "опыт Гувера" не является обязательным качеством. Возможно и так. Но в таком случае вопрос о том, кто возглавит АКБ не имеет большого значения - все равно работать будут другие.
Очередное заседание комиссии состоится сегодня, в понедельник 12 января, в 18.00.