Украина, обеспеченная запасами угля на сотни лет, превратилась в нетто-импортера этого топлива. В обзоре мировой энергетики, подготовленном британской нефтегазовой ВР, всего лишь пять лет назад отмечалось, что при текущем уровне добычи Украине должно хватить таких запасов на 462 года. Но с 2012 года страна ежегодно импортирует несколько миллионов тонн угля. В 2015 году этот показатель, по данным Государственной фискальной службы, достиг почти 15 млн тонн. Введенный регулятором рынка электроэнергии с мая 2016 года новый порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены (ОРЦ), призванный развязать клубок противоречий в энергетике, на этой неделе стал предметом острых дебатов в парламентском комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Украина, обеспеченная запасами угля на сотни лет, превратилась в нетто-импортера этого топлива. В обзоре мировой энергетики, подготовленном британской нефтегазовой ВР, всего лишь пять лет назад отмечалось, что при текущем уровне добычи Украине должно хватить таких запасов на 462 года. Но с 2012 года страна ежегодно импортирует несколько миллионов тонн угля. В 2015 году этот показатель, по данным Государственной фискальной службы, достиг почти 15 млн тонн. Введенный регулятором рынка электроэнергии с мая 2016 года новый порядок формирования прогнозной оптовой рыночной цены (ОРЦ), призванный развязать клубок противоречий в энергетике, на этой неделе стал предметом острых дебатов в парламентском комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности.
Россия не поставляет топливо для украинских ТЭС из-за политического запрета. Отгрузки антрацита с оккупированных территорий нестабильны. С июня 2016 года поставки угля марки А снова приостановлены. Запасов на складах электростанций хватит на месяц работы. Энергосистема снова может столкнуться с дефицитом мощностей, что в прошлые годы приводило к ограничению энергоснабжения или импорту электроэнергии из РФ.
Энергетики увеличивают нагрузку на ТЭС, использующие добываемый на контролируемой Украиной территории уголь газовых марок. Но полностью перекрыть потребность в электроэнергии они не смогут технически. Да и с ресурсом тоже проблема — из-за недофинансирования отрасли добыча падает. Складские запасы газовых углей, которые и формируют мнение о профиците топлива, сработают за месяц без стабильного пополнения.
Основная причина — отсутствие господдержки. "Мы единственная страна в мире, которая так поступила со своими шахтерами: отменила дотации в один момент, без всякого переходного периода, без программы реформирования, создания новых рабочих мест... ", - отметил первый зампредседателя Всеукраинской энергетической ассамблеи Юрий Саква.
Добивают отрасль заниженные цены на товарную продукцию. Уголь продается зачастую ниже себестоимости, в результате убытки угольного сектора в 2015 года достигли 11 млрд грнивен. Инвестиции снижаются, а с ними и объемы добычи. По данным Минэнергоугольпрома, в 2015 года добыча угля в Украине сократилась по сравнению с 2014 на 38,8%.
С другой стороны, фактически за счет угольной отрасли субсидируется теплоэнергетика. Саква пояснил, что в 2016 году государственные ТЭС закупают уголь госпредприятий по 1100-1250 грн/т при его себестоимости около 2000 грнивен.
Представители объединения "Самопомич" предложили при затратах свыше 2000 гривен импортировать уголь. Но проблема в том, что обеспечить потребности в антраците без шахт зоны АТО или РФ не получится. В месяц необходим 1 млн т, а украинские порты позволяют принимать около 400 тыс. т такого груза.
К тому же, как только Украина сталкивается с дефицитом и выходит на внешний рынок, трейдеры повышают цену. Сейчас топливо из Австралии с поставкой в сентябре обойдется ТЭС в 86 долл./т, то есть в 2150 гривен. Поставки из ЮАР оцениваются в 75 долл. (1875 гривен), но это еще не предел.
Конечно, помогать африканским горнякам можно, но отечественный углепром — это не только себестоимость добываемого угля. В отрасли работают более 100 тысяч человек, у которых есть семьи. То есть около полумиллиона украинцев живут за счет угледобычи. Кроме того, шахты — это миллиарды гривен уплаченных налогов и заказы для тысяч украинских компаний. Готово ли государство отказаться от этого сектора экономики? В комитете ВР по вопросам ТЭК полагают, что необходима программа реструктуризации отрасли, чтобы понимать, каким шахтам помогать. Такой документ есть, а вот денег на его реализацию нет. Круг замыкается?
Если угольная отрасль - проблема профильного министерства, то финансирование генерирующих компаний — забота регулятора. Глава Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, Дмитрий Вовк пояснил логику нового порядка формирования ОРЦ.
Главная задача заключалась в создании условий для обеспечения теплоэнергетики топливом при любых обстоятельствах. Ведь от этого в конечном итоге зависит энергобезопасность и энергонезависимость страны — более трети электроэнергии производится из угля. Обеспечить баланс Объединенной энергосистемы Украины без ТЭС невозможно.
Вспомним, как начинался 2015 год. Страна преодолела веерные отключения за счет импорта электроэнергии из РФ. Поставок угля с временно неконтролируемых территорий и из РФ не было. С 1 января 2015 года отменили господдержку шахт. Уже тогда средняя цена антрацита для ТЭС, включая импорт, была установлена в размере 1364 грн/т. А украинский газовый уголь ТЭС разрешали покупать по цене ГП "Уголь Украины", контролируемого министерством, — 1100 грн/т. После неудачных попыток министра Демчишина добиться господдержки, в третьем квартале «Уголь Украины» цену угля марки "Г" до 1200 грн/т.
