Украинские продакшны научились продавать за рубеж ТВ-форматы собственного производства. Особой популярностью во всем мире пользуются украинские комедийные форматы, такие как "Рассмеши комика" и "Сваты". Теперь очередь за экспортом технологических ноу-хау.
Украинские продакшны научились продавать за рубеж ТВ-форматы собственного производства. Особой популярностью во всем мире пользуются украинские комедийные форматы, такие как "Рассмеши комика" и "Сваты". Теперь очередь за экспортом технологических ноу-хау.
Предыдущие несколько лет были довольно успешными для украинских производителей контента. Появилось более десятка шоу, форматы которых (общую концепцию и брендинг) удалось продать за рубеж. Среди них "Рассмеши комика", "Майдан's", "Ревизор", "Хата на тата", "Селянка-панянка", "Джентльмены на даче", "Все буде добре".
Несмотря на кризис, в 2015 г. это направление также активно развивалось. Глобально для производства и дистрибуции период оказался продуктивным, пояснила продюсер Film.UA Group Ирина Костюк. Например, у ее группы сейчас в производстве и разработке более двух десятков различных проектов, это около 250 часов контента одновременно.
"Да, бюджеты заказчиков подупали, но потребность в контенте (после запрета российского) выросла, и мы пытаемся отвечать практически на все запросы, требования и особенности рынка", - рассказала она.
Продажа форматов для продакшнов является, скорее, "приятным бонусом" к основному бизнесу, чем приоритетной задачей. Костюк напомнила, что первые украинские форматы появились давным-давно: "Караоке на Майдане" (1999 г.), "Галопом по Европам"(2000 г.), "НЛО"(1998 г.), просто их никто не продавал как форматы.
По оценкам участников рынка, объем продажи украинских форматов за рубеж в 2013 г. не превышал 1 млн долл. Превысил ли он эту отметку сейчас, производители контента не говорят.
"Рынок продажи собственных форматов в Украине только в начальной стадии", - констатировала Костюк. Чтобы подтолкнуть его развитие, в прошлом году Film.UA Group открыла регулярно обновляемый каталог украинских форматов UA Formats, и теперь продает форматы силами своей дистрибуции. По словам Костюк, на данный момент акцент делается на продаже форматов scripted-проектов, то есть шоу с реальными людьми, но в ситуациях, заранее прописанных сценаристами.
Лучше всего в этом году продавались форматы, созданные и "раскрученные" в предыдущие годы. Например, совсем недавно удалось продать в Литву формат шоу "Хата на тата" (производство СТБ, 2012 г.), а формат пост-шоу "Страсти по Ревизору" (Новый канал) - в Россию.
Формат сериала "Нюхач" (Film.UA, 2013 г.) купил японский телеканал NHK, для него это будет первый опыт адаптации зарубежного сериала. С конца июля японские зрители могли смотреть оригинальную версию "Нюхача" на канале AXN Mystery. В общей сложности оригинал был продан в более чем 60 стран. В начале 2016 г. на NHK планируется премьера уже с японскими актерами и в японских реалиях.
Одним из самых успешных украинских форматов стал "Рассмеши комика" производства студии "Квартал 95". Его продает шведская компания Eccho Rights под международным названием "Crack them up". На начало сентября 2015 г. формат был продан в 13 стран мира, включая Вьетнам, Китай, Бельгию, Австралию, Данию, Финляндию, Францию, Италию, Нидерланды (речь идет о продаже лицензий и опционов).
В нескольких странах он был успешно реализован. Например, в Китае очень хорошие рейтинги у этого проекта. Как рассказала директор по развитию "Квартал 95" Ирина Победоносцева, китайские коллеги очень внимательно отнеслись к формату даже в мелочах.
"Как вы знаете, в украинском "Рассмеши комика" участники выступают перед Владимиром Зеленским и Евгением Кошевым. Китайцы нашли двух своих комиков такого же роста как, соответственно, Зеленский и Кошевой. И высокого комика даже заставили побрить налысо голову, подумав, что это - одна из особенностей формата", - отметила она.
