Как стало известно РБК-Украина, уже в июле перевозки военного и стратегического назначения, которые осуществляются госкомпанией "Укрзализныця", могут быть приостановлены. Основная причина - правоохранительные органы отбирают у менеджмента железнодорожной монополии право на доступ к государственной тайне и спецсвязи. Это может быть вызвано риском "утечки" секретной информации и предоставлением доступа к ней сотрудникам УЗ, которые по закону не имеют на это право. Впрочем, в "Укрзализныце" и Министерстве инфраструктуры утверждают, что проблема уже решена, но в этом сомневаются СБУ и военная прокуратура. Подробности - в материале РБК-Украина.
В распоряжении РБК-Украина оказался документ, адресованный премьер-министру Владимиру Гройсману, согласно которому в январе этого года у ПАО "Укрзализныця" истек срок специального разрешения Службы безопасности (СБУ), предоставляющий компании доступ к государственной тайне. Такие разрешения правоохранительные органы выдают государственной железнодорожной компании для осуществления перевозок военных грузов в зону АТО, а также для транспортировки грузов стратегических предприятий, к примеру, атомных электростанций.
Источник РБК-Украина в правоохранительных органах, знакомый с ситуацией, рассказал изданию, что Главная военная прокуратура уже начала досудебное расследование в уголовном производстве "по факту разглашения ведомостей, составляющих государственную тайну", сотрудниками "Укрзализныци".
При этом собеседник отказался уточнить, какого рода утечки информации были зафиксированы, и каковы последствия ее разглашения, но, по его словам, еще в прошлом году СБУ дважды предупреждала УЗ о наличии оснований для отмены разрешений для компании на допуск к гостайне. И правоохранительные органы уже эту процедуру запустили.
Кроме того, в июне истекает срок действия разрешительных документов на осуществление УЗ спецсвязи. Правда, в пресс-службе компании РБК-Украина сообщили, что информация об истечении срока действия разрешительных документов на осуществление УЗ спецсвязи не соответствует действительности.
"Отсутствие у "Укрзализныци" специального допуска к гостайне, фактически делает невозможными спецперевозки, в том числе со стратегически важных предприятий, а также военные перевозки в зону АТО", - говориться в документе, которым располагает РБК-Украина. Получить информацию о том, ознакомился ли с его содержанием глава правительства, пока не удалось.
Проблемы у железнодорожной монополии с правоохранительными органами из-за доступа к гостайне начались еще весной 2016 года, с того момента, как главой правления "Укрзализныци" был назначен Войцех Балчун. Согласно закону "О государственной тайне", гражданин, не имеющий украинского гражданства, не может иметь доступ к засекреченной государством информации. Поскольку Балчун является гражданином Польши, спецразрешения на доступ к гостайне у него до сих пор нет. Соответственно, еще в прошлом году "Укрзализныця" столкнулась с ситуацией, при которой специальные перевозки оказались под угрозой срыва. Кто сейчас из членов правления "Укрзализныци" получил от имени компании доступ к гостайне, в правоохранительных органах уточнить изданию отказались, сославшись на гриф ДСК ("для служебного использования").
Вопрос доступа к секретной информации актуализировался и в конце 2016 года после того, как 15 декабря шесть серверов регионального филиала УЗ - "Приднепровская железная дорога" - были атакованы хакерами, а менеджмент "Укрзализныци" получал рассылку с угрозами. Тогда заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк заявил, что в качестве меры по усилению безопасности список должностных лиц УЗ, имеющих доступ к гостайне, будет пересмотрен. Сегодня Юрий Лавренюк уточнил РБК-Украина, что перечень пересмотрело СБУ. По его словам, два члена правления УЗ имеют такой допуск, и они отвечают за спецперевозки. "Данный вопрос пока урегулирован через членов правления - граждан Украины. На сегодня проблем по спецперевозкам нет", - заявил Лавренюк изданию.
Больше информации о том, что было предпринято, чтобы не допустить перебоев с перевозками специальных грузов, РБК-Украина удалось получить в правоохранительных органах. В частности, еще в апреле 2017 года СБУ совместно с Главной военной прокуратурой организовали передачу доступа к тайному документообороту и спецсвязи от центрального офиса УЗ в региональный филиал компании "Юго-Западная железная дорога". Но работа на таких условиях противоречит требованиям закона "О государственной тайне", поэтому это было временное решение, утверждает источник РБК-Украина, знакомый с ситуацией изнутри.
