Попытки правительства Арсения Яценюка реформировать украинскую экономику по-прежнему тщетны. Системными изменениями не могут похвастаться ни первый, ни второй Кабмины Яценюка. Уже почти половина экономики находится в тени, констатировало Министерство экономического развития и торговли.
Попытки правительства Арсения Яценюка реформировать украинскую экономику по-прежнему тщетны. Системными изменениями не могут похвастаться ни первый, ни второй Кабмины Яценюка. Уже почти половина экономики находится в тени, констатировало Министерство экономического развития и торговли.
МЭРТ подсчитал, что за год уровень теневой экономики вырос. В 1 квартале 2014 года этот показатель составлял 42%, а в январе-марте с.г. - 47% от официального ВВП. В пресс-службе министерства отметили, что речь может идти о нелегальном обороте в 145,3 млрд грн в фактических ценах.
Существенный рост теневой экономики начался в 2013 году, сказано в отчете МЭРТ. Дальнейший рост теневого сектора связано с "ценовыми и девальвационными шоками, а также эскалацией военного конфликта".
Таким образом, бизнес реагирует на риски его уничтожения, что характерно в период существования угроз национальной безопасности.
В то же время, в правительстве Арсения Яценюка признали, что разочарование субъектов хозяйствования в улучшении экономической и политической ситуации в ближайшей перспективе побудила их активно использовать схемы "сокрытия части прибыли".
В частности, аспектом этой тенденции указан рост убытков и неплатежей в экономике. Внешнее негативное влияние сводится к обострению политических отношений и сворачиванию экономических связей с Россией.
"Нужно решить проблему нестабильности. Это ключевой вопрос, - заявил РБК-Украина директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины Валерий Геец. - В условиях существующей нестабильности возникает стремление создать возможность или припрятать ресурсы, или получить их определенным образом от нелегального сектора, чтобы обезопасить себя. Это серьезный мотив".
Методология оценки теневой экономики по уровню убытков предприятий свидетельствует о том, что показатель в 1 квартале составил 50%, что на 8 п.п. больше, чем за соответствующий период прошлого года.
Хотя функционирование бизнеса в условиях вооруженного конфликта, последствием которого стало создание территорий, неподконтрольных украинской власти, является более чем объективным фактором наращивания объема убытков.
На снижение финансового результата в полной мере влияет и разрушение производственных мощностей, разрыв логистических связей. Это, в первую очередь, коснулось предприятий добывающей и перерабатывающей промышленности.
Как сообщало РБК-Украина, на территории Донецкой и Луганской областей были разрушены промышленные и торговые объекты концерна "Стирол", комбината "Каргилл", "ДТЭК Шахта Комсомолець Донбасса", шахты им. Засядько, центрального рынка Луганска.
Разрушение транспортной инфраструктуры приводит к невозможности получения сырья, необходимого для производства. Эта проблема касается Харцызского трубного завода, кондитерской фабрики А.В.К., Артемовского завода по обработке цветных металлов, Алчевского меткомбината.
По данным МЭРТ, в 1 квартале объем убытков по экономике вырос в 2,3 раза. Негативный финрезультат составил почти 386 млрд грн. В то же время, доля убыточных предприятий снизилась на 3 п.п.
Наибольший уровень теневой экономики - в сфере розничного товарооборота. Нелегальный оборот здесь за год вырос на 5 п.п. и составил 56%.
По оценкам МЭРТ, это является следствием сокращения объемов продаж населению потребительских товаров в легальном секторе (на 3,1%) на фоне незначительного роста расходов населения (на 0,02%).
Для удовлетворения своих потребительских нужд население отдавало предпочтение субъектам малого предпринимательства. Именно этот бизнес, по мнению чиновников, имеет высокую склонность к уходу в тень при неблагоприятных условиях функционирования.
Исполнительный директор Украинской торговой ассоциации Игорь Кишко сказал, что население в условиях сокращения доходов ищет где подешевле. Но, с другой стороны, гарантии качества или контроля за температурным режимом остаются под вопросом.
Чтобы решить проблему теневого сектора или хотя бы снизить ее уровень, нужно начинать с малого - установки кассовых аппаратов, уверен Игорь Кишко.
"Все должны быть в равных условиях. В идеале не должно быть единого налога, - пояснил он. - Но и государство должно предложить альтернативу. Должны быть организованные центры продаж, нормальные рабочие места, возможность капитализации бизнеса в Украине, а не вывода капитала за границу".
Большой проблемой, стимулирующей развитие теневого рынка, являются высокие налоги на доходы и нагрузка на фонд оплаты труда. Как известно, Минфин сейчас работает над налоговой реформой, которая будет пересматривать нынешние принципы формирования ЕСВ и НДФЛ. Кроме того, ожидается реформирование и единого налога.
В отчете МЭРТ ничего не сказано о том, что правительство будет делать с таким уровнем теневой экономики. Но чиновники указывают, что продолжают дерегуляцию, борьбу с коррупцией, повышают эффективность управления госсектором экономики.
Очевидно, что этого недостаточно. Все это - полумеры и лишь попытки, считают эксперты и представители бизнеса.
"Без реформ бизнес не заставить выйти из тени, - заявила РБК-Украина исполнительный директор Европейской Бизнес Ассоциации Анна Деревянко. - Фундаментальных изменений за полтора года не произошло. Несмотря на призывы жить по-новому, коррупция осталась. Бизнес ждет адекватной налоговой политики и администрирования, и возможностей в административном порядке честно защищать свои интересы".
Поэтому пока этого всего не будет, теневая экономика, если и не будет расти, то останется на нынешнем уровне.
Исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко с осторожностью отнесся к данным МЭРТ из-за того, что методика подсчета теневой экономики устарела.
"В 2012 году оценка уровня теневой экономики была около 30%, по нашим подсчетам - около 50%, И это достаточно оптимистично. Если посмотреть оценку Венского университета, то теневая экономика была более 54%, - сказал Олег Устенко. - Из этого я делаю вывод, что уровень тени по методологии МЭРТ отклонялся на 10-20 п.п. Поэтому к указанным ныне 47% можно приплюсовать еще 10-20%".
Уровень "тени" катастрофически высок и, в таком случае, точно не сработает система административного давления и увеличения ответственности для сокращения ее доли. Необходимо резкое снижение налогового давления, что чревато бюджетными недопоступлениями.
"Но на риск нужно идти. И через 6-9 месяц поступления восстановятся и вырастут. Компенсатором могут стать кредитные ресурсы. Другого выхода нет, - считает Олег Устенко. - А потому уже подключить тяжелую терапию - борьбу с коррупцией, судебную реформу".
Но рассчитывать, что в проведении реформ не на словах, а на деле Украине помогут международные кредиторы, уже не стоит. Правительство должно взять ответственность на себя и, хотя бы, начать.
Валерий Геец уверен, что прямой зависимости между сокращением ставок и увеличением отчислений в бюджет нет. Для капитализации налогов необходим соответствующий бизнес-климат - от защиты права собственности до условий вложения прибыли в развитие компаний в Украине, а не вывода ее за границу.
"Акцент должен быть не только на структурных реформах, но и на рыночных преобразованиях. У нас экономика не рыночная, а квазирыночная. А раз так, то она и способствует появлению теневого ранка. Например, мы сейчас взяли курс на приватизацию. Но никто не знает, как она будет проведена, неизвестно какие изменения будут внесены в законодательство, к чему они приведут", - резюмировал Валерий Геец.