Формат "Майданс" (2011 г.), который "Квартал 95" придумал и реализовал совместно с компанией "Стар Медиа" и телеканалом "Интер", также успешно дистрибьютируется по миру уже несколько лет.
"Квартал 95" также смог продать шесть сезонов сериала "Сваты" - и как продукт, и как формат по всему миру.
"Сериал очень популярен во всех русскоязычных странах и не только в них. Его отлично знают в Израиле, русскоязычная аудитория в США, в Канаде, в Австралии", - рассказала Победоносцева.
"Сваты" были трижды (в 2012, 2014 и 2015 гг.) номинированы на телевизионном фестивале в Монте-Карло, как один из самых популярных комедийных сериалов в мире, наряду с "Теорией большого взрыва" и "Отчаянными домохозяйками".
В этом году формат "Сватов" был успешно реализован в Казахстане местной продакшн-компанией, с казахскими актерами.
В начале октября "Квартал 95" показывал свой каталог форматов на продажу на мировом телевизионном форуме MIPCOM в Каннах (Франция). По словам Ирины Победоносцевой, поездка была очень продуктивной. Сейчас ведутся переговоры о продаже форматов в те страны, куда они еще не продавались.
Речь идет не только о "проверенных" форматах "Рассмеши комика", "Майданс" или "Сваты", но и о музыкально-развлекательных реалити-шоу "Хочу в ВИА Гру" и "Хочу к Меладзе", фестивале юмора "Лига смеха". Кроме того, есть большой интерес к совсем новому сериалу "Слуга народа" (2015 г.), показ которого только в ноябре стартует в Украине. Широкое внимание также привлек анимационный проект "Сказочная Русь".
"Если контент качественный и интересный, он интересует покупателей и из Европы, и из Азии, и из Австралии, и из Америки", - подчеркнула Победоносцева.
Производством и продажей новых форматов в этом году также занимались каналы группы Starlightmedia. СТБ произвел новый формат в жанре медицинского ток-шоу "За живе": это обсуждение актуальных проблем, связанных со здоровьем людей, с приглашением экспертов.
На "Новом канале" сейчас готовится новый формат "Привычка жениться", где принявшим решение создать семью парам предлагается пройти "тест-драйв" брака и проверить партнера "на прочность".
"На данный момент ведутся переговоры с несколькими крупными форматчиками о включении этого формата в их международный каталог, и к нему уже есть серьезный интерес", - рассказала PR-менеджер группы StarLightMedia Ольга Ваганова.
Еще один свежий формат "Нового" - scripted-реалити "Аферисты в сетях" - рассматривает немецкий продакшн.
"Но основной наш рынок сбыта форматов на сегодня - это русскоязычные территории. Мы, например, продаем много своего продукта в Казахстан", - подчеркнула Ваганова.
В производстве у Film.UA находятся программы "Женский доктор" и "Дежурный доктор", которые также планируется продавать как форматы.
Как рассказывает Ирина Костюк, украинские продакшны начали применять новые технологии в производстве форматов, преуспели в визуальных эффектах и CGI графике. Очень позитивный отклик имел формат "В мире людей", на украинском ТВ он выходил в качестве рубрики в "Вечернем Киеве".
В производстве шоу применялась уникальная технология: живым людям в кадре "приделывали" 3D элементы. Например, у ведущего Владимира Зеленского вместо своей головы была ослиная. "С такой технологией наша фантазия может пойти далеко", - отметила Костюк.
Также сейчас в разработке находится ситком "Робот", где главный персонаж полностью нарисован по технологии "motion capture".
"Наша амбиция - продавать его как готовый продукт, как формат, а также как ноу-хау в плане технологий", - заявила Костюк.
По словам Ольги Вагановой, последние полтора года украинские телеканалы были сфокусированы на борьбе с кризисной ситуацией, в которой оказался рынок, поэтому форматы, как и многие другие вопросы, временно отошли на второй план. Но это не значит, что идей стало меньше.
"В целом, Украина, как и, например, Израиль, может стать страной производства и экспорта форматов. И не только в страны СНГ, но и в старушку Европу, которая, в поисках свежего, может их очень даже захотеть купить, - отметила она. - Это будет хорошей специализацией в мировом разделении труда".