В поисках новых источников наполнения бюджета Минфин планирует в следующем году снова увеличить ставки акцизного сбора, в частности, на табачные изделия. При этом как-то не учитывая, что для украинских потребителей сигаретные акцизы и так являются значительно более тяжелым бременем, чем для более состоятельных европейцев.
В поисках новых источников наполнения бюджета Минфин планирует в следующем году снова увеличить ставки акцизного сбора, в частности, на табачные изделия. При этом как-то не учитывая, что для украинских потребителей сигаретные акцизы и так являются значительно более тяжелым бременем, чем для более состоятельных европейцев.
Если аппетиты чиновников победят здравый смысл, и они согласуют 40-процентное повышение ставок в следующем году, уровень давления акцизного налога на население достигнет рекордного, как для Европы, показателя в 1%.
Украинцы - самые богатые в Европе?
Сегодня в Украине уровень давления акцизного налога на население страны (Excise Tax Pressure, соотношение минимального уровня акцизов к показателю ВВП на душу населения) находится в пределах 0,73%.
Чтобы понять, много это или мало, сравним эту цифру с аналогичным показателем других стран. Так вот, примерно такой же уровень характерен для достаточно состоятельных стран - Франции, Кипра, Португалии, Ирландии. При этом, уже сейчас украинский показатель существенно выше (а значит, хуже), чем в благополучных Бельгии, Германии, Швеции, Австрии.
То есть, в нашей стране, где падает производство и растут цены на все, уровень акцизной нагрузки (которая напрямую влияет на стоимость товаров) уже сейчас фактически вдвое выше, чем в развитых странах ЕС.
Если же будет принято предложение об увеличении акцизов на 40%, то соотношение минимального уровня акцизов к ВВП на душу населения в Украине уже в следующем году вырастет до рекордных 1,00%. Это превысит аналогичный показатель не только для Великобритании и Мальты, но и для Польши, Румынии и Болгарии, где эти показатели сейчас являются самыми высокими в Европе.
Фактически, уровень давления акцизного налога в Украине будет повышен до беспрецедентного уровня. Поэтому последствия этого шага будут крайне негативными.
Повышение акцизов - процесс постепенный
Для повышения табачных акцизов существуют определенные предпосылки. Кроме необходимости увеличить поступления в бюджет, есть еще необходимость гармонизировать наши ставки акциза с европейскими требованиями (у нас минимальная ставка меньше 20 евро, в Европе - 90 евро за тысячу сигарет), а также нормализовать ситуацию с нелегальной табачной продукцией - контрабандой и контрафактом. Но и эти задачи необходимо решать с учетом региональных особенностей - как это рекомендует, в частности, подписанное Украиной Соглашение об ассоциации с ЕС.
По оценкам участников табачного рынка, повышение ставок акциза на 40% приведет к росту цен на сигареты на 3,5-5 грн, в зависимости от ценового сегмента. Средневзвешенная цена легально произведенной пачки сигарет вырастет на 30%, до 18,5 грн за пачку. При этом резкий рост цен вынудит курильщиков покупать более дешевую нелегальную продукцию, и сделает контрабанду сигарет в Украину значительно более выгодной.
В июне контрабандная продукция стоила в среднем от 8 грн до 12 грн за пачку, тогда как средняя стоимость пачки сигарет, с которой уплачены все налоги, составляла 15 грн. Естественно, что на такую разницу цен в первую очередь отреагируют курильщики с низким уровнем доходов, которые будут искать дешевую альтернативу в нелегальном сегменте.
Этим летом контрабандная и контрафактная табачная продукция занимала около 2-3% рынка. Если цены на сигареты вырастут на 3,5-5 грн., то прогнозируется, что в 2016 году нелегальная продукция может занять до 15% рынка, что будет означать потерю не менее 5 млрд грн налоговых поступлений. То есть, бюджет рискует потерять четверть всех поступлений от табачного акциза (в этом году его предполагают собрать в размере 20 млрд грн).
Кстати, подобные прецеденты уже случались: Болгария, Румыния и Литва, спеша выполнить требования Евросоюза, слишком резко поднимали акцизную планку. Внутренний рынок этих стран реагировал однозначно: уровень контрабанды сразу прыгал до 30-40%. Поэтому правительства трех стран вынуждены были прибегать даже к снижению акцизных ставок, чтобы выровнять ситуацию. Важное уточнение: в Болгарии, Румынии и Литве - самый низкий уровень доходов населения среди всех стран-новых членов ЕС. Но он все равно выше, чем у украинцев.
Украина переживает очередной экономический кризис. Прогнозы относительно нашей экономики с приближением конца года становятся каждый раз более пессимистичными: так, Всемирный банк недавно ухудшил свой прогноз падения украинского ВВП до 12%. Соответственно, уровень доходов украинцев также уменьшается: в частности, по данным Госстата, за І квартал реальные доходы наших сограждан упали на 23,5%, во II квартале - сократились на 34% по сравнению с аналогичным периодом 2014-го. Тем не менее, наше государство планирует и в дальнейшем увеличивать налоговые и ценовое нагрузки!
В результате исследования акцизной проблематики эксперты Центра CASE Украина пришли к выводу: с учетом социально-экономической ситуации в нашем государстве, и несмотря на пример стран-новых членов ЕС, Украине следует повышать акцизы до норм Евросоюза в течение последующих 15-17 лет. При этом ставку акциза возможно наращивать в среднем на 16% ежегодно.
Итак, если Кабмин не планирует довести страну до социального кризиса, ему стоит вернуться к умеренному варианту (повышение акцизов максимум на 27% в следующем году), который позволит, во-первых, обеспечить рост поступлений в госбюджет, во-вторых - продемонстрировать, что Украина идет европейским путем и работает над выполнением требований ЕС, и в-третьих - учтет интересы и доходы украинских граждан, учитывая сложную экономическую ситуацию в государстве.