В "Укрзализныце" РБК-Украина подтвердили, что в январе 2017 СБУ лишила управленческий аппарат компании разрешения на осуществление деятельности, связанной с государственной тайной и сейчас менеджмент УЗ "такую деятельность не осуществляет". "Однако такие разрешения имеют региональные филиалы компании, поэтому специальные перевозки железнодорожным транспортом осуществляются в соответствии с нормативно-распорядительными документами без нарушений действующего законодательства", - сообщили в пресс-службе УЗ.
Правда, и этот вариант решения проблемы со спецперевозками может быть исчерпан уже в июле, говорят правоохранительные органы, ссылаясь на нормы закона "О государственной тайне". В результате, уже в следующем месяце "Укрзализныця" может и вовсе лишиться прав на специальные перевозки. Таким образом, государство не сможет удовлетворить потребности армии и стратегических предприятий в перевозке грузов. "Это может быть выгодно государству-агрессору. В результате сложившаяся ситуация несет потенциальную угрозу интересам национальной и экономической безопасности Украины", - говорят источники издания в правоохранительных органах на условиях анонимности.
Вместе с тем, передача региональным филиалам "Укрзализныци" доступа к гостайне вскрыла еще один пласт проблем. В частности, источники РБК-Украина в правоохранительных органах говорят, что компания назначила руководителями своих филиалов людей, которые не имеют права на допуск к гостайне, а кроме того, их биографии "содержат сомнительную или неподтвержденную информацию". Речь идет о таких региональных отделениях как Юго-Западная, Приднепровская и Донецкая железные дороги.
В частности, менеджмент УЗ назначил руководителем "Приднепровской железной дороги" Николая Кужавского. В период с 2007 по 2014 годы он занимал должности вице-президента "Промышленной инвестиционной группы транспортного машиностроения "ИнтерКарГруп"" и генерального директора концерна "Техвоенсервис", подчиненного Минобороны. Примечательно, что до 2012 года президентом "ИнтерКарГруп" был уже бывший министр обороны Павел Лебедев, который сейчас подозревается Генеральной прокуратурой в совершении тяжелых и особо тяжелых преступлений, в том числе и в участии в преступной организации, созданной беглым президентом Виктором Януковичем, и в препятствовании мирным акциям протестов в 2013-2014 годах.
Вместе с тем в пресс-службе УЗ сообщили, что процедура предоставления допуска к государственной тайне директорам региональных филиалов осуществляется в соответствии с действующим законодательством. "На момент назначения ряд руководителей уже имели такой допуск", - заверили в УЗ.
Также источник РБК-Украина указывает на несколько других кадровых назначений, которые вызывают вопросы у правоохранительных органов. К примеру, директором департамента грузовых перевозок работает Максим Кушнирчук, который, по мнению собеседника издания, является фактическим представителем российского бизнеса по грузовым перевозкам. К примеру, ранее он работал в компаниях "ТК-Логистик" и "Трансконтейнер", которые после назначения Максима Кушнирчука в УЗ существенно увеличили грузооборот. По словам источника издания, примерно такие же ситуации происходят в других подразделениях УЗ, "куда в течение последнего времени назначаются люди, которые аффилированы с "семьей Януковича".
Не довольны правоохранительные органы и тем, что "Укрзализныця" не собирается "менять ситуацию" и "реформирует компанию непродуманно". Например, после того, как в рамках реформы железной дороги был создан филиал "Пассажирская компания" и в него из региональных филиалов были выведены работники пассажирских служб, региональным филиалам были приостановлены допуски к гостайне. Как следствие, они теперь не могут осуществлять спецперевозки.
Но в "Укрзализныце" не видят в реформировании отрасли проблем со спецперевозками. "Продолжается процесс реформирования железнодорожной отрасли, выделение вертикалей, создание вертикально интегрированной компании, в рамках чего создана пассажирская компания. С 1 июля в ее состав войдут службы пассажирских перевозок еще трех региональных филиалов: Львовской, Донецкой и Приднепровской. Структурные изменения в обществе не является препятствием для возможности осуществлять специальные перевозки", - сообщили РБК-Украина в пресс-службе УЗ.
РБК-Украина будет следить за развитием событий.