При этом цены на электроэнергию и уголь устанавливали в "ручном режиме", как и раньше. Прогнозировать стоимость энергоресурсов в такой ситуации было невозможно. Цена угля в Украине менялась без какой-либо ориентации на мировые тенденции. Если в 2007-2009 годах уголь в Европе значительно подорожал, то в Украине цена на него сдерживалась искусственно — разница доходила до 70 долл./т. Углепром лишился значительных инвестиций, в то время как иностранные конкуренты использовали этот финансовый ресурс для развития.
С 2011 года наблюдается обратная ситуация. Европейский угольный индекс АРI2, отражающий стоимость угля в портах Амстердама, Роттердама и Антверпена, снижается, а у нас уголь дорожает. И это может свидетельствовать о том, что уже потребитель субсидирует шахты. Но и в том и в другом случаях рынку давались неправильные сигналы.
В ноябре 2015 года регулятор предложил формулу ценообразования для украинского угля, учитывающую показатель АРI2 и цены, устанавливаемые Минэнерго. Учет местной специфики позволял немного удешевить топливо. Однако сохранялось административное влияние и в полной мере не использовалась возможность поддержки угольной отрасли через рыночную цену товарной продукции.
Кроме того, при импорте угля ТЭС и ТЭЦ в 2015 году НКРЭКУ устанавливала им тариф с учетом европейского индекса и затрат на доставку. Поэтому после бурных обсуждений решили считать предельную стоимость угля для энергетики на уровне всех реальных расходов: АРI2 + транспортировка до ТЭС.
Плюс такого подхода — отсутствие режима "ручного" регулирования, поскольку ни НКРЭКУ, ни Минэнергоугольпром не влияют на индекс. Также достигается автономность от зоны АТО. 40% угля для ТЭС недоступны, поэтому регулятор установил граничную цену, что позволяет ТЭС планировать закупки. Но это не значит, что все будут платить по прогнозной цене, которая, по расчетам одного из оппонентов новой методики экс-члена НКРЭКУ Андрея Геруса, составляет 1500 грн/т. ТЭС жестко конкурируют, поэтому они мотивированы и заинтересованы снижать затраты.
Андрей Герус считает, что для обеспечения рыночных условий будет достаточно оставить только привязку к индексу АРI2, исключив из новой формулы фрахт. Также эксперты предлагали рассматривать привязку не к международным индексам, а на основании внутренних индикаторов для определения цены на уголь газовых марок.
Но если использовать внутренние индикаторы, то это себестоимость наименее эффективных производителей, уголь которых востребован рынком. Текущая средняя себестоимость угля госшахт за 2015 составила 2069 грн/т (при текущем курсе -83 долл./т). То есть еще больше, чем цена угля, рассчитываемая по международным индексам+фрахт.
Дмитрий Вовк также пояснил, что в 2015 году импортный уголь закупался по ценам выше АРI2+ логистика в условиях форсмажорного выхода на рынок такого крупного игрока, как Украина. По его мнению, включение транспортировки в цену вполне логично.
"Возможности закупки угля с оккупированных территорий на данный момент нет. Поэтому следует исходить из необходимости брать доставку и принимать это как плюс к пене — это необходимое условие. Доставка определяется рыночным способом", — добавил эксперт проектного офиса в Украине секретариата Энергетического сообщества Станислав Малевич.
Эксперты также обсуждали, можно ли считать, что тариф ТЭС достаточен для эффективной работы, о чем свидетельствует 270 млн гривен чистой прибыли государственного "Центрэнерго" в первом квартале 2016 года. Но эти данные приведены без учета полной картины. "Центрэнерго" взяло более 1,2 млрд гривен в энергорынке. Если бы они погасили этот кредит, то сейчас были бы в убытке", — пояснил Саква.
Спорны и заявления о подорожании электроэнергии для бизнеса и граждан из-за новой формулы. По словам Вовка, намного большее влияние на ОРЦ оказывает нормализация работы НАЭК "Энергоатом". Ведь в условиях блокирования средств АЭС закупать материалы и проводить ремонты затруднительно. Поэтому объем "дешевой" атомной электроэнергии может снизиться еще больше.
Многие эксперты считают внедрение формульного подхода шагом на пути к рынку. "Ручной" режим формирования цены не был подкреплен экономическим обоснованием. Новая формула — не идеальное решение, но это как минимум привязка к рыночному ценообразованию, которого до этого не было", — считает Малевич. По его словам, более десяти европейских стран привязывают цены к индексу АРI2.
"В 2015 году украинский уголь стоил 1100 грн/т, это около 40 долл., а импортировали по 90 100 долл. Где логика? Довели шахты до такого состояния — они не могут работать, нет средств на закупку материалов и техники. Формульный подход к формированию цены — это уже что-то", — подчеркнул председатель Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец.
Директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко считает, что "формула позволяет убрать влияние политиков". По его мнению, таким образом страна страхует себя на случай, если оккупированные территории откажутся поставлять антрацит. Но самое главное — решается проблема с наполнением топливных складов к отопительному сезону.
Участники дискуссии были едины в том, что формула — это переходный период к рынку угля. "В украинской энергетике накапливаются проблемы. Есть два варианта развития событий. Неуправляемый - если прорвет само, потому что то, что сегодня происходит с атомной и тепловой энергетикой, на рынке угля, это абсолютно неконтролируемый процесс с точки зрения стратегического управления государства. Или же мы проявим мудрость и политическую волю, чтобы этот процесс пошел в правильном направлении", — констатировал первый замглавы комитета по вопросам ТЭК Александр Домбровский. По его мнению, необходимо продолжать внедрение рынка газа, принять закон "О рынке электроэнергии" и думать о рынке угля.
Источник: "Зеркало недели" №22, от 17.06.2016